Двигательная активность как средство формирования здоровья школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:50, реферат
Краткое описание
Гипотеза: оптимальная двигательная активность оказывает благоприятное влияние на физиопсихологическое развитие младшего школьника. Цель работы: роль движений в развитии ребенка. Задача: влияние физических упражнений на развитие выносливости, сердечно-сосудистой системы, легких, мышц и т.д.
Содержание
Введение 1. Двигательная активность – фактор формирования здорового образа жизни 2. Физическое воспитание как условие сохранения психофизического и социального здоровья детей 3. Содержание и формы физического воспитания младших школьников 4. Тенденции современного физического воспитания в рамках школы 5. Особенности двигательной активности в младшем школьном возрасте Заключение Библиографический список
Игровая деятельность, имевшая
место в дошкольном возрасте, сменяется
организованными спортивными играми,
специальными уроками по физической культуре,
пешеходными экскурсиями в природу и т.д.
Ребенок младшего школьного
возраста способен выделять план деятельности
по полной ориентировочной основе с оценкой
и самооценкой. Дети этого возраста по
данным исследований в возрастной психологии
могут достигать удивительно высоких
результатов в общении, в деятельности,
в отношении к другому, в воспроизведении
образцов деятельности и поведения и т.д.
Их возможности овладения движениями
приближаются к возможностям взрослого
человека. Не случайно в области развития
способностей возраст 2-3 года определяют
как возраст первого проявления общих
способностей, а возраст 6-7 лет считается
завершающим проявления этих способностей
ребенка.
Детям младшего школьного возраста
доступны взрослые движения очень сложного
содержания. Возможность овладеть сложными
движениями ребенку позволяет уровень
развития его восприятия, памяти, воображения,
мышления и т.д. В сравнении с ребенком
дошкольного возраста он уже в состоянии
выделять в деятельности не только ее
последовательность, но и логичное построение
плана деятельности. Это позволяет ребенку
выделить Ориентировочную Основу Действий,
предлагаемую взрослым.
Овладевая движениями все большей
сложности, ребенок приобретает обобщенные
представления о свойствах изучаемого
класса движений и их природы. В этом процессе
он приобретает знания, умения и способности
личностного воздействия на социальное
окружение.
Участие ребенка в играх или
в каком-нибудь совместном действовании
может приниматься или отвергаться в зависимости
от уровня требуемого "мастерства",
от уровня владения ребенком подобными
движениями по отношению к принятым нормам
владения сверстниками. "Уходи, ты не
умеешь и все портишь" - это очень обидные
слова для ребенка. Здесь вся гамма человеческих
отношений, здесь и место в жизни, и значимость
существования, и уравновешенность состояния,
и принадлежность к группе значимых людей,
и все это - как смысл жизни.
"Двигательная деятельность
младшего школьника становится
многофункциональной. Предметом деятельности
мы выделяем овладение пространством
предстоящих действий, движений. Это пространство
осваивается ребенком с помощью взрослого
как место пересечения идеального плана
деятельности с реальным". В этом пространстве
ребенок видит будущее взаимодействие
себя с физической средой, будущее взаимодействие
с социальным окружением (как взрослых,
так и сверстников). В этом пространстве
ребенок видит себя, реализующим свои
собственные движения, которые в зависимости
от целей, содержания и условий могут выступать
деятельностью, действиями, операциями
или отдельными движениями. Как нам представляется,
в стремлении ребенка овладеть пространством
конкретного движения мы видим мотив его
деятельности. Выделяя конкретную цель
отдельных движений, мы превращаем эти
движения в действия. Так, исследование
конкретным движением условий равновесия,
контакта с опорой, развили усилия и минимизации
усилий внешне выглядит как опробование
движения в обучении, но эти действия одновременно
несут познавательную нагрузку: они реализуют
цель ребенка по выяснению содержания
условий проведения движения. На основании
такого выяснения условий ребенок находит
оптимальные характеристики осуществления
данного движения. Подобную двигательную
деятельность ребенка мы называем личностно-смысловой,
сознательной двигательной деятельностью.
"Способности младшего
школьника позволяют предъявлять
ему двигательную деятельность
по полной ориентировочной основе,
где последовательно выделяются
ориентиры мотива, целей, содержания,
условий, специфических познавательных
действий и свойств субъектности:
1) жизнедеятельности (как
уровень физического развития),
2) деятельности (индивидуальный
стиль движений),
3) общения (коммуникации, децентрации
и персонализации) и 4) самосознания".
Мы предлагаем измерять субъектность
жизнедеятельности тестовыми упражнениями,
исходя из требований конкретного движения,
которое предъявляется ребенку к освоению.
Так, для выяснения возможностей ребенка
к быстрому передвижению можно ему предложить
пробежать 10 м на одной ноге.
Заключение
Таким образом, на протяжении
младшего школьного возраста в организме
детей происходят значительные морфофункциональные
изменения. Совершенствуется деятельность
вегетативных систем, обеспечивая более
эффективную энергетику организма. Психофизиологические
функции становятся произвольными, все
действия ребенка приобретают более сознательный,
целенаправленный характер. Возрастают
адаптивные функциональные возможности
детей.
Однако все эти изменения происходят
не сами но себе. Структурно-функциональное
созревание мозга только создает основу
для развития высших психических функций,
а становление их происходит в. процессе
учебной деятельности, под влиянием педагогов
и родителей. Поэтому очень важно, используя
потенциальные возможности мозга ребенка,
формировать у младших школьников учебно-познавательные
мотивации и потребности, оказывать целенаправленные
педагогические воздействия, способствующие
развитию произвольного внимания, восприятия,
памяти.
Поэтому в организации учебного
процесса необходимо найти ту грань, когда,
с одной стороны, успешно решаются образовательные,
воспитательные задачи, а с другой стороны,
не наносится вреда здоровью учащихся,
обеспечивается нормальный процесс роста
и развития организма, расширение его
адаптивных возможностей.
Здоровье - важнейшее условие
успешной реализации личности. Чтобы здоровье
сохранялось и укреплялось, все педагогические
технологии должны базироваться на определенных
естественнонаучных принципах, учитывать
психофизиологические особенности учащихся
на каждом этапе индивидуального развития
и опираться на обязательное соблюдение
физиолого-гигиенических нормативов при.
организации учебного процесса.
Библиографический
список
1. Баршай В.М. Физкультура в
школе и дома. Ростов н/Дону, 2001, с.164.
2. Глинянова И.Ю. Основы педагогической
валеологии. Волгоград, ВГУ, 1998. с.177.