Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:43, курсовая работа
В данной работе был спроектирован вертикальный конический одноступенчатый редуктор, исходя из заданных мощности и угловой скорости на тихоходном валу.
Целью данного проекта было сконструировать конический редуктор с мощностью на тихоходном валу N_т=1,8 кВт и угловой скоростью на том же валу ω_т=37 рад⁄с.
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
"Ивановский государственный энергетический
университет имени В. И. Ленина"
Кафедра прикладной и теоретической механики
Расчетно-пояснительная
по прикладной механике на тему:
Привод общего назначения
Обозначение курсового проекта: ТЗ-К1
Специальность: 140203
Релейная защита и автоматизация
электроэнергетических систем
Автор проекта:
Демянко Е. А.
группа II-28
Руководитель проекта: Колобов А. Б.
Проект защищен: ‹‹___››______________2012г.
Оценка:________________
Иваново 2012
1.Выбор электродвигателя и кинематический расчет
По табл. 1.1 [1] примем:
КПД пары конических зубчатых колес = 0,96 – 0,97; принимаем =0,97;
коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, = (0,99 – 0,995); принимаем =0,99.
Общий КПД привода
Требуемая мощность электродвигателя
Частота вращения тихоходного вала
Производим выбор двигателя по П1 [1]. Мощность электродвигателя должна быть не менее 2,2 кВт. Для выбора ЭД по частоте вращения производим расчет передаточного отношения редуктора, результаты сводим в таблицу:
Типоразмер электродвигателя |
Синхронная частота вращения , об/мин |
Скольжение S, % |
Номинальная частота вращения , об/мин |
Передаточное отношение | |
1 |
80В2 |
3000 |
4,3 |
2871 |
8,12 |
2 |
90L4 |
1500 |
5,1 |
1423,5 |
4,03 |
3 |
100L6 |
1000 |
5,1 |
949 |
2,68 |
4 |
112MA8 |
750 |
6,0 |
705 |
1,99 |
Номинальная частота вращения быстроходного вала:
для одноступенчатого конического редуктора
Поэтому выбираем стандартные ПО редуктора по ГОСТ 2185-66:
1) ;
2)
Рассчитываем фактическую
Отклонение фактических частот вращения от заданной частоты:
В качестве передаточного отношения выбираем
В качестве электропривода выбираем электродвигатель асинхронный трехфазный серии 4А закрытый обдуваемый (по ГОСТ 19523-81) 4А112МА8.
Рассчитаем крутящие моменты на валах. Крутящий момент на ведущем валу:
Крутящий момент на ведомом валу:
2.Расчет зубчатых колес редуктора
Примем для шестерни и колеса одну и ту же марку стали с различной термообработкой.
По табл. 3.3 [1] принимаем для шестерни сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 270; для колеса сталь 40Х с твердостью НВ 245.
Допускаемые контактные напряжения
Здесь принято по табл. 3.2 [1] для колеса
При длительной эксплуатации коэффициент долговечности КHL=1. Докажем это:
, где - базовое число циклов перемены напряжения (по табл. 3.2[1] для стали твердостью HB>200 ;
- эквивалентное число циклов перемены напряжения.
, где - расчетное число циклов перемены напряжения;
- коэффициент эквивалентности, принимаем его равным 0,18
, где с - число зацеплений зуба за один оборот (для проектируемого редуктора с=1);
n - частота вращения того зубчатого колеса, по материалу которого определяют допускаемые напряжения, об/мин;
t - время работы передачи (ресурс) в часах (t=6·3·8·365=52560(ч.));
;
.
Поскольку , принимаем КHL=1.
Коэффициент безопасности примем [SH] = 1,15.
Коэффициент при консольном расположении шестерни - =1,20...1,35. Примем = 1,2 (см. табл. 3.1 [1]).
Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию (ГОСТ 12289-76 [1]).
Внешний делительный диаметр колеса
для прямозубых передач Кd=99, передаточное число ;
Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение
de2=160(мм).
Примем число зубьев шестерни z1=25.
Число зубьев колеса
Внешний окружной модуль:
Углы делительных конусов:
Внешнее конусное расстояние Rе и длина зуба b:
По ГОСТ 6636-69 принимаем b=26(мм).
Внешний делительный диаметр шестерни
Средний делительный диаметр шестерни
Внешние диаметры шестерни и колеса (по вершинам зубьев)
Средний окружной модуль
Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру
Примем =0,4.
Средняя окружная скорость колес
Для конических передач назначают обычно 7-ю степень точности.
Для проверки контактных напряжений определяем коэффициент нагрузки:
По табл. 3.5 [1] при консольном расположении колес и твердости НВ<350 коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба, =1,2.
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями, (см. табл. 3.4 [1]).
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, для прямозубых колес при (см. табл. 3.6 [1]).
Таким образом,
Проверяем контактное напряжение:
Проверочный расчет на контактную статическую
прочность при пиковой
Расчетные контактные напряжения при пиковой нагрузке по формуле:
, где - коэффициент перегрузки; он задан и равен 2,2, тогда
Допускаемое контактное напряжение при действии максимальной нагрузки для стальных колес при твердости НВ≤350:
предел текучести для стали 40Х при диаметре заготовки менее 120 мм
Условие прочности выполняется.
Силы в зацеплении:
окружная
радиальная шестерни, равная осевой для колеса,
осевая для шестерни, равная радиальной для колеса,
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба:
=0,85 -опытный коэффициент,
Коэффициент нагрузки
По табл. 3.7 [1] при консольном расположении колес, валах на роликовых подшипниках и твердости НВ<350 значения
По табл. 3.8 [1] при твердости НВ<350, скорости =1,29(м/с) и 7-й степени точности
Итак,
YF -коэффициент формы зуба выбираем в зависимости от эквивалентных чисел зубьев:
для шестерни
для колеса
При этом YF1=3,84; YF2=3,60.
Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба
По табл. 3.9 [1] для стали 40Х улучшенной при твердости НВ<350
Для шестерни
для колеса
Коэффициент запаса прочности [SF]=[SF]’[SF]’’. По табл. 3.9 [1] [SF]’=1,75; для поковок и штамповок [SF]’’=1. Таким образом,
Допускаемые напряжения при расчете зубьев на выносливость:
для шестерни (МПа);
для колеса
Для шестерни отношение
для колеса
Проверяем зуб колеса, т.к. полученное отношение для него меньше:
Проверочный расчет на изгибную статическую
прочность при пиковой
Расчетные изгибные напряжения при пиковой нагрузке
Допускаемые изгибные напряжения при действии максимальной нагрузки для стальных колес:
Условие прочности выполняется.
Таким образом,
все условия прочности
3.Предварительный расчет валов редуктора
Расчет выполняем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Крутящие моменты в поперечных сечениях валов:
ведущего Тк1=Т1=
ведомого
Ведущий вал:
Диаметр выходного конца вала при допускаемом напряжении [ ]=20(МПа)
Чтобы ведущий вал редуктора можно было соединить с помощью муфты упругой со звездочкой 105 (ГОСТ 14084-76) с валом электродвигателя dдв=32(мм), принимаем dв1=25(мм). Материал муфты сталь 40.
При выборе муфты:
по табл. 11.3[1] k=2,5÷3,0, принимаем k=2,8;
по табл. 11.5[1] [Т]=125 (Н·м);
;
Таким образом,
Диаметр под подшипником примем dп1=35(мм); диаметр под шестерней dк1=25(мм); диаметр под манжету резиновую армированную по ГОСТ 8752-79 =28(мм), диаметр по круглую гайку шлицевую по ГОСТ 11871-80 .
Ведомый вал:
Примем dв2=25(мм); диаметр под подшипниками dп2=35(мм); под зубчатым колесом dк2=40(мм); диаметр под манжету резиновую армированную по ГОСТ 8752-79 =30(мм).
4.Конструктивные размеры шестерни и колеса
Шестерня:
Сравнительно небольшие
Длина посадочного участка lст =b=26 (мм). Примем =30 (мм)
Толщина обода 10 (мм)
Колесо:
Коническое зубчатое колесо кованное. Его размеры: dае2=162,9 (мм); b2=26 (мм).
Диаметр ступицы dст=
Длина ступицы lст=
Принимаем lст=50(мм).
Толщина обода
Принимаем
Толщина диска С=
Принимаем С=15(мм).
5.Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки:
Принимаем
Принимаем
Толщина фланцев (поясов) корпуса и крышки:
верхнего пояса корпуса и пояса крышки:
нижнего пояса корпуса:
принимаем р=19(мм).
Диаметры болтов:
фундаментных:
d1=
принимаем фундаментные болты с резьбой М 16;
болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипника:
d2=
принимаем болты с резьбой М 12;
болтов, соединяющих крышку с корпусом:
d3=
принимаем болты с резьбой М 10.
болтов, крепящих крышки к стаканам:
принимаем болты с резьбой М 8
6. Первый этап компоновки
Первый этап компоновки на миллиметровой бумаге см. в приложении.
Выбираем способ смазывания: зацепление зубчатой пары - окунанием зубчатого колеса в масло; для подшипников пластичный смазочный материал. Раздельное смазывание принято потому, что один из подшипников ведущего вала удален, и это затрудняет попадание масляных брызг. Кроме того, раздельная смазка предохраняет подшипники от попадания вместе с маслом частиц металла.
Камеры подшипников отделяем от внутренней полости корпуса мазеудерживающими кольцами. Конструктивно оформляем шестерню по размерам =90 мм; Подшипники расположим в стаканах. Намечаем для валов роликоподшипники конические однорядные по ГОСТ 333-79 особо легкой серии 2007107 (см. табл. П7 [1]):
Условное обозначение |
d |
D |
T |
C |
e | |
мм |
кН | |||||
2007107 |
35 |
62 |
18 |
32 |
23 |
0,27 |