Практики управления качеством: Япония, Запад, Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение философии и принципов менеджмента, направленного на процесс и результат, рассмотрение восточных, западных, а также отечественных подходов к контролю качества продукции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Анализ японского опыта управления качеством. В частности концепции «кайдзен» и «канбан»
 Рассмотрение западного опыта на примере США и Европы
 Анализ опыта управления качеством в России.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс 6
1.1 Концепция кайдзен 6
1.2 Черты японского подхода к контролю качества 9
Глава 2. Западный опыт контроля качества 15
2.1 США 15
2.2 Европа 18
Глава 2. Управление качеством в России 22
2.1 Проблемы развития 22
2.2 Потенциал развития 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Практики управления качеством.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА: МЕНЕДЖМЕНТА

НАПРАВЛЕНИЕ: МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: «Практики  управления качеством: Япония, Запад, Россия»

 

 

 

Студент:  Керимов Мурад

Группа:  ЭУ-301

Страна:  Азербайджан

 

Руководитель:

к. т. н, ст. преп. Чернов А.В.

 

Заведующий  кафедрой

Менеджмента:

к.э.н. Хожемпо В.В.

 

 

 

Москва 2010 
Оценочный лист

 

Тема: Практики управления качеством: Япония, Запад, Россия

 

Студент: Керимов Мурад

 

Руководитель: Чернов Алексей Викторович

 

Дата  поступления работы на кафедру ____________________

 

Актуальность  темы

0-3 балла

 

Цель исследования

0-3 балла

 

Задачи исследования

0-3 балла

 

Объект исследования

0-3 балла

 

Предмет исследования

0-3 балла

 

Самостоятельность суждений, оценок и выводов автора

0-55 баллов

 

Стиль и язык изложения материала (ясность, образность, лаконичность, лексика, грамматика)

0-15 баллов

 

Наличие и качество иллюстративных материалов по теме (таблицы, рисунки)

0-10 баллов

 

Оформление  списка литературы

0-3 балла

 

Культура оформления научно-справочного материала в  соответствии требованиями ГОСТа

0-5 балла

 

Внешний вид  работы (качество оформления, презентабельность

0-5 балла

 

Итого:

108 баллов

 

 

Соответствие систем оценок

(используемых ранее оценок итоговой академической успеваемости, оценок ECTS и балльно-рейтинговой системы оценок текущей успеваемости)

Оценка

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Оценка ECTS

F(2)

FX (2+)

Е(3)

D(3+)

С (4)

В (5)

А (5+)

Сумма баллов

менее 37

37-54

55-63

64-72

73-90

91-99

100-108


 

Оглавление

 

Введение

Сегодня, как  никогда ранее, назрела необходимость  взглянуть на проблему качества в экономике в ее тесной взаимосвязи с новыми экономическими реалиями. Настало время, когда производители продукции должны понять, что путь к выживанию и благополучию в условиях жесткого глобального рынка – это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Решение этой проблемы требует от предприятий освоения новых современных подходов, главный из которых – Total Quality Management – Всеобщий Контроль Качества, в котором интегрирован весь мировой опыт в области управления качеством.

С 50-х годов  начался активный этап достижений в области управления качеством, как в Японии, так и в других странах, прежде всего в США.

Что касается степени  разработанности данной проблемы в  отечественной и зарубежной литературе, безусловно, иностранные источники более многочисленны и исчерпывающи. Однако в последнее десятилетие в России наблюдается существенный рост интереса к этой теме, и, соответственно, увеличение числа публикаций, как переводных, так и за авторством отечественных специалистов.

В данной курсовой работе рассматривается практика управления качеством на примере трех регионов мира: Японии, Запада (США и Германии) и России.. Эта очередность лежит в основе структуры курсовой работы.

Япония выбрана  как страна, которая уже более 50-ти лет удивляет мир выдающимися результатами в области производства и качества продукции, где преимущества японцев лежат в области нового менеджмента, представляющего собой стратегию «кайдзен».

В основе кайдзен лежат 2 постулата: постоянное совершенствование и вовлеченность персонала. Они стали основополагающими принципами стандартов ISO 9000.

Спустя некоторое  время американские корпорации поняли удивительную эффективность новых  японских методов организации производства и стали активно копировать японский опыт. Постепенно начала складываться целостная картина вокруг понятий CWQC (company wide quality control – управление качеством в масштабах компании) и TQC (total quality control – всеобщий контроль качества). Западные компании усвоили японские новшества, и пошли дальше, используя слабость японцев в информационных технологиях и в производительности «труда белых воротничков».

Что касается России, то есть одно обстоятельство, о котором необходимо сказать: в значительной степени оказался забытым накопленный десятилетиями отечественный опыт управления качеством. Создается впечатление, что Россия оказалась на пустом месте, и все надо начинать с нуля. С этим согласиться нельзя. Еще в 50-е гг. в России была разработана и начала успешно применяться, прежде всего – в ВПК, система КС УКП – комплексная система управления качеством продукции. Многие ее элементы с успехом использовали тогда в развитых капиталистических странах и, в частности, в той же Японии, адаптировав ее к своим условиям. В России же эту систему, как и многие другие полезные начинания, выбросили как бы за ненадобностью.

Можно с уверенностью сказать, что успех в решении проблем контроля качества, можно достичь только при обеспечении органичного сочетания отечественных и зарубежных разработок и накопленного практического опыта.

Целью данной курсовой работы является изучение философии и принципов менеджмента, направленного на процесс и результат, рассмотрение восточных, западных, а также отечественных подходов к контролю качества продукции.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Анализ японского опыта управления качеством. В частности концепции «кайдзен» и «канбан»
  • Рассмотрение западного опыта на примере США и Европы
  • Анализ опыта управления качеством в России.

В процессе выполнения работы нами использованы вторичные источники информации, такие как книги зарубежных авторов, прежде всего японских и американских, а также некоторые книги и публикации отечественных авторов. Кроме того, были использованы научно-практические журналы в области управления качеством «Стандарты и качество» и «Методы менеджмента качества». Полезным источником информации послужили электронные базы данных и информационные порталы, в том числе на английском и японском языках.

В данной курсовой работе объектом  исследования являются три разных региона мира. Это Япония, Запад (США и Европа) и Россия. Предметом исследования является практика управления качеством в этих регионов. История возникновения, развитие, проблемы и потенциал развития.

 

Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс

1.1 Концепция кайдзен

За два десятилетия, которые предшествовали нефтяным кризисам, мировая экономика достигла небывалого расцвета, и спрос на новые технологии и новые виды продукции был  по-настоящему неутолимым. В этот период с лихвой окупалась стратегия инноваций. Такая стратегия, импульс которой дают новые технологии, процветает в период динамичного развития, при высоком уровне прибыли. Ее применению благоприятствует климат, в котором:

  • Рынки стремительно расширяются
  • Потребительский спрос сориентирован на количество, а не на качество
  • Ресурсы дешевы и изобильны
  • Наращивание объема продаж – более насущная задача менеджмента, чем снижение затрат

Однако, эти  времена миновали. Нефтяные кризисы 70-х гг., вызовы 80-х и 90-х радикально и необратимо изменили международную экономическую ситуацию. Для новых экономических условий стали характерны:

  • Резкое повышение цен на сырье, энергию и труд
  • Наличие излишков производственных мощностей
  • Рост конкуренции между компаниями на насыщенных или сокращающихся рынках
  • Изменение ценностной ориентации потребителя и ужесточение требований к качеству
  • Потребность ускоренного создания и продвижения на рынок новых продуктов
  • Потребность в снижение точки безубыточности

Сегодня любое промедление в освоении передовых технологий обходится дорого. Промедление в освоении новейших методов менеджмента может стоить не меньше.

В этих условиях нужен особый подход к управлению. В Японии им стал «кайдзен».

Стратегия кайдзен  – ключ к конкурентоспособности Японии на мировом рынке – это центральная концепция японского менеджмента. Кайдзен понимается как непрерывный процесс совершенствования, в который вовлечены все – высшие менеджеры, менеджеры среднего звена и рабочие. В Японии разработано множество систем, позволяющих сформировать у всех сотрудников кайдзен-мышление. Это подразумевает ориентацию на процесс, в то время как на Западе доминирует ориентация на результат.

Говоря об истоках  кайдзен, нужно подчеркнуть вклад  в японские разработки двух значимых американских специалистов – Эдварда Деминга и Джозефа Джурана.

В контексте  их работ, совершенствование рассматривается  как циклический процесс, управляемый  знаменитым циклом (или колесом) Шухарта-Деминга. Он связан с проектированием, производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов изменениями для повышения уровня качества — цикл РDСА «планирование — выполнение — проверка — корректирующее воздействие» («рlаn-dо-сhесk-аction»). Эта концепция рассматривается как основополагающий источник. Другие источники возникли непосредственно в японской промышленности. Прежде всего, это касается автомобильной компании «Тойота», где на протяжении 30 лет Тайити Оно создавал то, что потом стали называть производственной системой «Тойоты».

Впервые Дж. М. Джуран начал рассматривать вопрос качества с точки зрения общего менеджмента. Тогда же быд создан первый кружок контроля качества.

Без сомнения, эти  кружки сыграли важную роль в повышении  качества в Японии, однако не они  служили основой всеобщего контроля качества в стране.

Как и во многих западных компаниях, термин «контроль  качества» изначально применялся по отношению к производственному  процессу, в частности, к технической  инспекции для отбраковки несоответствующего требованиям входного сырья или продукции на выходе поточной линии.

Но очень  скоро пришло понимание того, что  контроль такого рода не позволяет  повысить качество продукции, которое  следует создавать в ходе производства. Фраза «встраивай качество в процесс» была и остается актуальной для Японии.

После выступления  Деминга именно на этой стадии стали  применять контрольные карты  и другие статистические инструменты.

Лекции Джурана  в 1954 г. осветили еще один аспект проблемы. Впервые в Японии контроль качества стал рассматриваться как жизненно важный инструмент менеджмента. С этого момента этот термин стал обозначать не только контроль качества продукции. Основное внимание стало уделяться качеству людей. «По капле менять человека» - таков основной принцип TQC (тотальный контроль качества). Компания, способная «встроить» качество в своих людей уже прошла половину пути к производству качественной продукции – так считают японские специалисты. Бизнес состоит из трех блоков – это «железо», «бумага» и люди. TQC начинается с людей. Лишь решив эту проблему, можно переходить к «железу» и «бумаге». 1

Для японской ментальности характерна вера в бесконечные возможности  совершенствования. Старая японская пословица  гласит: «Если вы не встречались с другом 3 дня, присмотритесь получше, и вы увидите, что в нем изменилось». Смысл этого высказывания в том, что за 3 дня человек не может остаться прежним. И нужно быть внимательным, чтобы заметить эти перемены.

Перенося этот подход на производство, мы получаем философию  кайдзен – необходимость постоянного  и планомерного изменения к лучшему, где во главу угла поставлен человек.

В Японии создана  тщательно продуманная система  стратегий кайдзен, которые служат инструментами TQC. Они по праву стоят  в одном ряду с самыми выдающимися  достижениями менеджмента XX века.

7 инструментов «кайдзен» 2:

  1. Диаграммы Парето. Классифицируют проблемы по проявлениям и причинам. Проблемы представляются в соответствии с их приоритетом в виде столбиковых диаграмм, где за 100% принимается общий объем потерь.
  2. Диаграммы причин и результатов. Используются для анализа характеристик процесса или ситуации и влияющих на них факторов. Диаграммы причин и результатов называют также «рыбий скелет»3.
  3. Гистограммы. Данные по частотам, полученные в результате измерений, образуют пик вокруг некоторого значения. Вариация характеристик называется «распределением», а «столбцы», соответствующие частотам, называются гистограммой. Главным образом, используется для определения проблем при помощи анализа формы разброса значений, центрального значения и характера рассеивания.
  4. Контрольные карты. Служат для выявления анормальных тенденций с помощью линейных графиков. Они отличаются от стандартных линейных графиков тем, что имеют нижний и верхний контрольный пределы относительно центральной линии. Выборочные данные наносятся на график в виде точек, что позволяет оценить состояние процесса и тренды.
  5. Диаграммы разброса. Содержат две совокупности данных, нанесенные на график в виде точек. Взаимосвязь между этими точками показывает зависимость между соответствующими данными.
  6. Графики. Формы и цели анализа могут диктовать использование различных видов графиков. С помощью столбиковых диаграмм сравнивают значения при помощи параллельных столбиков. Линейные графики используются для наглядного представления вариаций в течение определенного периода времени. Круговые диаграммы представляют классификацию показателей, сгруппированных в категории. Радарные графики помогают анализировать заранее выбранные объекты.
  7. Контрольные листки. Разработаны для сведения в таблицу результатов текущей проверки ситуации4.

Информация о работе Практики управления качеством: Япония, Запад, Россия