Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:51, контрольная работа
Субъекты деятельности – сотрудники, выполняющие работу. Субъекты деятельности могут быть индивидуальными (должностные позиции, рабочие места) и коллективными (подразделения).
Для регламентации деятельности субъектов обычно используются организационные документы: должностные инструкции, положения о подразделениях или должностных лицах, правила внутреннего трудового распорядка.
Введение................................................................................................................2
Регламентация управления:
- Правила внутреннего трудового распоряд-ка...................................................4
- Положения о подразделениях...........................................................................8
- Должностные инструкции.................................................................................10
Заключение.........................................................................................................15
Список использованной литературы.....................................................................16
Содержание
Введение......................
Регламентация управления:
- Правила внутреннего трудового распорядка....................
- Положения о подразделениях................
- Должностные инструкции....................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Для того, чтобы эффективно
управлять персоналом нужно регламентировать
его деятельность.
Регламентация
деятельности – это установление однозначных
правил поведения в рамках определенной
деятельности. Для персонала это прежде
всего модели выполнения работ. Можно
выделить три способа целенаправленного
управления моделями поведения сотрудников
в зависимости от жесткости регламентации:
правила, нормы и традиции.
Правила –
самый жесткий способ регламентации. Правила
– это официально зафиксированные в регламентирующих
документах модели поведения (стандарты
деятельности), соблюдение которых контролируется,
а нарушение наказывается. Правилами могут
регулироваться технологические области
деятельности, например технология производства,
за которой следят менеджеры по качеству
(ОТК). Кроме того, правилами могут устанавливаться
модели проведения совещаний, форма одежды,
поведение сотрудников во время корпоративных
мероприятий и в некоторых случаях даже
личная жизнь сотрудников.
Нормы – неофициальные
и, как правило, не зафиксированные, но
четко соблюдаемые модели поведения, следование
которым контролируется сотрудниками
организации, а их нарушение порицается.
Сотрудники организации, которые принимают
самое активное участие в сохранении,
распространении и контроле за исполнением
норм, становятся его лидерами (формальными
или неформальными).
Традиции –
максимально мягкие требования к поведению
сотрудников, при которых существует некоторая
модель поведения, которую одобрило руководство,
но нет ни контролирующих ее соблюдение
лидеров, ни официальных правил. В данном
случае модель выступает в качестве эталона,
но каждый человек решает сам, следовать
этому эталону или нет (по принципу «нравится
– не нравится»).
Для того чтобы
деятельность организации была управляемой,
необходимо регламентировать субъекты
деятельности, процессы деятельности
и ресурсы, необходимые для ее успешного
ведения.
Субъекты деятельности
– сотрудники, выполняющие работу. Субъекты
деятельности могут быть индивидуальными
(должностные позиции, рабочие места) и
коллективными (подразделения).
Для регламентации деятельности субъектов обычно используются организационные документы: должностные инструкции, положения о подразделениях или должностных лицах, правила внутреннего трудового распорядка.
Регламентация управления
Правила
внутреннего трудового
Регламентация управления — это процесс разработки нормативных документов, базирующийся на теоретических представлениях, с одной стороны, сложившейся практики деятельности компании и уровня ее развития — с другой. [1]
Особое место имеют правила внутреннего трудового распорядка, которые регламентирует порядок приема и увольнения, время труда и отдыха, основные обязанности сотрудника и администрации, меры поощрения и взыскания.
Если вы прошли
отбор, то вы должны ознакомиться с
ПВТР. Для составления правил используются
конституция, гражданский кодекс, КЗОТ,
устав, договор учредителей, постановления
правительства по труду и социальным вопросам.
[5]
Внутренний
трудовой распорядок - это правопорядок в сфере труда,
действующий у конкретного работодателя.
Основная его задача - урегулировать поведение
всех членов коллектива, подчинить их
действия единой цели трудового процесса
с учетом условий производства и специфики
организации труда у конкретного работодателя.
Соблюдение правил внутреннего трудового
распорядка обеспечивает координацию
во взаимоотношениях между работниками
и работодателем, а также между самими
работниками. Внутренний трудовой распорядок
составляет основу дисциплины труда.
Подчинение
работника правилам внутреннего трудового
распорядка - один из основных признаков
трудового договора. В определении понятия
трудового договора, содержащегося в статье
56 ТК РФ, подчеркивается, что работник
обязуется соблюдать правила внутреннего
трудового распорядка, действующие у данного
работодателя.
Меры поощрения и взыскания – объявляются приказом и заносятся в трудовую книжку.
Существует несколько типов наказаний:
-замечание
-выговор
-строгий выговор
-увольнение
Дисциплина труда и внутренний
трудовой распорядок – два взаимосвязанных
понятия. Без обеспечения надлежащего
порядка труда отсутствует трудовая дисциплина
и нарушается процесс коллективного труда.
Поэтому требования внутреннего трудового
распорядка обязательны для всех лиц,
состоящих в трудовых отношениях, то есть
как для работников, для которых данная
работа является основной, так и для совместителей
и для тех, кто занят неполную рабочую
неделю или неполный рабочий день, и в
целом как для работников, так и работодателя.
Правила
внутреннего трудового распорядка – локальный
нормативный акт, который содержит следующие
разделы:
- Общие
положения. (Раздел содержит общие положения
о действии Правил трудового распорядка
- круг субъектов, на которых они распространяются,
порядок их утверждения, вступления в
силу, внесения изменений и тому подобное).
- Порядок
приема и увольнения работников. (Указываются
документы, которые работодатель требует
при приеме на работу (статья 65 ТК РФ), порядок
оформления приема, перевода и увольнения
работника).
- Основные
права и обязанности работодателя. (На
основании статьи 22 ТК РФ).
- Основные
права и обязанности работника. (На основании
статьи 21 ТК РФ).
-Ответственность
сторон трудового договора за не соблюдение
ТК РФ, федеральных законов, нормативных
актов, содержащих нормы трудового права.
(В этом разделе описываются виды и характер
ответственности работодателя и работника
за нарушение норм трудового законодательства).
- Режим работы
и время отдыха. (на основании статьи 100
ТК РФ);
- Время
предоставления перерыва для отдыха и
питания и его продолжительность (на основании
статьи 108 ТК РФ);
- Продолжительность
и порядок предоставления специальных
перерывов для определенных категорий
работников (например, грузчиков, дворников,
строителей, работающих в холодное время
года на открытом воздухе), а также перечень
работ, для которых предусмотрено предоставление
специальных перерывов (на основании статьи
109 ТК РФ);
- Перечень
должностей работников с ненормированным
рабочим днем, если такой установлен коллективным
договором, соглашениями или локальным
нормативным актом (на основании статьи
101 ТК РФ);
- Выходные
дни, а при пятидневной рабочей неделе,
в правилах внутреннего трудового распорядка
нужно оговорить, какой день кроме воскресенья
будет выходным, с учетом производственно-технических
и организационных условий можно указать
порядок предоставления выходных дней
для разных групп работников (на основании
статьи 111 ТК РФ);
- Продолжительность
и основания предоставления дополнительных
ежегодных оплачиваемых отпусков (на основании
статьи 116 ТК РФ);
- Порядок,
место и сроки выплаты заработной платы
(на основании статьи 136 ТК РФ).
О применяемых
к работникам мерах поощрения и взыскания
(На основании статей 191-195 ТК РФ). Здесь
указываются конкретные виды поощрений,
виды дисциплинарных взысканий, порядок
их применения, порядок снятия дисциплинарных
взысканий.
Иные вопросы регулирования трудовых
отношений у данного работодателя.[5]
В целом
перечень вопросов, которые отражаются
в Правилах внутреннего трудового распорядка,
законодателем не ограничен, он определяется
по усмотрению работодателя, например,
может быть предусмотрен раздел, регулирующий
вопросы охраны труда работников. Главное,
что положения, зафиксированные в Правилах
трудового распорядка, не должны противоречить
ТК РФ и ухудшать положения работников
по сравнению с установленным трудовым
законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового
права, коллективным договором, соглашениями.
Следует отметить, что для отдельных категорий
работников действуют уставы и положения
о дисциплине, устанавливаемые федеральными
законами.
Уставы и положения о дисциплине действуют
в тех отраслях экономики, где существуют
повышенные требования к соблюдению трудовой
дисциплины и ее нарушение может повлечь
за собой крайне тяжелые последствия.
В уставах и положениях о
дисциплине могут устанавливаться дополнительные
(по сравнению со статьей 192 ТК РФ) виды
дисциплинарных взысканий. дополнительные
виды поощрений, применяемые за добросовестное
выполнение трудовых обязанностей (статья
191 ТК РФ).
В последнее время у некоторых работодателей
получила широкое распространение практика
дополнения Правил внутреннего трудового
распорядка, так называемыми, корпоративными
правилами, Кодексами чести и так далее.
Эти различные по характеру дисциплинарные
правила могут быть закреплены непосредственно
в Правилах внутреннего трудового распорядка
или оформлены в виде приложения к ним,
в этом случае в Правилах внутреннего
трудового распорядка формулируются бланкетные
нормы, отсылающие к данным приложениям.
Например,
правила, касающиеся порядка общения работников
между собой и с посетителями (клиентами,
пациентами и тому подобными), внешнего
вида работников, их одежды, работодатель
может обязать работников носить форму,
если она приобретается за счет его средств.
Работодатель также может запретить нахождение
на работе, в помещении офиса за пределами
рабочего времени, использование имущества
работодателя (например, оргтехники) в
личных целях, телефонные разговоры на
непроизводственные темы, «чаепития»
в рабочее время и другое.) [6]
Положения о подразделениях
Положение о подразделениях – основной нормативный документ, регламентирует место, назначение его на предприятии, его структуру, основные функции, задачи управления, права и ответственность, формы поощрения работников подразделения.
Положения о подразделениях крайне важны для службы управления персоналом. Так как именно она координирует работу по управлению и совершенствованию систем управления персоналом. Это положение регламентирует назначение, место подразделения предприятия, права и ответственность работников, форма поощрения работников предприятия. Но оно сочетается с реализацией, только когда они подписаны руководителем предприятия, есть его печать и прошиты, как и ПВТР.
Положение о подразделениях позволяет:
- осуществить официальное распределение функций и их закрепление между крупными подразделениями;
- четко регламентировать основные задачи управления (определена трудоёмкость, продолжить);
- установить жесткие функциональные взаимосвязи по каждому комитету
задач управления;
- повысить надежность за счет введения качественных и количественных
показателей (хотя в реальности это трудно сделать, так как задачи управления очень часто изменяются)
- повысить конкретизировать права подразделений в части принятия решений (либо его участие, либо полное отсутствие)
- осуществить моральное или материальное стимулирование работника. Она крайне необходима, так как случайно можно не того простимулировать.[5]
Текст положения о подразделении состоит из разделов:
1. Общие положения.
2. Основные задачи.
3. Функции.
4. Права и обязанности.
5. Ответственность.
6. Взаимоотношения.
В разделе «Общие положения» указываются: полное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.
В разделе «Основные задачи» формулируются цели, стоящие перед подразделением, или проблемы, которые призвано решать подразделение в своей деятельности.
В разделе «Функции»
В разделе «Права и обязанности» перечисляются действия, которые обязано осуществлять подразделение в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функций.
Раздел «Ответственность»
В разделе «Взаимоотношения»
Обязательными
реквизитами положения о
- наименование организации,
- гриф утверждения,
- место издания,
- наименование вида документа с заголовком к тексту,
- текст,
- подпись,
- визы.
Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителями других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе.[6]
Должностные инструкции
Должностная инструкция является локальным нормативным актом, в соответствии с которым работник осуществляет трудовую деятельность. Должностная инструкция – основной организационно-правовой документ, определяющий задачи, основные права, обязанности и ответственность работника при осуществлении им трудовой деятельности согласно занимаемой должности.
Грамотно составленная должностная инструкция дает четкое представление о трудовых обязанностях работника и помогает разрешать возникающие трудовые споры. Должностные инструкции служат основой для аттестации персонала, помогают равномерно распределять обязанности между сотрудниками с похожими должностями, избегать дублирования обязанностей.
Должностная инструкция, подписанная работником, позволяет работодателю расторгнуть трудовой договор в связи с несоответствием работника занимаемой должности. При наличии должностных инструкций трудовые споры часто разрешаются внутри организации без привлечения государственных органов. Инструкции позволяют работодателю доказать в суде, что дисциплинарное взыскание за неисполнение обязанностей было наложено правомерно.
Должностные инструкции разрабатываются руководителями подразделений в соответствии с Положением о подразделении. Тщательно разработанные инструкции предусматривают все функции подразделения и позволяют равномерно распределить нагрузку между работниками с учетом уровня их квалификации. Ответственность за наличие на предприятии должностных инструкций по всем штатным должностям лежит на начальнике отдела кадров.
Должностная инструкция должна быть согласована с юридической службой предприятия.
При необходимости она согласовывается с другими подразделениями организации и вышестоящим начальником, курирующим соответствующее направление деятельности предприятия.
Должностная инструкция должна иметь гриф утверждения, дату, подпись работника об ознакомлении.
Должностная инструкция является руководством к действию для самого работника, она определяет:
- каких действий ожидают от работника;
- по каким
критериям будут оценивать
- ориентиры
для повышения уровня
Должностная инструкция – индивидуальный документ, хотя может составляться на базе типовых квалификационных характеристик. Конкретные должностные инструкции, составляемые на определенную должность на данном предприятии, всегда имеют свои особенности, так как любое предприятие имеет свою специфику в направлении деятельности или в объеме работ. Тем не менее структура должностной инструкции включает в себя следующие обязательные разделы: