Понятие системы качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Представляется, что именно в наше время ученые и специалисты промышленности, стали работать с системными идеями, принципами и методами. Однако исторически термин "система" возник еще в античности и был включен в контекст философских поисков общих принципов организации мышления и знаний. В XX веке понятие "система" вошло в лексикон практически всех областей знаний и сфер профессиональной деятельности. В 80-х годах в деятельности по обеспечению качества появилась новая методология, согласно которой на предприятиях стали создавать системы качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Разберем это понятие с точки зрения этих стандартов.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие системы качества.docx

— 22.18 Кб (Скачать файл)

Понятие системы качества.

       Представляется, что именно в наше время  ученые и специалисты промышленности, стали работать с системными  идеями, принципами и методами. Однако  исторически термин "система"  возник еще в античности и  был включен в контекст философских  поисков общих принципов организации  мышления и знаний. В XX веке  понятие "система" вошло  в лексикон практически всех  областей знаний и сфер профессиональной  деятельности. В 80-х годах в  деятельности по обеспечению  качества появилась новая методология,  согласно которой на предприятиях  стали создавать системы качества  на основе международных стандартов  ИСО серии 9000. Разберем это  понятие с точки зрения этих  стандартов.

     Согласно  МС ИСО 9000 система качества - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

     Под организационной структурой подразумеваются, обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой организация выполняет свои функции.

     Рассмотрим  еще одно понятие, включенное  в определение системы качества - общее руководство качеством.

     Общее руководство  качеством (административное управление  качеством) - те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества, в рамках системы качества.

     Обязанности  по общему руководству качеством  лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее  руководство.

     Поскольку,  согласно концепции стандартов  ИСО, в системе качества выполняются  работы и по менеджменту качества, и по обеспечению качества, принято  использовать единый термин "система  качества", объединяющий эти виды  работ .

     Система  качества является неотъемлемой  частью (подсистемой) общей системы  управления предприятием. Она разрабатывается  с учетом конкретной деятельности  предприятия, но в любом случае  она должна охватывать все  стадии жизненного цикла продукции  - "петли качества".

В соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 система  качества должна:

1. Обеспечивать управление  качеством на всех участках "петли  качества".

2. Обеспечивать участие  в управлении качеством всех  работников предприятии.

3. Устанавливать ответственность  руководства.

4. Обеспечивать неразрывность  деятельности по качеству с  деятельностью по снижению затрат.

5. Обеспечивать проведение  профилактических проверок по  предупреждению несоответствий  и дефектов.

6. Обеспечивать обязательность  выявления дефектов и препятствовать  их допуску в производство  и к потребителю. Т. е. основное  внимание в системе качества  должно уделяться предотвращению  проблем, а не их устранению  после возникновения.

7. Устанавливать порядок  проведения периодических проверок, анализа и совершенствования  системы.

8. Устанавливать и  обеспечивать порядок документального  оформления всех процедур системы.

     Система  качества может быть эффективной  только при условии, что она  функционирует одновременно и  в тесном взаимодействии со  всеми видами деятельности, влияющими  на качество продукции. Среди  них основным выступает маркетинг,  который кратко можно охарактеризовать как поиск и изучение рынков сбыта для продвижения на них продукции фирмы.

Если рассмотреть "петлю  качества", то первым и последним  этапом, завершающим один ее виток  и начинающим следующий, является маркетинг. Маркетинг считается средством обеспечения конкурентоспособности продукции. Его главная формула - производить только то, что продается .

Вся деятельность на предприятии (организации) в системе качества ориентирована на требования потребителя  к качеству продукции.    Использование  этого принципа в системе направлено на постоянное улучшение качества и  удовлетворенность потребителей и  других заинтересованных лиц.

     Система качества — система, обеспечивающая точность, согласованность, своевременность и полноту принимаемых решений в области качества. Исходя из этого, при проектировании системы, следует четко определить порядок подготовки, принятия, исполнения, контроля и оценки эффективности решений на всех иерархических уровнях административного руководства качеством."

     Система  качества — целостная система,  состоящая из организационно  самостоятельных, но взаимосвязанных  элементов. Организационная структура,  процедуры, процессы и ресурсы  являются основными компонентами по которым оценивается способность системы качества обеспечивать ее надлежащее функционирование. Отсутствие любого из них делает систему качества неполноценной.

Значение проблемы для российских предприятий.

     Проблема  освоения нашей промышленностью  всех требований МС ИСО серии  9000 является актуальной. На сегодняшний  день применение этих стандартов  промышленными зарубежными компаниями  обычное дело. И это понятно.  С момента введения этих стандартов  прошло уже 12 лет.

     Не используют  стандарты те компании, которые  не осознали их значимости, или  которым это не под силу. Для  компаний не использование МС  ИСО служит антирекламой, в то  время как их применение наоборот. Очевидно и то, что компании  внедрившие стандарты ИСО сразу  же после их выхода оказались  в стратегически выгодном положении.  Игнорирование нового подхода  к обеспечению качества и замедленные  действия по внедрению стандартов  привели к снижению конкурентоспособности  их продукции.

     Что касается  предприятий России, то дело обстоит  иначе.

     Концепция  стандартов ИСО была заложена  в западной экономике и предназначалась  сугубо для рыночных отношений.  Поэтому отечественные предприятия  приступили к внедрению этих  стандартов, не имея практического  опыта таких отношений. Многие  пытались создавать новые системы  качества, базируясь на действующей  или когда - то действующей  комплексной системе управлением  качеством продукции (КС УКП). И хотя ряд методических принципов  КС УКП совпадает с принципами  систем качества по ИСО 9000, тем не менее, первая, являясь  порождением директивно - плановой  экономики, не могла не впитать  в себя ее отрицательные свойства:

формализм,

равнодушие к потребителю,

экономическую заинтересованность производителя в обеспечении  качества.

     Чаще всего  КС УКП создавались под внешним  давлением со стороны государственной  командно - административной системы  управления, а отнюдь не в интересах  потребителя. Между тем ориентированность  системы качества на потребителя  оказывает решающее воздействие  на организационное построение  системы и характер ее функционирования. По мнению авторов если проанализировать КС УКП с позиции стандартов ИСО 9000 станет очевидно то, что она никогда не была комплексной в полной мере, т. к. не содержала в своем составе таких базовых элементов как:

1. ответственность руководства;

2. маркетинг;

3. аудит качества;

4. анализ и оценку  затрат на качество.

     Поэтому  для того, чтобы КС УКП отвечала  требованиям стандартов ИСО необходимо  решить большой комплекс задач,  обусловленных принципиальными  различиями рыночного и командно-административного  руководства производством и  качеством. Наиболее простым здесь  может показаться предприятию  путь приспособления действующей  системы к новым условиям. С  одной стороны его считают  возможным, с другой - ошибочным,  полагая , что должна быть произведена полная переструктуризация системы, точнее перевод ее в качественно новое состояние (создание "с нуля"). Важно еще и то, что реализация стандартов ИСО требует полной перестройки не только СК, но и системы административного управления предприятием. К сожалению, на некоторых предприятиях до сих пор управление качеством базируется на принципах КС УКП. Скорее всего, это является одной из причин отставания России от других стран по внедрению СК что не способствует конкурентоспособности наших предприятий на внешнем и на внутреннем рынках.

     Основные  отличия систем качества (по ИСО  9000) от КС УКП:

Ориентация на удовлетворение требований потребителя;

Возложение ответственности  за качество продукции на конкретных исполнителей;

Проверка потребителем производства поставщика;

Выбор поставщика комплектующих  изделий и материалов;

Сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и  кончая утилизацией;

Маркетинг;

Организация учета и  анализа затрат на качество;

Прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства;

Решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.

     Окрепилов отмечает, что системный подход к обеспечению качества зародился в нашей стране, и многое полезное из комплексных систем КС УКП было взято на вооружение разработчиками МС ИСО 9000. В эту работу вклад внес Госстандарт России. При переходе к рынку он провел большую работу по гармонизации стандартов на системы качества с международными, в которых нашла отражение и КС УКП.

     На нынешнем  этапе развития российской экономики  необходимость и потребность  в применении МС ИСО 9000 диктуется  в первую очередь требованиями  рынка. При переходе Европы  к общему европейскому рынку  в 90 % контрактных отношений потребитель  требует от предприятия поставщика  подтверждения о наличии системы  обеспечения качества, соответствующей  стандартам ИСО 9000. Способны ли  российские предприятия "прорваться" и закрепиться на общеевропейском  рынке в условиях затяжного  экономического кризиса? Мировой  опыт показывает, что прогресс  экономики многих стран и отдельных  предприятий связан с осознанием  чувства кризиса и применением  эффективных систем обеспечения  качества, как средства выхода  из этого кризиса. Т. о. для  российских предприятий и организаций  главное это как можно скорее  разрабатывать и внедрять системы  качества в объёме требований  стандарта ИСО 9000 и "выходить" на сертификацию систем признанными  органами.   Понимая роль систем  управления качеством, внедрение  стандартов ИСО 9000 и сертификации  систем качества на повышение  эффективности отечественной экономики  Госстандарт России принял ряд  решений, направленных на стимулирование  применения стандартов ИСО серии  9000.

В России на 1998 год около 100 предприятий прошли сертификацию систем качества. Но в большинстве  случаев это было сделано под  конкретные заказы и оформлено в  виде ‘’локальных’’ сертификатов с узкой областью применения.

     В настоящее  время Госстандартом России зарегистрировано 10 систем сертификации (Промсертика, Оборонсертифика и др.) в рамках которых предполагается деятельность по сертификации систем качества.

 

 

Выводы

1. Создание единообразного подхода к решению вопросов обеспечения качества, устранение различий и гармонизация требований на международном уровне было возложено на международную организацию по стандартизации ИСО. Международные стандарты ИСО серии 9000 появились в конце 80-х годов. Применение этих стандартов на системы качества, разработанных в рамках технического комитета (ИСО/ ТК 176), впоследствии, стало одним из наиболее эффективных путей решения проблемы обеспечения качества продукции (работ, услуг) на предприятиях (организациях).

2. В России три стандарта, а именно ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 были приняты в качестве национальных как ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88 и ГОСТ 40.9003-88. (введены в действие с 1 января 1989 г.). Постановлением Госстандарта России от 17.07.96 № 460 на основе пересмотренных стандартов ИСО введены ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96. Модели обеспечения качества, установленные в вышеперечисленных стандартах, представляют собой три четко различимые формы требований к системе качества, пригодные для демонстрации поставщиком своих возможностей и оценки этих возможностей внешними сторонами. На основе стандартов ИСО 9000 и 9004 (не получивших статуса национальных) специалистами были разработаны рекомендации по применению вышеназванных стандартов.

3. Основополагающими стандартами из комплекса стандартов ИСО являются - ИСО (9000-1, 9001, 9002, 9003, 9004-1, 8402).

4. МС ИСО 9000 -1: 94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению" содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения качества, разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Стандарт дает рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий.

5. МС ИСО 9001-94: "Системы качества - модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании" устанавливает требования в отношении системы качества, которые применяются, если контракт, заключаемый двумя сторонами, требует демонстрации способности поставщика проектировать, разрабатывать и поставлять продукцию. МС ИСО 9002-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже" устанавливает требования к системе качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность к поставке соответствующей продукции по разработанному проекту. МС ИСО 9003-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях" оговаривает требования системы качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать способность осуществлять контроль и окончательные испытания для решения вопроса о приемке конечного продукта. В МС ИСО 9004-1-94 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания" рассматриваются все элементы системы качества. Эти рекомендации предназначены для разработки и совершенствования системы управления качеством. Созданная в соответствии с ними система качества, является комплексной, а в ее элементах полностью раскрывается содержание менеджмента качества.

Информация о работе Понятие системы качества