Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:57, реферат
Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются.
Введение
1. Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся
2. Влияние физических упражнений на организм человека
2.1 Влияние физических упражнений на осанку
2.2 Совершенствование функциональных возможностей органов дыхания
2.3 Совершенствование функциональных возможностей системы кровообращения
2.4 Влияние физических упражнений на двигательный аппарат человека
2.5 Влияние физических упражнений на пищеварительную систему
2.6 Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему
Заключение
Применение метода сопряженного психофизического воздействия на учащихся в процессе физического воспитания основано на знании и активном использовании достижений современной психологии. При этом возникает реальная возможность осуществлять в процессе занятий физической культурой профилактику вредных привычек, в том числе зависимости от психоактивных веществ, а также обучение учащихся различным социальным, в том числе коммуникативным, навыкам.
Известно, что в ходе развития человека, занимающегося двигательной деятельностью, формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи.
В физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. При этом термин "воспитание", в отличие от "развития", разделяет естественный прирост двигательных возможностей человека и их социальный характер. Так, например, понятие "воспитанная сила" предполагает, что она должна быть дозируемой, умело применяемой, сочетающейся с необходимой быстротой и гибкостью.
Подавляющее большинство
средств и методов
Вместе с тем, каждое, самое эффективное, средство психорегуляции, взятое само по себе, не может дать того результата, какой может дать комплексное применение различных средств, реализуемых с определенной логикой и в определенной системе. И если нет на 100 процентов эффективного средства психической регуляции, то нет и универсального средства, одинаково полезного для любого человека.
В процессе физического
воспитания учащийся учится регулировать
свои действия на основе зрительных, осязательных,
мышечно-вестибулярных ощущений и
восприятий, у него развивается двигательная
память, мышление, воля, способность
к саморегуляции. Учет этих факторов
в процессе разработки методических рекомендаций
по построению учебного процесса с учащимися
позволяет сделать этот процесс более
эффективным. В свою очередь, повторимся,
осуществлять подобный учет возможно,
только овладев достаточно прочными основами
психологии.
Итак, влияние физических
нагрузок на психическую сферу имеет
огромное значение. Занятия спортом
и физкультурой способствуют положительному
изменению свойств личности, её гармоничному
развитию, служат барьером на пути возникновения
вредных привычек. Благодаря физическим
нагрузкам у человека развивается
двигательная память, мышление, воля и
способность к саморегуляции психических
состояний.
Физические упражнения
воздействуют на все группы мышц, суставы,
связки, которые делаются крепкими,
увеличиваются объем мышц, их эластичность,
сила и скорость сокращения. Усиленная
мышечная деятельность вынуждает работать
с дополнительной нагрузкой сердце,
легкие и другие органы и системы
нашего организма, тем самым повышая
функциональные возможности человека,
его сопротивляемость неблагоприятным
воздействиям внешней среды. Регулярные
занятия физическими
Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Так, американские врачи, лишив добровольцев движений путем наложения высокого гипса и сохранив их нормальный режим питания, убедились, что через 40 дней у них началась атрофия мышц и накопился жир. Одновременно повысилась реактивность сердечно-сосудистой системы и снизился основной обмен. Однако в течение последующих 4 недель, когда испытуемые начали активно двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления были ликвидированы, мышцы укрепились и гипертрофировались. Таким образом, благодаря физическим нагрузкам удалось восстановление как в функциональном, так и в структурном отношениях. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Так, например, у физически тренированных людей по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Отмечена высокая способность работать при повышении температуры тела свыше 38°С во время физических напряжений. Подмечено, что у рентгенологов, занимающихся физическими упражнениями, меньшая степень воздействия проникающей радиации на морфологический состав крови. В опытах на животных показано, что систематические мышечные тренировки замедляют развитие злокачественных опухолей.
В ответной реакции
организма человека на физическую нагрузку
первое место занимает влияние коры
головного мозга на регуляцию
функций основных систем: происходит
изменение в
Физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление. При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются тормозные состояния. Физические же упражнения повышают общий тонус, стимулируют защитные силы организма. Вот почему лечебная гимнастика находит широкое применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев, врачебно-физкультурных диспансеров и пр. Однако нельзя применять физические упражнения в период обострения заболевания, при высокой температуре и других состояниях.
При применении физических
упражнений, кроме нормализации реакций
сердечно-сосудистой, дыхательной и других
систем, восстанавливается приспособляемость
выздоравливающего к климатическим факторам,
повышается устойчивость человека к различным
заболеваниям, стрессам и т.д. Это происходит
быстрее, если используются гимнастические
упражнения, спортивные игры, закаливающие
процедуры и пр. При многих заболеваниях
правильно дозированные физические нагрузки
замедляют развитие болезненного процесса
и способствуют более быстрому восстановлению
нарушенных функций. Таким образом, под
влиянием физических упражнений совершенствуется
строение и деятельность всех органов
и систем человека, повышается работоспособность,
укрепляется здоровье
Физические упражнения
совершенствуют осанку человека, она
характеризует не только форму тела,
но и функции состояния
2.2 Совершенствование функциональных возможностей
органов
дыхания
Под влиянием физических
упражнений у человека в состоянии
покоя дыхательные движения становятся
более редкими (6 – 8 раз в минуту)
и более глубокими, тем самым
облегчается обновление воздуха
в легких. Исследования показали, что
у спортсменов уровень дыхания
ниже, чем у нетренированных людей.
Важнейшим показателем состояния дыхательного
аппарата является, как известно, жизненная
емкость легких. Этот показатель зависит
и от врожденных данных, а не только от
различных условий воспитания, одним из
которых являются спортивные тренировки.
Часто спортсменами становятся физически
одаренные люди с жизненной емкостью легких
до 7 и более литров. Жизненная емкость
легких особенно велика у спортсменов,
занимающихся греблей, плаванием, лыжными
гонками. Жизненная емкость легких у спортсменов
обычно на 25 - 30% превышает должные величины.
Минутный объем дыхания у тренированных
людей несколько меньше, чем у нетренированных.
2.3 Совершенствование функциональных возможностей
системы
кровообращения
Под влиянием тренировки
в тесной связи с функцией дыхания
меняется и функция кровообращения.
Усиленная мышечная работа приводит
к гипертрофии сердечной мышцы
– увеличению ее массы, утолщению
мышечных волокон, а также функциональным
изменениям. У спортсменов увеличение
размеров сердца обнаруживалось при
рентгенографическом
2.4 Влияние физических упражнений на двигательный
аппарат
человека
Под влиянием рационального двигательного напряжения возникает ряд прогрессивных изменений в костно-скелетной опоре. Отчетливый эффект тренировки выражается в увеличении силы мышц. Мышцы тренированного человека обладают способностью к выполнению не только большего однократного усилия, но и длительной работе. Под влиянием упражнений улучшается способность мышц к расслаблению, одновременно увеличивается возможность мышц к напряжению и возрастает разница между производимым напряжением и расслаблением.
Совершенствование
функций мышц тесно связано с
совершенствованием нервной регуляции
двигательной деятельности. Возбуждение
мышц, о которых судят по их электрической
активности, происходит в результате
центробежных импульсов из центральной
нервной системы, вызывающих сокращение
и напряжение мышц. В то же время,
работа мышц является раздражителем
для рецепторов, от которых в центральную
нервную систему проходят центростремительные
импульсы, несущие текущую информацию
по ходу самого движения. Важнейшим
эффектом совершенствования мышечной
системы под влиянием физических
упражнений является повышение остроты
мышечного чувства.
2.5
Влияние физических
упражнений на пищеварительную
систему
Во время физической
работы функционирование пищеварительной
системы притормаживается. Это обусловлено
рабочими изменениями в организме,
важным действием обладают следующие
из них:
• рост активности
симпатической части
автономной нервной
системы и снижение
активности парасимпатической
части;
• уменьшение кровоснабжения
пищеварительных органов;
• изменения в концентрации
различных гормонов.
Автономная нервная система контролирует
работу гладких мышц, сердечной мышцы
и желез. Парасимпатическая часть автономной
нервной системы доминирует в состоянии
покоя, а симпатическая часть сильно активизируется
во время физической работы.
Общее повышение симпатической активности
и снижение парасимпатической активности
способствуют изменениям в функционировании
организма, подготавливающим его к физической
нагрузке и увеличивающим его терпимость.
Поскольку работа пищеварительной системы
не имеет первостепенного значения во
время острой физической нагрузки, то
ее активность понижается. Описанные изменения
в функционировании нервной системы вызывают
во время физической работы торможение
моторики как желудка, так и кишечника,
а также уменьшение выделения различных
пищеварительных секретов.
Вторым важным изменением, отличающим
состояние во время физической работы
от состояния покоя, является значительное
сокращение кровоснабжения органов пищеварения,
что также тормозит их функционирование.
Сокращение кровоснабжения органов пищеварения
позволяет лучше удовлетворять потребность
работающих мышц в богатой кислородом
крови. Во время физической работы функционирование
пищеварительной системы затормаживается.
Это позволяет направлять ресурсы организма,
прежде всего кровоснабжение, на удовлетворение
потребностей мышц, что является первостепенным
с точки зрения обеспечения работоспособности.
Рабочее изменение направления кровотока
в организме также происходит под контролем
автономной нервной системы. Повышение
симпатической активности вызывает расширение
площади поперечного сечения кровеносных
сосудов в скелетных и сердечной мышце,
в легких и коже, а в пищеварительных органах
обратную реакцию - сужение кровеносных
сосудов.
На работу пищеварительных органов влияет
также ряд гормонов. Во время физического
напряжения в циркулирующей крови увеличивается
концентрация таких гормонов, которые
тормозят пищеварительные процессы. Из
гормональных сдвигов такого действия
большое значение имеет, к примеру, рабочее
увеличение концентрации адреналина и
норадреналина.
В результате описанных изменений во время
физической работы, в отличие от состояния
покоя, тормозится моторика как желудка,
так и кишечника, замедляется темп освобождения
кишечника и передвижение пищевых масс
по кишечнику, уменьшается секреция разных
пищеварительных секретов и всасывание
питательных веществ. Влияние физической
работы на функционирование желудка в
значительной мере зависит от ее интенсивности.
У большинства людей темп освобождения
желудка значительно замедляется, начиная
с уровня относительной интенсивности
работы, равного 70% МПК. Темп освобождения
желудка замедляет также потеря жидкости,
сопровождающая физическое напряжение
в виде потоотделения, а также тепловой
стресс. Для функционирования желудка
с сильным тормозящим действием в ситуации
соревнований очевиден эмоциональный
и душевный стресс. Закономерности, о которых
идет речь, необходимо знать и учитывать
при согласовании режима питания и питья
спортсменов с их программой тренировок
и соревнований.
Имеющиеся скудные данные показывают,
что в результате регулярных тренировок
заметных реакций привыканий в органах
пищеварения не происходит. В системе
пищеварения тренировка заметных адаптационных
реакций устойчивого характера не вызывает.
Но один эффект все же нашел подтверждение
- как тренировки на выносливость, так
и тренировки на силу сопровождаются сокращением
среднего времени, необходимого для прохождения
пищевой массы по пищеварительному тракту.
Этот факт одновременно хотя бы частично
объясняет то, почему физическая активность
уменьшает риск заболевания раком толстой
и прямой кишки. С сокращением времени,
необходимого для прохождения пищевыми
массами пищеварительного тракта, сокращается
также время, в течение которого потенциально
находящиеся в пище карциногены (благоприятствующие
возникновению рака соединения) могут
оказать влияние на кишечник.
Информация о работе Влияние физических упражнений на психофизические процессы и системы организма