Двигательная активность в режиме дня как условие совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования
Выявить при каких педагогических условиях в режиме дня двигательная активность детей будет способствовать совершенствованию физического воспитания.

Задачи исследования
-Проанализировать научную, нормативно-правовую литературу по проблеме физического воспитания детей дошкольного возраста и путях его совершенствования.
- Рассмотреть особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в ДОУ.
- Дать рекомендации по оптимизации двигательной активности и физического воспитания в ДОУ.

Содержание

Введение

Теоретическая часть

1. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: сущность, задачи, средства.
1.2 Формы физического воспитания детей.
1.3 Особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня.
1.4 Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста посредством рациональной организации двигательной активности в режиме дня.

2. Проектная часть (диагностические исследования)
2.1 Анализ состояния физического воспитания в ДОУ, уровня физического развития, двигательной активности.
2.2 Рекомендации по оптимизации двигательной активности и физического воспитания в ДОУ.

Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая черновой вариант3.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Утром целесообразно  планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение физкультурного инвентаря, дидактических пособий. Желательно в групповой комнате создать уголок «спортсмена», где бы помещалось все необходимое оборудование. Можно предложить детям дидактические игры «Одень спортсмена для соревнования», «Угадай вид спорта», рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбома «Забочусь о своем здоровье».

Желательно планировать  игры, знакомые детям, лучше малой  или средней подвижности («Найди, что спрятано, «Пронеси мяч, не задев  кеглю» и др.). При планировании подвижных  игр необходимо учитывать, какие  занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изодеятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности; если предстоит физкультурное занятие, то в зависимости от его типа целесообразно планировать двигательную активность утром (например, если предстоит занятие игрового характера, утром планируем более спокойную двигательную деятельность; если намечена тренировка, утром хорошо организовать подготовительные упражнения для разогрева определенных групп мышц). Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

2-й этап педагогического  процесса - «Прогулка»

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка - благоприятное время для  проведения индивидуальной работы с  детьми и организации их самостоятельной  двигательной активности.

Перед прогулкой важно поинтересоваться у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр детей по желанию: поддержать инициативу, творчество в любом виде игр; вынести на улицу необходимые для двигательной активности детей оборудование.

Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в  движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.

На прогулке предлагаем планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 2 - 3 игры с  подгруппами детей. Кроме того, воспитатель  должен наметить игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включенными в занятие. За несколько дней до занятия, в котором планируется ввести новое движение, на прогулке целесообразно проводить подготовительные упражнения. На следующий день поле занятия можно повторить те же упражнения или провести несложные игры с целью закрепления двигательного навыка. Примерно через две недели после занятия и в дальнейшем, когда основные элементы движения автоматизируются, хорошим средством закрепления является сюжетная подвижная игра.

Важно для прогулки планировать ее только различные подвижные, но и спортивные игры (зимой - хоккей; весной, летом, осенью - футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки) и спортивные упражнения (зимой - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, осенью - катание на велосипеде, самокатах, роликовых коньках, планирование).

3-й этап педагогического  процесса - «Вторая половина дня»

Основная педагогическая задача этого периода - вызвать у  детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо в группе создать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагаем планировать активный отдых детей. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность, насыщенна эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья.

Во вторую половину дня  также необходимо запланировать  самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное  оборудование, тренажеры, дидактический материал - карточки для самостоятельной двигательной активности. Вечером, перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность - малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения с шарами и т.д.

На формирование детских  интересов влияет отношение родителей  к физической культуре, к увлечению  детей подвижными играми и упражнениями. Об этом воспитатель должен постоянно  напоминать родителям, побуждая их к  совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играм и упражнениям. Выявив особый интерес и способности ребенка к какому-либо виду упражнений, воспитатель должен обратить на это внимание родителей с тем, чтобы в дальнейшем они продолжили занятия. Необходимо давать задания на дом, в которых больше внимания уделять приемам и способам действий. Составляющим основу техники спортивных игр и упражнений. Определяя индивидуальные задания на дом, воспитатель может обращаться непосредственно к детям. Ребенок 5 - 7 лет подготовлен к тому, чтобы вполне осознанно решать поставленные перед ним двигательные задачи. В целом домашние задания должны быть направлены на обеспечение необходимого уровня физической подготовленности всех детей. [17, с. 34-38]

Рассмотрим требования, предъявляемые к планированию двигательной активности.

1. Планирование должно  обеспечить решение главной цели  воспитания - формирование индивидуальной, неповторимой личности, поэтому  важно грамотно сочетать фронтальные  и индивидуальные формы работы.

2. При планировании  необходимо избегать формализма. План должен быть реальным. Задачи физкультурно-оздоровительной работы, двигательной активности необходимо планировать в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков детей данной возрастной группы.

3. При планировании  необходимо учитывать критические периоды в физическом и психическом развитии, уровень физического развития и физической подготовленности ребенка, и высшей нервной деятельности, степень развития анализаторных систем, биоритмологоческий профиль, направленность личности (экстраверт или интраверт); учитывать задатки, склонности, интересы ребенка.

4. План должен обеспечить  системность в работе. Между различными  видами деятельности должны быть  тесная связь, единство воспитания  и обучения.

5. План должен быть  конкретным, с указанием содержания работы и сроков (день, неделя, месяц), на которые предусмотрена эта работа.

6. При планировании  необходимо учитывать состояние  работы за предшествующий месяц,  квартал.

7. Педагог должен знать  вариативные и альтернативный  программы, выбирая программу по физической культуре для своей возрастной группы; ориентироваться в новинках психолого-педагогической литературы, использовать в работе передовой опыт.

8. Для успешного планирования  физкультурно-оздоровиттельной работы, двигательной активности детей; в выборе форм написания плана, в определении задач, форм и методов работы с дошкольниками необходимо сотрудничество обоих воспитателей группы.

9. В выборе и определении  формы написания плана физкультурно - оздоровительной работы, двигательной активности важно учесть уровень профессионального мастерства воспитателя, его личностные качества, отношение к работе.

Следует знать, что не может быть единого идеального плана  для всех воспитателей. Педагог сам  определяет, по какому плану ему  работать. Только при правильной организации двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, совершенствовать их физическое воспитание, развивать у них врожденную мотивацию к двигательной активности. [18, 156 с.]

Таким образом, тщательное планирование в дальнейшем позволит:  
1. Избежать гиподинамии.  
2. Обогатить детей знаниями о многообразии физических упражнений и подвижных игр.  
3. Сформировать привычку к здоровому образу жизни,  
4. Создать условия для совершенствования физического воспитания посредством рациональной организации двигательной активности детей в детском саду и семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проектная  часть (диагностические исследования)

2.1 Анализ состояния  физического воспитания в ДОУ,  уровня физического развития, двигательной активности.

Наблюдения и анализ детей проводились на территории МДОУ №28, г.Нижний Тагил. Диагностику состояния физического воспитания проводила, пользуясь картой анализа физического воспитания в ДОУ ( см. Приложение 1)

Образовательный процесс в МДОУ № 28 ведется по программе Н.А. Ноткиной, Т.И.Бабаевой «Детство». Базой для реализации программы в разделе  «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.

Физическое воспитание в данном детском саду осуществляется по программе  М.Д. Маханевой “Воспитание здорового ребенка”. Программа “Здоровый ребенок” направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. Дети не только получают обо всем этом четкие представления, но и приобретают стойкие навыки и привычки.

Цель программы: приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. 

В детском саду ежегодно проводиться обследование всех детей. Результаты этого обследование размещают  на стендах.

В МДОУ № 28 оформлена модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни.

Физические и оздоровительные  мероприятия осуществляются под  руководством заведующей, также непосредственное участие принимают старшая медсестра и руководитель по физической культуре.

Работа по физическому воспитанию в МДОУ №28 строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.

В МДОУ №28 оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре.

Для совершенствования  навыков, полученных на физкультурных  занятиях, в группах созданы физкультурные  уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

На территории детского сада имеется спортивно-игровое  оборудование, а так же на прогулке используется разнообразный выносной материал для повышения двигательной активности.

Для проведения профилактических мероприятий в МДОУ №28 имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевые лампы, маячный кварц, бактерицидные лампы, тепловлажный ингалятор, работает физиотерапевтический кабинет.

В совместной работе детского сада и семьи широко используются консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала, рисунков), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.

Удачно проходят спортивные досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты". Кроме того, для родителей организуются Дни открытых дверей, когда они  могут посетить любое мероприятие.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как проводить закаливание ребенка дома", "Основы здорового питания" и т.д.).

Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ позволяет привлечь родителей  к совместным усилиям по физическому воспитанию детей в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

При анализе физического  развития детей младшего дошкольного  возраста  выявились  факторы, ограничивающие их двигательную активность. 

Проанализировав самостоятельную деятельность младших дошкольников,  сделала  вывод, что дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Много времени в  группах младшего возраста уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры:  у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. Кроме того, эти дети затрудняются в организации своей деятельности, что также неблагоприятно сказывается на их двигательной активности. Дети находят себе занятие, учитывая свои интересы, но разнообразить свою деятельность, ещё не могут. Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений. Возникает потребность в организованной двигательной деятельности.

Информация о работе Двигательная активность в режиме дня как условие совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста