Гимнастическая терминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

В физическом воспитании, в частности в гимнастике, располагающей безграничным множеством применяемых упражнений, терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы по гимнастике. Гимнастическая терминология широко применяется на занятиях не только гимнастикой.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по гимнастике (100%).doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Перемах правой                                    0,5

Скрещение влево                                  3,0

и т. д.

Для краткого обозначения перемахов касаясь применяется предлог «по», а не касаясь – «над». Например, на брусьях: подъем разгибом – махом назад перемах правой по левой жерди – махом назад перемах левой над левой жердью и угол – держать.

Слитность двух и более элементов обозначают союзом «и», а совмещение двух движений в одно – предлогом «с». Например, на перекладине: подъем правой и поворот налево кругом или же подъем правой с поворотом кругом и т. д.

В интересах  краткости и более удобного произношения отдельные определения можно опускать, а также отклоняться от указанной выше последовательности, если этим улучшается понимание.

 

 

Определения понятиям

 

1. Строй – размещение занимающихся для совместных строевых упражнений.

2. Фланг – боковая оконечность строя.

3. Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

4. Шеренга – строй, в котором занимающиеся стоят вдоль одной линии один возле другого и обращены лицом в одну сторону.

5. Интервал – расстояние между занимающимися в шеренге.

6. Колонна – строй, в котором занимающиеся стоят в затылок один за другим.

7. Дистанция – расстояние между стоящими в колонне.

8. Направляющий – занимающийся, движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют своё движение остальные учащиеся.

9. Замыкающий – занимающийся, движущийся последним в колонне.

10. Строевые упражнения классифицируются на следующие четыре группы:

  1. Строевые приемы – приёмы, выполняемые в строю.
  2. Построения – действия занимающихся поле команды преподавателя для принятия (первоначального) того или иного строя,  и перестроения – переходы из одного строя в другой..
  3. Передвижения – упражнения, связанные с передвижениями различного характера (строевой, походный шаги, повороты в движении, движение в обход и т. п.)
  4. Размыкания и смыкания – способы изменения интервала или дистанции строя.

11. Команда «Становись!». По этой команде занимающийся становится в строй, принимают строевую (основную) стойку.

12. Команда «Равняйся!».  По этой команде занимающиеся  в строю выравниваются по направляющему с  интервалом равным ширине ладони(между локтями)

13. Команда «Смирно!». По этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке».

14. Команда «Вольно!». По этой команде применяется предшествующее ей положение.

15. Команда «Правой (левой) – ВОЛЬНО!». Занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и кладет руки за спину. Применяется в разомкнутом строю.

16. Расчёт по команде. Расчёт по команде производится после команды преподавателя «На первый – второй (первый –третий; первый – четвёртый и т.д.) РАСЧИТАЙСЯ!» или «По порядку РАСЧИТАЙСЯ!»

17. Расчёт по заданию. При расчёте по заданию преподаватель подаёт команду так, как ему будет удобнее.  

18. Команды для поворотов на  месте. Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота  нале-ВО», «Кру-ГОМ»

Повороты  кругом (на ½ круга), налево (на ¼ круга), пол-оборота налево (на ⅛ круга) производятся в сторону левой руки на левом  каблуке и на правом носке; направо и пол-оборота направо – в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.

Повороты  выполняются на два счёта: по первому  счёту повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног  в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счёту кратчайшим путём приставить другую ногу.

19-20. Повороты в движении налево и направо выполняются по командам «Нале-во!», «Напра-во!». Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой (правой) ноги. По этой команде правой (левой) ногой сделать шаг, повернуться на носке правой (левой) ноги, одновременно с поворотом на 90◦ вынести левую (правую) ногу вперед и продолжить движение в новом направлении.

21. Поворот кругом в движении. Команда «Кругом – марш!» подается одновременно с постановкой правой ноги. По этой команде – сделать еще один шаг левой ногой, вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног, продолжать движение с левой ноги в новом направлении.

22. Строевой шаг – шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15-20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню). При движении рук вперед сгибать их в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса (на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки. Команда: «Строевым шагом – МАРШ!».

23. Переход от движения на месте к передвижению осуществляется по командам: а) «ПРЯМО!» (подается под левую ногу). Выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед; б) «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, в стороны) – МАРШ!»

24 Прекращение движения по команде: «Группа – СТОЙ!» (подается под левую ногу). Выполняется шаг правой, и приставляется левая нога.

25. Изменение ширины шага и  скорости движения. Команды: «Шире ШАГ!», «Короче ШАГ!», «Ре-ЖЕ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!».

26. Движение бегом. Команда: «Бегом – МАРШ!». При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой начинается движение бегом. Если музыкального сопровождения нет, команда «МАРШ!» подается под правую ногу.

27. Движение в обход. Команда: «Налево (направо) в обход шагом – МАРШ!». Если команда подается во время передвижения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть подана у угла зала или площадки.

28. Построение в шеренгу и  колонну. Команды. Построение в шеренгу выполняется по команде: «В одну шеренгу (две, три и т. д.) СТАНОВИСЬ» По этой команде занимающийся должен быстро занять своё место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.

Построение  в колонну выполняется по команде: «В колонну по одному (два, три и т. д.) СТАНОВИСЬ!» Группа выстраивается за преподавателем.

29. Построение по распоряжению. При построении по распоряжению преподаватель подаёт не команду, а распоряжение. Пример: «Группа, постройтесь в две шеренги» и т.п.

30. Правила подачи команд. 1. Команды, как правило, разделяются на предварительные и исполнительные («Шагом – МАРШ!», «Кру – ГОМ!» и т. д.). Есть команды только исполнительные («РАВНЯЙСЬ!», «СМИРНО!» и пр.). Однако перед их подачей преподаватель может добавить слова «отделение», «группа», «внимание», «колонна» и т. п., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде. Например: «Группа, СМИРНО!», «Колонна, СТОЙ!»

Предварительная команда подаётся отчётливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять её и приготовиться  к выполнению. Исполнительная команда  подаётся после небольшой паузы, отрывисто и энергично. Чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза межу предварительной и исполнительной командами и громче подача последней.

Исполнительная  команда, являющаяся сигналом к началу работы, по произношению должна соответствовать  характеру выполнения последующих  действий. Так, если для начала движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, её следует подавать громко и протяжно. Следует запомнить, что команда должна подаваться с твёрдой и повелительной интонацией. Нужно правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.

Подавая команды, преподаватель должен находиться в основной стойке.

2. По  предварительной команде занимающийся  принимает положение стойки «смирно», поэтому злоупотреблять подачей  этой команды не следует (в  особенности при проведении общеразвивающих  упражнений). Если же команда «СМИРНО!»  подана, то нужно требовать безупречного её выполнения.

3. В  некоторых случаях целесообразно  заменять команды распоряжениями. Если по команде занимающиеся  должны одновременно выполнять  действия из данного исходного  положения определённым способом, то по распоряжению допускается выполнение действий, не уложенных в счёт, и несколько иными способами. Например: вместо того, чтобы в группе, сидящей на полу, подавать команду «Нале-ВО!», лучше отдать распоряжение: «Повернитесь налево».

4. Команды,  в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом : «налево»  – движение в указанную сторону с одновременным поворотом ; «влево» – движение в указанную  сторону без  поворота , то есть боком.  Например:  «Направо на два шага  разом-КНИСЬ!» и «Вправо  приставными шагами сом-КНИСЬ!»        5. При подаче команды на перестроение  надо соблюдать последовательность  ее  частей:  а) название строя,  б) направление движения,  в) способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по  одному  в колонну по  четыре  команда должна  быть  подана  так:  «В  колонну по  четыре налево (направо)  шагом - МАРШ!»  В движении,  если  способ  передвижения  не  меняется, его  не  указывают. В данном  случае слово  «шагом» опускается.    При  размыкании последовательность  частей  команды   будет  такой: а) направление, б) величина интервала, в) способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЬ!»

6. При  обучении строевым упражнениям,  как и любым гимнастическим  упражнениям, пользуются методом показа, объяснения и обучения по частям (по разделениям). Чаще всего при обучении показ сочетается с объяснением, и затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Более сложные строевые упражнения надо разучивать по разделениям. В данном случае для выполнения каждого действия подаётся отдельная команда. Так, при перестроении из одной шеренги в две вторые номера выполняют следующие команды: 1. «Шаг левой назад, делай – РАЗ!» 2. «Шаг правой в сторону, делай –ДВА!» 3. «Приставить левую, делай – ТРИ!»

При обучении по разделениям ученик осознаёт и  запоминает свои действия, а преподаватель  до подачи очередной команды может  исправить ошибки. Можно рекомендовать  разучивать по разделениям такие  упражнения, как повороты на месте  и в движении, перестроение из одной колонны или шеренги в две, строевой шаг и другие разновидности передвижения, размыкание приставным шагами.

Для более  успешного овладения строевыми  упражнениями целесообразно с первых же уроков проводить учебную практику в составе учебных отделений. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, где один подаёт команду, а второй её выполняет.

7. Начинать  обучение строевым упражнениям  следует с самых необходимых  для проведения занятий команд  одновременно из всех групп  упражнений. Сначала осваивают построения, строевые приёмы, передвижения, а затем размыкания и смыкания. При этом на каждом уроке следует решать частные, конкретные задачи.

31. Перестроение в шеренги по  расчёту. Для перестроения в шеренге по расчету преподаватель должен рассчитать группу на первый – второй (для перестроения в шеренгу по два); первый и третий (для перестроения в шеренгу по три) и т. д.

32. Перестроение из одной шеренги в две. После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В две шеренги – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»), правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счет «три»).

33. Перестроение из одной шеренги в три. После предварительного расчета подается команда: «В три шеренги – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ног, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу. Становятся впереди вторых номеров.

34. Размыкание по Строевому Уставу. Команда: «Направо (налево) от середины на столько-то шагов разомкнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево), направо и налево и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние между ним и стоящим рядом составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: «Налево (направо, к середине) сом-КНИСЬ!». Все действия выполняются в обратном порядке.

35. Размыкание приставными шагами. Производится по фронту. Команда: «От середины (вправо, влево) на два (три и т. д.) шага приставными шагами разом-КНИСЬ!». После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние (крайняя) колонны, затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом-КНИСЬ!». Смыкание всей колонны начинают одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

36. Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга!», «Разомкнитесь на вытянутые руки!» и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Литература: ГИМНАСТИКА А.М. Шлемина;

                                                                             ГИМНАСТИКА А.Т. Брыкина;

                                                                             ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ 

                                                                             СИЛ СССР

Информация о работе Гимнастическая терминология