Двигательная активность в режиме дня как условие совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования
Выявить при каких педагогических условиях в режиме дня двигательная активность детей будет способствовать совершенствованию физического воспитания.

Задачи исследования
-Проанализировать научную, нормативно-правовую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста и путях его совершенствования.
- Рассмотреть особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в ДОУ.
- Дать рекомендации по оптимизации двигательной активности и физического воспитания в ДОУ.

Содержание

Введение

Теоретическая часть

1. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: сущность, задачи, средства.
1.2 Формы физического воспитания детей.
1.3 Особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня.
1.4 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста посредством рациональной организации двигательной активности в режиме дня.

2. Проектная часть (диагностические исследования)
2.1 Анализ состояния физического воспитания в ДОУ, уровня физического развития, двигательной активности.
2.2 Рекомендации по оптимизации двигательной активности и физического воспитания в ДОУ.

Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая черновой вариант3.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

- С включением оздоровительных  пробежек (обязательно проводится на воздухе - в течении 5-7 мин. Непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.)

- С использованием  простейших тренажеров:

Комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск "Здоровья").

Комплекс музыкально-ритмических  упражнений (состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Закати в лунку шарик», «Удочка», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством  правил, не длительными по времени (10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем  двигательной активности. Детям можно  в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения. Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом каждой возрастной группы.

Чтобы использовать все  возможности для игровой деятельности детей в течение дня, необходимо строго придерживается установленного режима, основу которого составляет врачебно - гигиенические требования и учёт возрастных особенностей детей каждой группы.

Что касается спорта, то с детьми дошкольного возраста используются лишь различные спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей.

Говоря о прогулках и экскурсиях за пределы детского сада необходимо отметить, что они организуются с использованием различным способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.

Что же касается физкультурного праздника, то его основу должны составлять весёлые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, усвоенные на регулярных физкультурных занятиях, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие. [29,с. 115]

День (неделя) здоровья проводится 1 раз в месяц во всех возрастных группах в течение учебного года. В этот день с детьми проводятся экскурсии, походы, спортивные досуги, физкультурные занятия, спортивные соревнования, театрализованные представления, занятия по ИЗО деятельности (рисование сангиной, углём, фломастерами, лепка из снега; составление композиции из осенних листьев и разнообразных материалов и т.д.). День здоровья может быть посвящен игре. В этом случае во всех видах работ используется только игра: дидактическая, словесная, подвижная, спортивная, театрализованная.

Целесообразно организовывать разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. В театрализованной или  игровой форме легче усваиваются  двигательные навыки и гигиенические знания (сценарий "Мойдодыр").

При организации активного  отдыха для повышения эмоционального фона рекомендуется красочно оформлять  места проведения (физкультурный  зал, групповая комната, спортивная площадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий, а также использовать музыкальное сопровождение. Полезно соблюдение определенных ритуалов (например, приветствия команд, зрителей, показательных выступлений участников, торжественных церемоний открытия и закрытия праздника и др.).

Деятельность детей  не должна ограничиваться только участием в подвижных играх и физическими  упражнениями, дети могут и должны участвовать и в различных  видах трудовой (уборка территории дошкольного учреждения, уход за растениями) и творческой (конкурсы танцоров, гимнастов, певцов, художников) деятельности. Подготовка к проведению недели здоровья должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми, которая включает чтение книг, просмотры иллюстраций, видеофильмов о спорте, спортсменах; разучивание подвижных игр, эстафет. Однако некоторые игры, аттракционы и простые двигательные задания могут быть предложены детям без предварительного ознакомления (сюрпризный момент).

При проведении досуга необходимо активное участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях.

В подготовке недели здоровья должен участвовать весь педагогический коллектив.

Главная задача методики развития двигательных качеств у  детей дошкольного возраста –  обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

Спецификой методики развития двигательных качеств является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки (длительность и интенсивность упражнений), а также вариативность сочетания нагрузки с отдыхом.

В процессе развития двигательных качеств детей дошкольного возраста как основные используют следующие  методы: метод упражнений с четко  заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха; игровой метод; соревновательный метод. Игровой метод характеризуется организацией двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом, относительно большой их свободой и самостоятельностью (в связи с чем ограничивается заданность способов действий и нагрузки), педагогическим руководством взаимоотношениями детей, высокой эмоциональностью детской деятельности. Соревновательный метод используется в играх с правилами и состязаниях для сопоставления сил участников, борющихся за возможно более высокие качественные и количественные показатели.

При развитии двигательных качеств дошкольников широко применяются  словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, оценка и др.) и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.).

Л.П. Матвеев, Д.В. Хухлаева, Э.Я. Степаненкова и др. отмечают, что  ни одним из методов нельзя ограничиться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста преобладают приемы опосредованного обучения (игра), объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем и др. В средней, старшей и подготовительной к школе группах ведущими являются методы и приемы прямого обучения, а также методы и приемы, направленные на формирование двигательных качеств (строго дозированные упражнения, повторение их через определенные интервалы времени, увеличение интенсивности движений).

Средства, методы и приемы обучения, упражнения, воспитания, а  также способы организации детей на занятиях (индивидуальный, групповой, фронтальный) опираются на ведущую для каждого возрастного периода развития детей деятельность (ориентировочно-познавательную, предметную, игровую и др.).

Особенности методики развития двигательных качеств детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста обусловлены степенью самостоятельности ребенка, его сознательным отношением к занятиям, к повторению усвоенного.

Из этого следует, что рационально организованный и тщательно продуманный режим дня детей дошкольного возраста способствует развитию их двигательной активности.

 

 

 

 

 

 

1.4 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста посредством рациональной организации двигательной активности в режиме дня

Эффективность совершенствования физического воспитания в раннем и дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима.

Двигательный режим в детском  саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельное движение детей во всех группах должно составлять не менее 2/3 их общей двигательной активности. Критериями оценки двигательной активности являются: объем движений (в условных шагах), их продолжительность (во времени), содержание (разнообразие движений, форм и видов).

Потребность в движении индивидуальна, поэтому для совершенствования  физического воспитания в каждой группе необходимо условно выделить детей большой, малой и средней  подвижности.

Дети средней подвижности  отличаются наиболее ровным и спокойным  поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, движения их уверенны, четкие, целенаправленные.

При руководстве двигательной активностью детей средней подвижности  достаточно создать необходимые  условия, т.е. предоставить место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование и пособия. 

Дети большой подвижности  всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно четвертую-пятую  часть. Они находят возможность  двигаться в любых условиях. Из всех движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, они с трудом засыпают, спят неспокойно.

Руководство двигательной активностью детей большой подвижности  направляется не на уменьшение их двигательной активности, а на регулирование интенсивности  движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше –  важно запрограммировать такой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности. Ребят надо специально учить точным движениям: метанию в цель, прокатыванию мяча на ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.), ловле мяча, отбиванию его от пола. Полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади. Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности содержания в двигательную активность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т.п.

Наиболее уязвим организм детей малой подвижности. Их характеризует  общая вялость, пассивность, они  быстрее других устают. В противоположность  подвижным детям, умеющим найти для игр пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую интенсивных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность – фактор риска для ребенка. Она объясняется его нездоровьем, отсутствием условий для развития движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно.

У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (бег, прыжки – разные их способы). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться о том, чтобы она была для детей интересной, непринужденной. Не нужно бояться, что дети утомятся. Этого никогда не произойдет, если обеспечить условия для разнообразных движений в физкультурной, игровой, трудовой деятельности индивидуально с воспитателем или в коллективе детей. Помогут в этом разнообразные физкультурные пособия, игрушки-двигатели. Полезно вспомнить здесь наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения, в этом случае происходит естественный отдых (активный отдых). Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, а наоборот, снимает утомление, активизирует память, мышление.

В физическом воспитании детей должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка.

Ввиду того, что двигательная активность - это потребность детей  дошкольного возраста, необходимо при  ее организации уделить большое  внимание планированию. По моему мнению, для рациональной организации двигательной активности в режиме дня наиболее эффективно планировать двигательную активность по этапам. Этапы - это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.

1-й этап педагогического  процесса - «Утро»

«Утро» - самый короткий по времени этап педагогического  процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача воспитателя - уделить  внимание каждому пришедшему ребенку, выразить радость, что ребенок пришёл в детский сад, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заниматься интересной, полезной двигательной деятельностью.

Информация о работе Двигательная активность в режиме дня как условие совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста