Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 23:16, лекция
Гимнастика - исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей. Происхождение «гимнастики» связывается с греческим словом «гимназо» - упражняю, тренирую.
1. Гимнастика, ее задачи и методические особенности гимнастики
2. Возникновение и развитие гимнастики
3. Развитие гимнастики в России
4. Виды гимнастики
4.1. Спортивные виды
4.2. Оздоровительные виды гимнастики
4.3. Образовательно-развивающие виды гимнастики
5. Средства гимнастики
5.1. Строевые упражнения
5.2. Общеразвивающие упражнения
5.3. Прикладные упражнения
5.4. Упражнения гимнастического многоборья
5.5. Акробатические упражнения
6. Программа прохождения курса гимнастики в НГУ
Литература
1-2 (счёт) - наклон вперед прогнувшись, руки за голову.
3-4 – выпрямиться, руки на пояс.
4. При описании упражнений, состоящих из двух одновременно выполняемых движений, применяют предлог «с», подчеркивающий целостность двигательного действия, совмещение во времени отдельных движений, например, подъём махом вперед с поворотом.
5. При записи нескольких движений, выполняемых разными частями тела, каждое название отделяется друг от друга запятой, например: разгибая левую ногу, поворот направо, руки вверх, и поворот направо в выпад правой вперед, руки в стороны.
6. При записи учебных комбинаций на снарядах отдельные элементы разделяются знаком тире, например (запись упражнения на коне) с прыжка круг правой – круг левой вправо – перемах правой – скрещение влево - перемах правой – круг правой влево-назад – соскок углом влево-назад.
6. Термины общеразвивающих и вольных упражнений
Исходные положения (и.п.) – стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения. Стойки: основная стойка (о.с.) соответствует строевой стойке; стойка ноги врозь; стойка ноги врозь широкая, узкая, ноги врозь правой; скрестная стойка; стойка на правом (левом) колене; сомкнутая стойка, при которой стопы сомкнуты, правой (левой) вольно.
При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках». Переход из стоек на коленях (а также из положений сидя, лёжа и др.) в стойку на ногах обозначается термином «встать».
Седы – положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед; сед ноги врозь; сед углом, сед углом ноги врозь; сед согнувшись; сед с захватом; сед на пятках или на правой пятке, на бедре и др.
Присед – положение занимающегося на согнутых ногах. Различают: присед; полуприсед; круглый присед, полуприсед; полуприсед с наклоном; «старт пловца»; полуприсед, присед на правой или левой и др.
Выпад – движение (положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги. Различают: выпад; наклонный выпад; выпад вправо с наклоном; глубокий выпад; разноименный выпад (указывается нога и направление выпада), например: выпад левой вправо.
Упоры – положения, в которых плечи выше точек опоры. Различают: упор присев; упор на правом колене, то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) и разноименный; упор стоя согнувшись; упор на предплечьях лёжа; упор лёжа сзади и др.
Круг – движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.
Наклон – термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон; наклон прогнувшись; полунаклон; наклон вперёд-книзу; наклон назад, наклон назад касаясь пяток; наклон назад в широкой стойке.
Равновесие – устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают: равновесие на правой; равновесие с наклоном; равновесие боковое; равновесие заднее (с наклоном назад).
7. Термины упражнений на снарядах
Хват – способ держания за снаряд. Различают: хват сверху; хват снизу; хват разный; хват обратный; хват скрестный; хват широкий; хват узкий; хват сомкнутый; хват глубокий.
хвата. Различают: висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.)
Висы простые: вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись и др.
Висы смешанные: вис присев, вис стоя согнувшись, вис лёжа, вис стоя. Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах.
Упор – положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры. Различают: упоры простые и смешанные.
Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках, упор на руках согнувшись, упор сзади, упор углом.
Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок), упор лёжа на согнутых руках, левую назад, упор стоя ноги врозь и др.
Сед – положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях, сед на бедре и др.
Начало упражнений на снарядах принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др.
Подъём – переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. Различают: подъём силой поочерёдно, подъём силой, махом одной подъём переворотом, подъём разгибом и др.
Спад – движение, противоположное подъёму.
Опускание – медленный спад.
Переворот - вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.
Оборот – круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.
Различают: оборот вперёд (назад) из упора ноги врозь, оборот вперёд или назад из упора, большой оборот.
Большой оборот - круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.
Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают: поворот махом вперёд, назад, поворот в стойке и др.
Стойка – вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.
Мах – свободное движение относительно оси вращения. Способы: силой, изгибами, с прыжка.
Размахивание – мах, выполненный несколько раз.
Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.
Перемах - маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.
Кач – однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами).
Раскачивание – несколько качей.
Круг - круговое движение ногами над снарядом или его частью, состоящее из двух последовательных перемахов без касания снаряда и возвращением в начальное положение.
Перелет - перемещение из виса или упора на одной стороне снаряда в вис или упор на другой стороне снаряда с отпусканием обеих рук или такое же перемещение с одной жерди на другую на женских брусьях.
Подлет - выполение в конце маха вперед или назад действий с отпусканием рук (поворотов, сальто) с возвращением на снаряд в вис или упор.
Выкрут – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперёд и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.
Группировка - положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах.
Согнувшись - положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.
Прогнувшись - положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым. -
Сальто - вращательное движение тела (на полу прыжком) с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки.
Фляк - прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.
Пируэт - сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.
Угол - положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.
Крест - положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.
Шпагат - положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность.
Элемент - составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.
Соединение - сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. при этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.
Упражнения (комбинации) - сочетания отдельных элементов и соединений в едином целостном и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.
8. Термины для обозначения маховых движений (махов)
Мах вперед - маятникообразное движение тела от одной крайней точки до другой в сторону лица.
Мах назад - то же, но в сторону спины.
Перемах – движение ногой (ногами) над снарядом.
Круг – целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперёк, круг прогнувшись и др.
Скрещение – два встречных перемаха.
Вход – переход гимнаста из и.п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (её указывают).
Переход – смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).
Выход – движение, противоположное входу, но на другую часть коня.
Перелёт – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.
Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают: соскок махом вперёд, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом и др. А также согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.
Прыжок – преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда – в свободном полёте после отталкивания ногами.
Опорный прыжок – выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками.
Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.
Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами
Таковы основные термины, используемые в гимнастике.
Литература
1. Гимнастика: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений // Под ред. Журавина М.Л., Меньшикова Н.К. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 448 с.
2. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе // Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2000. - 448 с.
3. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения: Учебное пособие. – СПб, СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1999. .
4. Смирнова Л.А. Общеразвивающие гимнастические упражнения: Методика обучения: Учеб. Пособие. - Мн.: Бел. навука, 1998. - 557 с.
Лекция №3: Урок гимнастики в школе
План
1. Задачи обучения гимнастике в школе
2. Виды уроков по гимнастике
3. Требования к уроку гимнастики
4. Структура построения урока по гимнастике
4.1 Подготовительная часть урока
4.2 Основная часть урока
4.3 Заключительная часть урока
5. Дозирование нагрузки на уроке
6. Способы организации учебной работы на уроке
7. Организационные аспекты урока
Литература
1. Задачи обучения гимнастике в школе
Гимнастика - один из основных разделов школьной программы по физическому воспитанию и направлена на:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения прикладным упражнениям;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам самоконтроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Наряду с другими дисциплинами физического воспитания в школе (легкая атлетика, спортивные игры и др.), гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.
К образовательным задачам относятся теоретические знания, практические умения и навыки, формируемые у учащихся в процессе занятий. Так, например, ученик узнает названия упражнений, технику их выполнения, какие способности и качества улучшаются у исполнителя, меры безопасности на занятиях, некоторые физиологические и анатомические аспекты свого организма и т.д. Решение образовательных задач дает учащимся не только знания, умения и навыки выполнять физические упражнения, но также умения применять их в жизни. Образовательная сторона урока обеспечивается правильно поставленными задачами обучения и методикой преподавания, направленных на активное и прочное усвоение программного материала учащимися.