Контрольная работа по дисциплине "Управление качеством продукции"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

1. Государственный надзор за соблюдением требований нормативной документации.
2. Аккредитация лаборатории на техническую компетенцию или техническую компетенцию и независимость, их оснащенность.
3. Стандарты в области охраны окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 7.docx

— 112.90 Кб (Скачать файл)


в) заявку на аккредитацию по специальной  форме, где заявитель указывает область аккредитации (виды продукции и услуг, сертификация которых планируется, или виды испытаний), обязательства по проведению процедуры аккредитации и ее оплаты независимо от результата.;

г) регистрацию заявки в органе по аккредитации;

д) анализ полноты данных заявки и  приложений к ней, которые содержат данные о юридическом статусе испытательной лаборатории или органа по сертификации, оснащенности производственными площадями, оборудованием, кадрами и нормативной документацией, а также заполненную анкету-вопросник о готовности к аккредитации и руководство по обеспечению качества;

е) заключение договора между органом  по аккредитации и заявителем, в  котором оговариваются права  и обязанности обеих сторон.

Этап проведения экспертизы состоит из следующих процессов:

а) назначения экспертов для аккредитации по согласованию с заявителем. В качестве руководителя экспертизы выступает обычно штатный эксперт органа (системный эксперт), а в качестве технических консультантов — эксперты из числа привлекаемых на основании субподряда;

б) распределения обязанностей при  аккредитации между членами экспертной комиссии, которое проводит главный эксперт; заявочных документов экспертами по специальным вопросам

в) анализа органе по аккредитации

г) проведения экспертизы непосредственно в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным 
критериям;   

д) составления отчета по экспертизе членами экспертной комиссии.

Этап решения по аккредитации включает следующие операции:

а) проверку результатов экспертизы по отчету экспертной комиссии. Утверждение или отклонение решения экспертной комиссии проводит комиссия по аккредитации, в состав которой входят руководитель органа и члены секторных комитетов;

б) оформление аттестата аккредитации при положительном решении. Срок действия аттестата, в котором указывается  область сертификации или испытаний, максимально составляет 5;

в) занесение в реестр аккредитованных  органов по сертификации или испытательных лабораторий.

Этап инспекционного контроля заключается в том, что орган по аккредитации следит за выполнением требований аккредитации в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании договора.

Таким образом, аккредитация способствует обеспечению качества сертификации и доверию к ее результатам и методам.

Рыночные отношения и проблема качества. Качество как средство конкурентной борьбы и фактор успешной коммерческой деятельности

Качество продукции – понятие  довольно емкое и широкое. Общеизвестно, что технический уровень и качество продукции формируются ("закладываются") при ее разработке, обеспечиваются в процессе производства и поддерживаются в ходе эксплуатации и ремонта. Однако на последнем этапе они снижаются по разным причинам, в том числе по мере морального старения.

Специалисты различают технический, экономический и философский  аспекты качества. Рассматривая в  нашем случае техническую сущность понятия "качество", следует представлять, что продукция имеет ряд свойств, описываемых (устанавливаемых в технической документации) с помощью значительного количества технических характеристик (показателей качества). Выбор состава таких характеристик (параметров) обеспечивает полноту понятия "качество", которая в значительной мере зависит от объективности и квалификации разработчиков продукции.

Под воздействием интенсивного развития рыночных отношений в мировой экономике на смену задаче строгого соответствия стандартам производителя приходит новая: обеспечение соответствия реальным потребностям потребителя, который желает и должен получить возможность свободного выбора из множества аналогичных товаров тех, что наиболее пригодны с точки зрения их использования. К обеспечению соответствия стандартам добавляется необходимость обеспечения соответствия использования продукции. Решение этой задачи потребовало изменения технологии контроля качества товаров. Технический контроль начинает превращаться в специализированный вид деятельности, направленный на регулирование качества, анализ причин дефектов, выработку мер по их устранению и проведение мер профилактического характера. На смену средствам технического контроля приходят средства технического управления качеством продукции.

В 70-е гг. конкурентная борьба производителей за рынки сбыта выдвигает как одну из основных целей производства продукции обеспечение соответствия стоимости, т.е. сочетание высокого качества продукции и низкой стоимости. Достижение этой цели потребовало, в дополнение к используемым средствам технического управления качеством, развития и совершенствования элементов организационного  управления качеством. На базе объединения технического и организационного управления родилась концепция комплексного управления качеством продукции.

Внедрение комплексного управления качеством  продукции означало завершение перехода от важности "внутреннего контроля качества" к важности "внутреннего строительства качества". Этот переход привел в 70-х гг. ведущие предприятия многих стран к новому уровню качества их продукции, основанному на обеспечении соответствия ее стандартам, использованию и стоимости.

В 80-х гг. в результате дальнейшего  обострения конкурентной борьбы происходит очередная переориентация целей  в области обеспечения качества продукции. Высокий уровень индустриального  развития большинства стран позволял не только быстро копировать технологию производства и обеспечение этих соответствий, но и иметь в ряде случаев более низкие издержки (на рабочую силу, на землю и т.п.). В этой связи стратегической целью становиться соответствие скрытым требованиям потребителей, что побудило производителей к созданию так называемых "новаторских товаров", т.е. тех, которые удовлетворяли бы желания потребителей до того, как эти желания у них появятся.

Для достижения новых целей в  области обеспечения качества и  под мощным воздействием японского  опыта с середины 80-х гг. в мировой  практике стал формироваться новый подход, характерный и для настоящего времени, получивший название "всеобщее управление качеством".

Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции  лучше, чем аналогичная, обладать большей  надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производителями.

Однако конкурентоспособной может  оказаться также продукция равного качества и даже несколько уступающая конкурирующей, поскольку к числу условий, интересующих потребителя относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семейная традиция или другие подобные факторы. На конкурентоспособность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.

Продукция может оказаться конкурентоспособной  и случайно. Такая ситуация случается  при определенных экономических  и организационных условиях: наиболее часто при малом бизнесе и  реже – при среднем. Крупные производственные компании уже давно не рассчитывают на случайную конкурентоспособность своей продукции. Они тщательно изучают рынок, желания и возможности потребителей, проводя маркетинговые исследования.

Если производителю повезло  и его продукция волею случая оказалась конкурентоспособной, то ему нужно, во-первых, выяснить возможно точно причины, обусловившие этой случай, а во-вторых, успеть принять меры по сохранению своего выигрышного положения.

 

3. Стандарты в области  охраны окружающей среды.

Стандарты качества природной среды - единые, соответствующие достигнутому уровню научно-технического прогресса  нормативы, правила или другие документы, доступные широкой общественности и разработанные с учетом требований или с одобрения всех заинтересованных сторон на основании достижений науки, техники и практики, которые способствуют повышению общественного благосостояния. 
Стандарты утверждаются на национальном, региональном или международном уровнях. Они представляют собой предельно допустимые уровни содержания основных загрязнителей среды воздушной, среды водной и среды почвенной и подразделяются на первичные и вторичные стандарты. Первые — это предельные уровни, обеспечивающие с определенным запасом надежности сохранение здоровья населения; они должны соблюдаться в течение оговоренного времени. Вторые — необходимые для предупреждения других известных или предполагаемых эффектов помимо воздействия их на здоровье человека. Стандарты качества природной среды используются для оценки состояния природной среды и ее компонентов, регламентируют деятельность производственно-хозяйственных объектов в целях охраны природы, рационального использования природных ресурсов, обеспечения оптимального качества окружающей природной среды на основе правильного сочетания экологических и экономических интересов общества в условиях хозяйственной или рекреационной деятельности.  
Государственные стандарты относятся к подзаконным правовым актам, конкретизирующим общие положения экологического законодательства Украины. 
Государственный стандарт (ГОСТ) — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. 
Для природоохранной деятельности генеральным стандартом является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».  
Согласно ГОСТу 17.0.0.01-76, система стандартов в области охраны природы (ССОП) состоит из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природные ресурсов. Основной задачей ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на: обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов; содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды; совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества. 
ССОП разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований. 
Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ), номера системы по классификатору стандартов и технических условий, точки, номера, точки, номера вида (табл. 2), точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта. 
Например, ГОСТ 17.1.3.05—82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. В данном примере ГОСТ — категория стандарта (государственный стандарт), 1.7 — номер системы (ССОП — система стандартов в области охраны природы), 1 — номер группы (гидросфера), 3 — номер вида (правила охраны и рационального использования природного объекта), 05 — порядковый номер стандарта (стандарт номер 5) и 82 — год регистрации стандарта (1982 год). В настоящее время система управления окружающей средой регламентирована стандартами ДСТУ ISO серии 14000. В этих стандартах регламентировано: состав, описание элементов системы и установки относительно применения; принципы управления, системы и средства обеспечения; общие принципы и процедуру аудита, аудит систем управления окружающей средой и классификационные требования к аудиторам из экологии. 
Значительное влияние на чистоту окружающей среды и охрану природы имеют мероприятия по обращению с разными выбросами промышленного производства, обработки и возделывания сельхозугодий, обеспечения чистоты питьевой и технической воды, регламентированные многими государственными стандартами Украины. 
Постановлением Кабинета Министров от 26 октября 2001 г. за № 1430 «Об утверждении платных услуг экологического характера, которые могут предоставляться территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины» установлен перечень работ и консультаций, к которым отнесены: 
—разработка природоохранных программ предприятий; 
—организация и осуществление определения показателей состава и свойств проб объектов; 
—подготовка документации относительно аккредитации измерительных лабораторий; 
—соблюдение экологических требований объектами, получение разрешений на производство и сохранение ядовитых веществ; вывоз и ввоз продукции, которая может содержать озоноразрушающие вещества; 
—осуществление количественной и качественной оценки выбросов и сбросов; 
—определение радиационного состояния территорий и объектов; 
—измерение содержания загрязнений; 
—составление паспортов для очистительных сооружений и тому подобное.  
Система экологических стандартов — самая важная составная часть природоохранного законодательства. Несоблюдение стандартов карается законом. 
Экологические стандарты — едины и обязательны для всех объектов данного вида и уровня системы норм и требований относительно отношения к окружающей природной среде. 
Существуют стандарты международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий. 
К самым важным нормативам качества окружающей среды принадлежат предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах. На основании ПДК разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ в воздух и воду. Через изменения общего экологического состояния окружающей среды ПДК, ПДВ и ПДС наиболее опасных и распространенных загрязнителей уточняются каждые 3—5 лет с учетом усиления негативного эффекта от их общего действия.  
На государственных и межгосударственных уровнях созданы организации, обязанные следить за выполнением законов об охране природы и осуществлять мониторинг природной среды и отдельных его компонентов.  
В Украине контроль по состоянию природной среды и выполнением природоохранных актов осуществляют Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы, система государственных санитарно-эпидемиологических станций и др. 
В 1989 г. опубликован международный документ «Правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития», подготовленный по заданию ООН специальной Комиссией международной группы экспертов-юристов. Он представляет собой свод правовых принципов охраны окружающей среды и устойчивого развития человечества.  
Таким образом, в нашей стране экологическое законодательство опирается на систему стандартов, содержащих ряд нормативов и требований к качеству окружающей среды. Возрастающий интерес мировой общественности к охране окружающей среды потребовал обеспечения общности методического подхода к решению этой проблемы, которое достигнуто разработкой соответствующих международных стандартов. Международная организация по стандартизации (ИСО), учитывая тенденции мирового развития, в частности необходимость перехода к концепции устойчивого развития, приняла решение о создании Технического комитета ИСО по тематическому направлению «Управление окружающей средой», или «Экологическое управление». Он разработал комплекс международных стандартов ИСО 1400. 
Вновь созданный комитет ИСО тесно взаимодействует с ИСО «Управление качеством продукции», поскольку системы управления качеством продукции и системы управления качеством окружающей среды как объекты стандартизации имеют много сходств. 
Система экологического управления (СЭУ) — организационно-техническая система, состоящая из комплекса средств обеспечения, планировки, контроля, управления охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности предприятия или на всех стадиях жизненного цикла продукции предприятия. В стандартах ИСО 14000 СЭУ определяется как составная часть общей системы административного управления предприятия. 
В рамках комплекса стандартов ИСО 14000 разрабатываются также стандарты по экологической маркировке продукции, призванные создать единую нормативную базу в этой области, способствующую преодолению торговых барьеров. 
В отечественной практике работ по сертификации получил распространение термин «экологическая сертификация» применительно к сертификации продукции на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов на продукцию в части требований по охране окружающей среды или экологических требований. Понятие «экологическая сертификация» распространяется и на экологически опасные производства и технологические процессы, а также на продукцию, обладающую определенными преимуществами в отношении экологической чистоты и производимую с использованием ресурсосберегающих и безотходных технологий. Продукция, получившая подтверждение проведенных испытаний, может маркироваться специально установленным знаком или этикеткой. Правила маркирования экологически чистой продукции установлены во многих странах, накопивших многолетний опыт пользования экологической маркировки. 
Система экологической сертификации (далее — Система) в Украине предназначена для обязательной и добровольной экологической сертификации (экосертификации). 
Экосертификация проводится с целью создания экономико-правового механизма по реализации закрепленного в Конституции Украины права граждан на благоприятную окружающую среду. 
Экосертификация способствует: 
• внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования; 
•производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности; 
•созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям; 
•совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью; 
•предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг; 
•интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств. 
Для создания правовой базы организации и проведения работ по экосертификации Министерство природных ресурсов Украины формирует Систему, включающую в себя: 
•комплекс нормативных документов, устанавливающих принципы, нормативы и правила экосертификации; 
•систему органов, обеспечивающих организационно-методическое руководство деятельностью по проведению экосертификации, аттестацию экспертов-аудиторов и аккредитацию органов по экосертификации, проведение экосертификации, инспекционного контроля и информационное обслуживание; 
•реестр Системы для учета органов по экосертификации, сертифицированных объектов, выданных экосертификатов. 
Система предусматривает проведение обязательной и добровольной сертификации. 
Экосертификация проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательством Украины. Добровольная сертификация в рамках Системы осуществляется в тех случаях, по которым в законодательных актах Украины не предусмотрено проведение обязательной сертификации. Она проводится по инициативе заявителя на основе договора между органом по сертификации и заявителем. 
Экологический сертификат и знак соответствия благоприятствуют конкурентоспособности продукции. Объекты экологической сертификации на продукцию, услуги, процессы и т.п. разделяют на: 
—объекты, которые подлежат обязательной сертификации соответственно требованиям законодательства; 
—объекты, которые по своей специфике не могут подлежать сертификации; 
—объекты самой окружающей среды, на которые не разработаны нормативные требования и процедуры сертификации. 
Для облегчения процедур экологической сертификации сначала экологические объекты классифицируют. Все объекты разделены на четыре группы: окружающей среды, источников его загрязнений, продукции (услуг) и информационных ресурсов, продуктов и технологических процессов.  
Некоторые трудности возникают в отборе участников экологической сертификации, особенно третьей стороны. Если с продукцией все определено, то для других объектов экологической сертификации нужное дополнительное законодательство. Трудности есть с сертификацией выбросов производства, питьевой воды других материалов, технологических процессов и оборудования.  
Разработка новых видов материалов, изделий, технологических процессов требуют сначала создания технических условий, стандартов, а затем разработки процедур их сертификации. 
В развитых странах экологическая сертификация достаточно распространенная, является обязательной и дополняет сертификацию продукции и услуг. 
В связи с конкуренцией знаков экологической сертификации, в которой отдельные продавцы не всегда придерживаются установленных правил, создан специальный Подкомитет ISO по экологической маркировке продукции, а основанием осуществления экологической сертификации являются требования стандартов ISO серии 14000 и заключенное в 1999 году Соглашение десяти европейских стран относительно взаимного признания аккредитации органов экологической сертификации, испытательных лабораторий, аттестации инспекционных органов и персонала. 
Таким образом, экологическую сертификацию продукции (услуг) осуществляют с целью стимулирования производства продукции, предоставления услуг и использования технологических процессов, которые менее всего загрязняют окружающую среду и гарантируют безопасность продукции (услуг) для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, что обусловливает необходимость экологической сертификации для всех цивилизованных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Сытник К.М., Брайон А.В.  и др. Словарь-справочник по экологии. К.: Н.д., 1994. – 663с. 
2. Щукин И. Экология для студентов вузов. -Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 224 с 
3. Боженко Л.І. Метрологія, стандартизація, сертифікація та акредитація. Л.: Афіша, 2004. – 324с.  
4. Білявський Г.О. та ін. Основи екології. К.: Либідь, 2004. – 408с.  
5. В.Н. Соломаха Экологический менеджмент в Украине// Металлургическая и горнорудная промышленность №4, 2005 - С.102  
6. Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. Р н/Д.: Феникс, 2002. – 192с.

7. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология  и подтверждение соответствия. /И.М.Лифиц.-9-е  изд., перераб. и доп.-М.: Издательство  Юрайт; Высшее образование, 2009.

8. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям стандартизации, сертификации и метрологии, направлениям экономики и управления /[А.В. Архипов и др.; под ред. В.М. Мишина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Управление качеством продукции"