Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:10, контрольная работа
В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы по гимнастике. Гимнастическая терминология широко применяется на занятиях не только гимнастикой.
Упор – положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1) Различают упоры простые и смешанные. Упоры простые: упор, упор на предплечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках согнувшись (рис. 19, а), упор сзади (рис. 19, б), упор под углом (рис. 19, в). В случаях очевидного положения в упоре достаточно применять одно слово «угол». Например (на брусьях), подъем махом назад – махом вперед угол или перемахом правой (над правой жердью) угол и др.; упор ноги врозь вне (рис. 19, г) и др.
Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (или назад на носок) (рис. 20, а), упор лежа на согнутых руках, левую назад (рис. 20, б), упор стоя ноги врозь (рис. 20, в) и др.
Сед – положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях (рис. 20, г), сед на бедре (рис. 20, д) и др.
Начало упражнения на снарядах принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др. В отдельных случаях для краткости можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом – оборот назад и т. д.
Подъем – переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий. (Движение выполняется головой вперед). Различают: подъем силой поочередно (рис. 21, а), подъем силой (рис. 21, б), махом одной подъем переворотом (рис. 21, в), то же махом или силой, подъем правой (левой) или двумя (рис. 21, г), подъем разгибом и др.
Спад – движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.
Оборот – круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладины, жерди и др.), выполняемое из упора. Различают: оборот вперед (назад из упора ноги врозь, оборот вперед или назад из упора, большой оборот).
Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают поворот махом вперед, назад, поворот в стойке и др.
Стойка – вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойку на плечах, на руках, на одной руке и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.
Мах – свободное движение относительно оси вращения. Способы: силой, изгибами, с прыжка.
Размахивание – мах, выполненный несколько раз.
Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.
Кач – однократное маятникообразное движение занимающегося вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей – раскачивание.
Выкрут – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперед и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.
Для обозначения маховых движений (махов) применяются термины:
Перемах – движение ногой (ногами) над снарядом.
Круг – целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой, круг правой влево, влево или вправо-назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперек, круг прогнувшись и др.
Скрещение – два встречных перемаха. Обычное скрещение (после перемаха в одноименную сторону) для краткости обозначают одним словом «скрещение». Разновидности уточняются. Например, скрещение согнув ноги, обратное скрещение, скрещение с поворотом и др.
Вход – термин, обозначающий переход гимнаста из и. п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (ее указывают).
Переход – смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).
Выход – движение, противоположное входу, но на другую часть коня.
Перелет – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с отпусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.
Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Различают: соскок махом вперед, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом, выкрутом, сальто и др. А также согнув ноги, ноги врозь (из упора и из стоек на руках).
Прыжок – преодоление расстояния (высоты, длины, или препятствия (снаряда)) в свободном полете после отталкивания ногами.
Опорный прыжок – выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками. Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.
Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами.
Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания. В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи: обобщенную, конкретную, сокращенную, графическую или их сочетания.
Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам.
К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рассмотрим эти правила.
Запись общеразвивающих
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то же, что и при записи отдельного движения, но сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения. Например, и. п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1. Сгибая правую, наклон влево, руки вверх. 2. И. п.
Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они протекают. Например: и. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1. Дугой книзу правой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед. 2. Стать на правое колено, руки вверх, голову наклонить назад.
Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и». Например: и. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот налево. В этом случае поворот выполняется в конце наклона (как бы акцентируя его).
Если же движение совмещается (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с».
Когда движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи. Например: руки плавно вперед, кисти расслабленны и т. д.
Запись вольных упражнений.
Вольные упражнения записываются в определенной последовательности:
Запись упражнений на снарядах.
При записи упражнений на гимнастических снарядах кроме названия самого снаряда принято указывать:
При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой.
При записи в строчку комбинаций на снарядах основные элементы (соединения) отделяются знаком тире. Например, на перекладине: размахивание – подъем разгибом – оборот назад – мах дугой с поворотом налево кругом в вис разным хватом – соскок махом назад и т. д.
При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записываются с абзаца, а справа от них указывается относительная трудность. Например, на коне:
С прыжка круг левой вправо 2,0
Перемах правой
Скрещение влево
и т. д.
Для краткого обозначения перемахов касаясь применяется предлог «по», а не касаясь – «над». Например, на брусьях: подъем разгибом – махом назад перемах правой по левой жерди – махом назад перемах левой над левой жердью и угол – держать.
Слитность двух и более элементов обозначают союзом «и», а совмещение двух движений в одно – предлогом «с». Например, на перекладине: подъем правой и поворот налево кругом или же подъем правой с поворотом кругом и т. д.
В интересах краткости и более удобного произношения отдельные определения можно опускать, а также отклоняться от указанной выше последовательности, если этим улучшается понимание.
Запись акробатических упражнений.
При записи акробатических упражнений применяются указанные выше правила с учетом некоторых особенностей:
Запись упражнений художественной гимнастики.
При записи упражнений художественной гимнастики пользуются правилами, установленными для вольных упражнений. Помимо этого следует указывать характер движений, их оттенки, динамику и выразительность.
Основные формы записи гимнастических упражнений:
№ п/п |
И. п. |
Счёт |
Описание (терминологическое) |
Графическая запись |
1 |
Стойка ноги врозь |
1
2—3
4 |
Наклон вперёд, руки в стороны Два наклона пружиня, касаясь пола И. п. |
(см. рисунок 13, е) (см. рисунок 13, а) |
Помимо указанных форм в настоящее время все шире применяется киносъемка упражнений (из классификационных программ, контрольные съемки и др.). С ее помощью удобнее всего передать все оттенки движений, применяемых в современной гимнастике.
Действующая гимнастическая терминология все время обогащается словами-терминами, ярко отображающими специфику тех или иных упражнений. Однако никогда не следует отходить от установленных правил образования терминов, что может привести к засорению терминологии, к жаргону.
Запись упражнений на снарядах. При записи упражнений на гимнастических снарядах кроме названия самого снаряда принято указывать:
При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой.
При записи в строчку комбинаций на снарядах основные элементы (соединения) отделяются знаком тире. Например, на перекладине: размахивание – подъем разгибом – оборот назад – мах дугой с поворотом налево кругом в вис разным хватом – соскок махом назад и т. д.
При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записываются с абзаца, а справа от них указывается относительная трудность. Например, на коне:
С прыжка круг левой вправо 2,0