Научная база стандартизации РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:56, реферат

Краткое описание

Согласно определению стандарта ИСО-МЭК-2 стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного исследования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Вложенные файлы: 1 файл

ГСХ-5-2 МСС Михайловская Ю.А. Стандартизация Научная база стандартизации РФ.docx

— 54.49 Кб (Скачать файл)

Комплексная стандартизация. Комплексная стандартизация есть целенаправленное установление и применение системы  взаимоувязанных требований как  к объекту стандартизации в целом, так и к его основным элементам. Применительно к промышленной продукции  это установление и применение взаимосвязанных  по своему уровню требований к качеству готовых изделий и материалов для их изготовления.

Опережающая стандартизация. Этот метод в сути своей заключается  в установлении повышенных по отношению  к достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут  оптимальными в дальнейшее время. Повторим, что положительный эффект опережающей  стандартизации может быть достигнут  только при достоверных прогнозах. Поскольку риск составить недостоверный  прогноз существует всегда, при реализации программ опережающего развития стандартизации нужно подходить к решению  задач очень осторожно.

Органы  и службы систем стандартизации РФ

В соответствии с «Законом об обеспечении единства измерений» на территории РФ функционируют региональные органы Государственной метрологической  службы, которые проводят работы по связи научных институтов по стандартизации и метрологии с потребителем - пользователями измерительной техники. Основной функцией ЦСМ является поверка средств измерения. В связи с этим в ЦСМ сосредоточено большое количество образцовых приборов и образцовых установок. В ряде случаев, когда измерительная задача не требует наличия Государственного эталона, центры стандартизации создают исходные образцовые средства измерений. Практически такие средства измерения (ИОСИ) выполняют функции эталонов, поскольку позволяют воспроизводить, хранить и передавать рабочим приборам размер единицы физической величины с наивысшей возможной точностью. Если в каком-либо регионе имеется большое число измерительной техники, эталон которой находится достаточно далеко от потребителя, территориальные центры стандартизации и метрологии организуют у себя измерительные стенды на уровне точности, соответствующей эталонам-копиям.

На территориальные органы Госстандарта - центры стандартизации и метрологии - возлагается ответственность  за осуществление государственного метрологического надзора и контроля на территориях республик в составе  РФ, в автономных округах, краях, в  областях, в Москве и в Санкт-Петербурге.

Государственный метрологический  контроль включает в себя лицензированные  деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже  и прокату средств измерений. Государственный метрологический  надзор осуществляется за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, за соблюдением метрологических  правил и норм. В функции территориальных  органов входит также контроль за недопущением обмера и обвеса - фактов, на основе которых была создана вся система метрологического обеспечения измерений. В законе о единстве измерений эти функции территориальных органов обозначены как:

  • надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
  • надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Рассматривая функции  территориальных органов Госстандарта РФ, имеет смысл рассмотреть организацию  системы стандартизации в нашей  стране в более широком понимании  проблемы, включив в круг рассмотрения всю промышленную продукцию и  сферу услуг. Для этого более  подробно рассмотрим организацию службы стандартизации и ее функции на территории РФ, выходящие за рамки проблемы обеспечения единства измерений.

Важнейшими структурными элементами Государственной системы  стандартизации (ГСС) являются органы и службы стандартизации, комплекс стандартов и система контроля за внедрением и соблюдением стандартов. ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи с распадом системы стандартизации стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и с установлением государственной самостоятельности РФ. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов и нормативных документов по стандартизации. Этот фонд представляет собой четырехуровневую систему.

I уровень - Техническое  законодательство РФ.

II уровень - Государственные  стандарты и общероссийские классификаторы  технико-экономической информации.

III уровень - Стандарты  отрасли и стандарты научно-технических  обществ.

IV уровень - Стандарты  предприятий и технические условия.

Правовую основу ГСС представляют законы РФ:

«О стандартизации», «Об  обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг».

Ряд положений, регламентирующих деятельность ГСС, изложена в «Законе  об охране прав потребителей».

Следует отметить, что законодательная  база ГСС РФ находится в стадии становления. Для сравнения: в США  только на защиту интересов потребителей принято более 150 законов, в Японии - более 50 общенациональных законов. Существуют, например, законы о питании, о маркировке товаров, о безопасности и т. п. В  Европейском Союзе техническое  законодательство также очень развито.

Как уже указывалось, государственное  управление системой стандартизации в  РФ осуществляет Госстандарт РФ. Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой РФ). Ряд основополагающих документов по стандартизации вводят Минздрав РФ (санитарные нормы и правила), Госстрой РФ (строительные нормы и правила), Министерство образования РФ и т. д. Руководит и координирует всю эту деятельность Госстандарт РФ через свои территориальные органы (ЦСМ), метрологическая деятельность которых рассмотрена в предыдущей главе. В области общей стандартизации территориальные органы осуществляют надзор и контроль за выполнением требований действующих стандартов, организуют работы по стандартизации и контролю качества продукции на подведомственной им территории.

Государственный контроль и  надзор за исполнением требований государственных  стандартов осуществляется территориальными органами (ЦСМ). Объектами ГКиН являются продукция, услуги, техническая документация, технологические процессы. Сущность категорий надзора и контроля одна и та же. Отличие имеет место толь ко в полномочиях субъектов, их осуществляющих. Надзор осуществляется в отношении к объектам, не находящимся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом предприятии. Те же действия в отношении к предприятиям Госстандарта являются контролем. То же самое относится к другим государственным органам, которым дано право контролировать выполнение требований стандартов, например комитеты, службы экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, охраны здоровья, горного дела, транспорта, торговли, архитектуры и строительств а и т. д.

В тех областях деятельности, где требуется соблюдение государственных стандартов, функции контроля и надзора осуществляет Госстандарт РФ. От имени Госстандарта эта работа проводится должностными лицами - государственными инспекторами по надзору за исполнением требований государственных стандартов. Государственные инспекторы осуществляют координацию работ по надзору, которым занимаются в общей сложности 20 различных министерств и ведомств. Эта координация должна обеспечивать согласование планов проверок, проведение комплексных совместных проверок, обмен информацией о результатах проверок, выпуск совместных информационных материалов. Осуществление Государственного контроля и надзора регулируется правилами ПР 50.1.003 и Рекомендациями по стандартизации Р 50.1.005, Р 50.1.006, Р 50.1.013.

Основная форма деятельности ГКиН - выборочная проверка, в процессе которой проверяются основные требования стандартов. При наличии нарушений составляется акт проверки установленной формы, который является основанием для выдачи предписаний о наложении штрафов. Госинспектор при этом выдает субъекту хозяйственной деятельности предписание и направляет информацию о нарушениях соответствующим органам исполнительной власти, другим органам ГКиН, общественным организациям потребителей. В связи с предстоящим широким внедрением в практику сертификации продукции и услуг, т. е. подтверждения их соответствия требованиям стандартов, на органы ГКиН возлагаются функции соблюдения правил подтверждения соответствия путем составления декларации о соответствии качества продукции стандартам на нее.

Характеристика  стандартов разных категорий

Под категорией стандарта подразумевается статус документа в зависимости от сферы действия, а также вид документа в зависимости от назначения и содержания.

В зависимости от сферы  действия, как уже указывалось, различают  стандарты государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), стандарты научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений (СТО) и стандарты предприятий СТП.

В зависимости от назначения и содержания разрабатываются следующие  стандарты: основополагающие, на продукцию  и услуги, на работы и процессы и  на методы контроля.

Государственные стандарты (ГОСТы) принимаются Госстандартом  РФ. Порядок их разработки установлен ГОСТ 1.2. Разработка включает стадии:

  • организация разработки;
  • разработка проекта стандарта в первой и последующих редакциях;
  • разработка окончательного проекта;
  • принятие и государственная регистрация;
  • издание стандарта.

ГОСТ 1.2 регламентирует процедуры  внесения измерений в стандарт, пересмотра и отмены стандарта.

При стандартизации общетехнических  и организационно-методических объектов в государственных стандартах устанавливаются  положения, обеспечивающие единство при  разработке, производстве и эксплуатации. Сюда входят, как правило, требования по стандартизации, сертификации, постановке на производство, правила оформления технической документации, правила  обеспечения качества, типоразмерные ряды и типовые конструкции, классификация и кодирование, метрологические и общетехнические правила и нормы.

При стандартизации продукции  и услуг в государственные  стандарты включают обязательные требования к качеству продукции, обеспечение  безопасности для потребителя, охрану окружающей среды, совместимость и  взаимозаменяемость, методы контроля, маркировку и правила безопасного  использования продукции.

Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ-Р), регистрационного номера и через  тире двух последних цифр года принятия. В обозначении ГОСТов, входящих в  комплекс или в систему стандартов, в регистрационном номере первые цифры сточкой определяют шифр комплекса  государственных стандартов.

Межгосударственные стандарты, обозначаемые аббревиатурой ГОСТ без  буквы Р есть стандарты бывшего СССР, которые применяются на территории РФ без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта или Госстроя РФ.

Стандарты отраслей (ОСТы) разрабатываются  для использования в масштабах  определенной совокупности объектов хозяйственной  деятельности (отрасли), разрабатывающей  или производящей продукцию. Понятие  отрасли формируется при этом независимо от ведомственной принадлежности или форм собственности производителей. Стандарты отраслей так же, как  и государственные стандарты, разрабатывают  двух видов - на организационно-технические  и общетехнические объекты и  на продукцию и услуги. ОСТ применяют  предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение  ссылки на него в договор или в  техническую документацию изготовителя продукции.

Обозначение стандарта отрасли  состоит из индекса ОСТ, условного  обозначения ведомства или министерства, регистрационного номера и через  тире двух последних цифр года утверждения.

Стандарт научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений (СТО). Стандартизации на этом уровне подлежат принципиально новые  виды продукции, услуг, методов испытаний, нетрадиционные технологии, а также  прочие виды деятельности, которые  по решению членов общества желательно иметь в качестве стандарта.

Категория СТО - сравнительно новый вид стандартизации, введенный  у нас в стране в 1992 г. Общие  требования к ОСТ и СТО установлены ГОСТР 1.4-93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

Разработка СТО - результат  научно-исследовательских работ  по освоению новой продукции, новых  технологий, новых методов испытаний, который оформляется для динамического  отражения и распространения  знаний, полученных в определенных областях. СТО является объектом авторского права, возможна его продажа как  интеллектуальной собственности заказчику. Требования СТО не должны быть ниже уровня обязательных требований государственных  стандартов.

Обозначение СТО состоит  из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и через  тире - двух последних цифр года утверждения  стандарта.

Стандарты обществ (СТО) в  ряде случаев принимаются на новые  виды продукции в качестве апробации  перед разработкой стандарта  более высокого уровня - ОСТ или  ГОСТ. Если для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, то за рубежом данная категория используется давно и широко.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъектами хозяйственной  деятельности на создаваемую на данном предприятии продукцию, процессы и  услуги, а также для обеспечения  применения на предприятии стандартов других категорий (ГОСТ, ОСТ, СТО). Основное назначение СТП - решение внутренних проблем стандартизации на данном предприятии. СТП обязателен только для работников данного предприятия. Основное его назначение - решение внутренних задач предприятия. Согласно законам РФ стандарты предприятий могут разрабатываться на продукцию и услуги, но пока в российской практике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом аналогичные документы оформляются как «фирменные стандарты», требования которых являются более жесткими в сравнении со стандартами государственными. Российское законодательство подобные действия не запрещает.

Информация о работе Научная база стандартизации РФ