Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:35, реферат
С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние -- храмы, сокровищницы, стадион, ипподром -- возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами.
Введение.
1. История Олимпийских игр
2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности.
3. Программа Олимпийских игр. Олимпионики.
4. Традиция зажжения Олимпийского огня
5. Значение олимпийских игр.
6. Влияние олимпийских игр на религию и политику.
7. Изучение Древней Олимпии.
Заключение
Список использованной литературы
4. Традиция зажжения Олимпийского огня
История свидетельствует
о том, что в иных городах Эллады
существовал культ Прометея, а
в его честь проводились
Фигура этого
титана остается и ныне одним из
самых ярких образов в
Во время летнего
солнцестояния участники
Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.
Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже - иногда - континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев - торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.
5. Значение олимпийских игр.
Олимпийские игры были
объединяющим центром всего эллинского
мира, священные послы теоры
В Олимпию съезжались
художники и поэты, с 50-й Олимпиады
утвердился обычай читать на Олимпийских
играх литературные произведения и
произносить стихи. Геродот, вернувшись
с Востока, читал здесь главы
своей «Истории»; в Олимпии вел
свои беседы Сократ, ходивший туда пешком
из Афин, со своими сочинениями выступали
Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен
и др. Греческие государства во
время Олимпиад объявляли о заключении
важных договоров, скрепляя их клятвами
у алтарей богов и уведомляя
о том всю Грецию. Имя, торжественно
объявленное на Олимпийских играх,
становилось известно всему грекоязычному
миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк
Тимей Сицилийский предложил
вести летосчисление по Олимпиадам,
четырехлетним временным
Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.
В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.
6. Влияние олимпийских игр на религию и политику.
Для греческого мира уже в
VI в. до н. э. характерны два явления:
с одной стороны, сильное развитие
партикуляризма, цепкое отстаивание
своей самостоятельности каждым
из бесчисленных городов-государств и,
с другой стороны, наличие институтов,
объединявших в какой-то мере эти
государства, напоминавших им о связи,
существовавшей между ними, признание
некоторых общеэллинских
Среди них важнейшее место
занимали жертвоприношения Зевсу в
Олимпии и общегреческие
Общее значение Олимпийских состязаний для греков выступает достаточно ясно в одном из рассказов Геродота, где идет речь о прибытии в Египет вестников от элидян. Эти вестники хвалились, что они из всех людей наисправедливейшим и прекраснейшим образом организовали состязания в Олимпии, и думали, что и египтяне, мудрейшие из людей, не смогли бы изобрести ничего другого.
Но еще важнее другое известие, относящееся к тому времени, когда над Элладой нависла страшная угроза. Полчища персов находились уже на греческой земле. Казалось бы, все другие соображения должны были отойти на задний план перед мыслью о необходимости сосредоточить все силы для отпора врагу. Но греки действуют иначе. Спартанцы отправляют царя Леонида с небольшим отрядом в Среднюю Грецию, обрекая его на верную гибель. Выступить же со всеми силами они предполагают после: «(теперь) им мешало Карнейское празднество». И такие же намерения, прибавляет Геродот, были и у прочих союзников, так как одновременно происходил праздник в Олимпии (VII, 206). Таким образом, даже настоятельная военная нужда не могла отвлечь эллинов от религиозного торжества (может быть, намеки на эти события содержатся у Фукидида ).
Победе на Олимпийских играх придавалось в VI в. до н. э. огромное значение: победитель становился первым человеком своего полиса не только в сознании своих сограждан, но и всех греков. Вспомним, что ожидало олимпионика по возвращении на родину: торжественную встречу при его въезде в город, шествие к храму Зевса, пир, привилегии, которые получал победитель, статуи, воздвигавшиеся в его честь, оды, заказанные лучшим поэтам своего времени, легенды, создававшиеся вокруг его имени, божеские почести, иногда оказываемые ему. Все это объясняется не только пристрастием эллинов к спортивным состязаниям, но имеет другой, более глубокий смысл. Поэтому при изучении политической история архаической Греции нельзя пройти мимо вопроса об олимпиониках, тем более что в источниках мы находим интересные в этом отношении известия.
Однако, прежде чем рассматривать эти известия, необходимо представить себе, что сделано в науке по вопросу об олимпиониках. С пробуждением в Греции интереса к изучению прошлого начали наряду с другими данными собирать материал об Олимпийских играх и составлять списки олимпиоников. Известно, что этим занимался (в конце V в. до н. э.) логограф и аттидограф Гелланик. Впоследствии эту работу продолжали авторы IV в. и позднейшего времени. Многочисленные известия о победителях содержатся также в трудах Геродота, Павсания и других.
В XIX в. все данные об олимпиониках
были подвергнуты научному изучению
в работе Форстера, а в недавнее
время список победителей на Олимпийских
играх был пересмотрен и
Как бы ни решать вопрос об исторической
достоверности этого списка, в
особенности в той его части,
которая относится к
В общем мы имеем основание рассматривать список олимпиоников, по крайней мере с начала VI в., как исторически ценный материал, даже если и допустить, что в него были позднее внесены более или менее произвольные данные (например, имена, заимствованные, из мифологии, или датировки более ранним временем (Килон, Мирон), как думает Белох (ук. соч., стр. 154). мнение которого, впрочем, не разделяет в настоящее время большинство исследователей).
Известия об олимпиониках могут получить различное истолкование в зависимости от взглядов на характер и значение Олимпийских состязаний, начало которых восходит к глубокой старине. В VI в. до н. э. они давно уже стали одним из существенных моментов в религиозной, культурной и политической жизни Эллады, и то или иное понимание их значения не может не бросить свет и на особенности политической борьбы в греческих государствах этого времени.
Каково бы ни было происхождение Олимпийских состязаний -- связаны ли они с погребальными обрядами, или с периодической борьбой царей-магов за власть, или, наконец, с культом Зевса как бога войны -- в VI в. победа на этих играх имела сильный политический резонанс. Гардинер, являющийся горячим противником религиозной теории происхождения Олимпийских состязаний, прав в известной мере в своей критике попыток истолковывать многие обычаи или обряды позднейшего времени, притом существовавшие не только в Олимпии, как доказательство в пользу этой теории. Но то, что он отрицает религиозный характер состязаний и утверждает, что их происхождение не связано с религией, представляется малоубедительным, -- особенно в свете того огромного сравнительно-исторического материала, который был собран Фрэзером по вопросу о различных способах передачи царской власти. Но нас в связи с дальнейшим изложением интересует не столько вопрос о происхождении и первоначальном характере Олимпийских игр, сколько о том, чем они были в VI в. до н. э.
Этот век был периодом
быстрого роста их известности и
значения по сравнению с предшествующим
временем. Свидетельством этого служат
прежде всего произведения искусства.
Бизли считает, что возрастающий
интерес к Олимпийским
Поэтому заслуживают внимания известия древних авторов относительно той угрозы, которую представлял победитель в состязаниях для местного правителя. Гардинер (ук. соч., стр. 97 ел.) лишь упоминает о Каллии, старшем Мильтиаде и Кимоне, сыне Стесагора, -- победителях на Олимпийских состязаниях -- в связи с выяснением вопроса о том, в каких состязаниях могли принимать участие только представители знати и как тесна была связь между Афинами и Олимпией при Писистрате. Однако тот факт, что победитель на состязаниях являлся как бы соперником местного правителя, претендентом на власть в родном полисе, заслуживает пристального изучения.
В Олимпийских состязаниях
теоретически мог принимать участие
каждый желающий из эллинов, но фактически
они были доступны для людей зажиточных,
а состязания в беге на колесницах
-- только для богачей-аристократов
или тиранов: слишком велики были
расходы на содержание лошадей, на подготовку
к бегу и проч. Таким образом, в
период господства аристократии Олимпийские
игры делались как бы ареной, на которой
проявлялось соперничество не только
знати разных полисов, но и знатных
родов внутри полиса. Можно выразиться
точнее: победитель в беге на колесницах
в Олимпии был потенциальным
претендентом на власть в родном городе,
возможным тираном. И, наоборот, тираны,
уже захватившие власть, стремились
одержать верх в состязаниях в
Олимпии или на Пифийских празднествах
(имеем в виду в особенности
бег колесниц) и нередко, располагая
огромными средствами, оказывались
победителями. Геродот рассказывает,
что еще аргосский тиран
Связь между тиранами и олимпиониками легко может быть установлена, если проследить список олимпиоников конца VII--VI в. до н. э. Уже Мирон Сикионский, дед Клисфена, одержал в конце VII в. победу в состязаниях на колесницах. Его внук Клисфен, породнившийся с Алкмеонидами (он отдал свою дочь замуж за Мегакла, сына Алкмеона), по-видимому, придавал большое значение участию в общегреческих состязаниях. Он оказался победителем в 576 или 572 г.
К концу VII или началу VI в. относится единоборство (из-за обладания Сигеем) Питтака, тирана Митилены, и афинянина Фринона, победителя в панкратии. Помимо Клисфена Сикионского, и другие тираны принимали участие в состязаниях -- Писистрат, сицилийские тираны Гиерон, Гелон, Ферон, тиран Акраганта, царь Кирены Аркесилай IV. Интересна в этой связи п история спартанского царя Демарата, вынужденного впоследствии бежать из Спарты. Правда, причина бегства Демарата, согласно Геродоту, была совершенно иная: оскорбление со стороны другого царя, Леотихида. Но здесь могло быть и затемнение традиции. .Во всяком случае Демарат-олимпионик -- личность необыкновенная: в разговоре с матерью он, призывая Зевса Геркея, хранителя его дома, просит открыть ему тайну его рождения, и далее выясняется, что его отцом был бог. Олимпиоником, может быть, был и тесть царя Леотихида, врага Демарата, Диакторид.