Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 23:16, лекция
Гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. Происхождение «гимнастики» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую.
1. Гимнастика, ее задачи и методические особенности гимнастики
2. Возникновение и развитие гимнастики
3. Развитие гимнастики в России
4. Виды гимнастики
4.1. Спортивные виды
4.2. Оздоровительные виды гимнастики
4.3. Образовательно-развивающие виды гимнастики
5. Средства гимнастики
5.1. Строевые упражнения
5.2. Общеразвивающие упражнения
5.3. Прикладные упражнения
5.4. Упражнения гимнастического многоборья
5.5. Акробатические упражнения
6. Программа прохождения курса гимнастики в НГУ
Литература
На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы: обычным (походным) и строевым шагом, на носках, пятках, на внешних и внутренних краях стопы, в полуприседе, приседе, выпадами, скрестными шагами.
Бег – более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую систему значительно сильнее, чем при ходьбе.
Применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, назад, в стороны, бег приставными, скрестными шагами, боком, вперед и т.д.
Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Упражнения в равновесии выполняются на месте и в движении.
К упражнениям на месте относятся все виды стоек от обычной до самой необычной на одном колене, повороты, наклоны, приседания с различным положением головы, с отрытыми и закрытыми глазами, переходы из высокого положения в более низкое.
К упражнениям в движении относятся все разновидности ходьбы и бега с попутным преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей мяча, на узкой опоре различной высоты, с расхождением при встречном движении.
Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых и смешанных висах и упорах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напряжениям, ловкости и координации движений. Для лазания можно использовать почти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.
Упражнения в лазании классифицируются следующим образом:
- лазание в смешанных висах или упорах
- лазание в простых висах или упорах
- лазание с остановками (завязывание на канате)
- лазание с грузом или партнером на плечах
Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлении.
Упражнения в перелезании и преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами, преодолевать препятствия можно различными способами: прыжками, перелезанием, подлезанием и пролезанием.
Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету, подбрасыванию и ловле, перебрасывание, жонглирование.
Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с различными предметами и с самими занимающимися. С помощью этих упражнений развивают силу, выносливость к мышечным напряжениям, координацию движений, ловкость, находчивость, умение экономно расходовать свои силы, общительность и др.
В качестве упражнений применяются: переноска набивных мячей, матов, гимнастических снарядов, партнеров.
Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития ловкости, силы, выносливости. Основными упражнениями являются:
- переползание на четвереньках (опора на кисти рук и стопы ног)
- переползание на получетвереньках (опора на предплечья и колени)
- переползание на боку (опора на предплечье, кисть другой руки, голень и стопу другой ноги, развернутой коленом кверху)
- переползание по-пластунски
- переползание с грузом
- переползание с партнером на спине.
Простые прыжки.
К ним относятся прыжки на месте, в длину, в в высоту, с места, в глубину, в «окно» и др. Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения поворотов, группировок, сгибания и разгибания в полете. Все приземления выполняются устойчивыми и мягкими с последующей основной стойкой.
5.4. Упражнения гимнастического многоборья
Вольные упражнения. Вольные упражнения представляют собой комбинации гимнастических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхности – на полу, сцене, поле стадиона и т.п. Они могут предназначаться для того или иного контингента занимающихся, быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него.
Вольные упражнения в целом содействуют развитию всех двигательных способностей.
Упражнения на коне. Упражнения на коне считаются наиболее трудными из всех видов гимнастического многоборья. На этом снаряде выполняются упражнения в упоре. Это различные перемахи, круги одной и двумя ногами, скрещения, перемещения из одной части снаряда в другую.
Упражнения на кольцах. Упражнения на кольцах состоят из маховых и статических элементов, подъемов различными способами, соскоков. Этот снаряд эффективно развивает силовые, координационные и другие способности занимающихся. Опорные прыжки. Опорные прыжки входят в мужское и женское гимнастическое многоборье как один из самостоятельных видов. Это сложное по координации кратковременные движения, требующие большой концентрации мышечных усилий, ориентировки в пространстве.
Опорные прыжки выполняются через различные гимнастические снаряды, в основном чрез коня, козла, установленных в ширину и длину. Кроме того, их можно выполнять и не через «нестандартное» оборудование. Снаряды можно комбинировать и выполнять прыжки, как бы преодолевая полосу препятствий. Прыжки могут быть содержанием эстафет. Применение опорных прыжков в уроке эффективно развивает двигательные способности учеников.
Упражнения на брусьях. На брусьях выполняются упражнения, характерные для многих видов гимнастического многоборья. К ним относятся статические, силовые, динамические и маховые упражнения. Они выполняются в упорах и висах, поперек и продольно по отношению к снаряду. Примерами статических упражнений являются: упоры (на руках, на согнутых руках, на прямых руках, углом); стойки (на плечах, на руках); висы (согнувшись, прогнувшись, углом, горизонтальный вис спереди, горизонтальный вис сзади); седы (ноги врозь, на одной жерди.
Динамические упражнения: размахивание в упоре на руках, в упоре на предплечьях, в упоре; подъемы махом вперед и махом назад, разгибом, переворотом; кувырки вперед и назад; соскоки махом вперед, назад, боком, углом с поворотом.
Такое широкое разнообразие упражнений позволяет решать и очень эффективно задачу разностороннего физического развития учеников.
Упражнения на перекладине. На перекладине выполняются висы, упоры, подъемы, перевороты, обороты, размахивания, повороты и соскоки. Эти упражнения располагают большими потенциальными возможностями для развития у занимающихся координации движений мышечной силы, гибкости, устойчивости функций вестибулярного анализатора к действию ускорений, ориентировки в пространстве, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости. В занятиях со школьниками используются низкая, средняя и высокая перекладины.
Упражнения на брусьях разной высоты. Упражнения на брусьях разной высоты в основном заимствованы из мужской гимнастики. Они представлены различными висами, упорами, седами. На этом снаряде можно выполнять размахивания, подъемы, обороты, перевороты, повороты, а также статические упражнения: равновесия, стойки. Большое разнообразие соскоков делают этот снаряд интересным для обучаемых и являются прекрасным средством разностороннего физического развития.
Упражнения на гимнастическом бревне. Упражнения на бревне по своему содержанию и характеру исполнения близки к вольным упражнениям, но отличаются тем, что все элементы выполняются на повышенной и узкой опоре.
Упражнения на бревне подразделяются на вскоки, передвижения, повороты, прыжки, акробатические упражнения и соскоки.
Формирование красивой осанки, способности тонко чувствовать положение тела в пространстве, улучшение координации – доступны этому виду гимнастического многоборья.
5.5. Акробатические упражнения
Являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся.
Различают три вида акробатики: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.
Акробатические прыжки состоят различных переворотов и сальто с различными вращениями: вперед, назад, в сторону, с дополнительными поворотами относительно продольной оси тела.
Парные упражнения подразделяются на мужские, женские и смешанные. Спортсмены выполняют силовые и вольные упражнения, стойки, поддержки, равновесия и все эти действия чередуются с хореографическими элементами.
Групповые упражнения состоят из упражнений для женщин тройки) и мужчин (четверки). Эти упражнения включают акробатические прыжки, упражнения на гибкость и равновесие, разнообразные пирамиды, вольтижировку, балансирование и элементы хореографии. Музыкальное сопровождение украшает выступление спортсменов, делает их зрелищными и эмоциональными.
6. Программа прохождения курса гимнастики в ВУЗе.
Ознакомление студентов с содержанием учебной дисциплины «Гимнастика», организационными требованиями к студентам на учебных занятиях, бально-рейтинговой системой контроля успеваемости студентов
Литература
1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с.
2. Иванов К.М., Кашеваров Б.П., Наклонов Ю.И. Строевые упражнения на практических занятиях по спортивным дисциплинам. Методические указания. - СПб, НГУ им П.Ф.Лесгафта, 2008. - 24 с.
3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.
4. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения: Учебное пособие. – СПб, СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1999. .
5. Смирнова Л.А. Общеразвивающие гимнастические упражнения: Методика обучения: Учеб. Пособие. - Мн.: Бел. навука, 1998. - 557 с.
6. Сомкин А.А. Материально-техническое обеспечение занятий спортивной гимнастикой: Учебное пособие/ А.А. Сомкин; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.: [б.и.], 2009. - 116 с.
Лекция №2: Терминология гимнастических упражнений.
План
1. Терминология как совокупность понятий в деятельности человека
2. Способы образования терминов
3. Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии
4. Классификация терминов
5. Правила использования гимнастической терминологии
6. Термины общеразвивающих и вольных упражнений
7. Термины упражнений на снарядах
8. Термины для обозначения маховых движений (махов)
Литература
1. Терминология как совокупность понятий
в деятельности человека
В любой сфере деятельности человека используются специфичные для этой сферы понятия, которые облекаются в соответствующие слова-термины. Так возникает специальная терминология, как совокупность терминов определенной отрасли, науки, техники, производства, области искусства, общественной деятельности, связанная, с соответствующей системой понятий, процессов.
Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.
Под термином принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия (подъем, спад, поворот, оборот и т.д.). Термин отличается от обыкновенных слов, которые могут и не заключать в себе конкретного понятия, а иметь только определенное значение, например: фляк, курбет, спичак, петля Корбут и т.д.
В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет, особо важную роль. Система специальных, но понятных и доступных гимнастических терминов облегчает преподавание и общение между преподавателем и учениками во время занятий, общение специалистов, а также помогает упростить описание упражнений при издании литературы по гимнастике. Владение терминологией приобретает особое значение во время обучения гимнастическим упражнениям. Словесные указания преподавателя должны быть краткими и понятными. Точные терминологические обозначения (слова-термины) в качестве речевых раздражителей оказывают существенное влияние на настройку занимающихся, облегчают понимание разучиваемого упражнения и таким образом делают учебный процесс более компактным и целенаправленным.
По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает. Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.