Древня Греція міфи та легенди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:51, реферат

Краткое описание

На Востоке, на огромных многонаселенных равнинах Междуречья, естественные условия вызывали необходимость совместного труда, в централизованном порядке организованного и управляемого. В Греции же населяющие закрытые грядами гор долины и труднодоступные острова небольшие независимые общины самостоятельно, в полной мере используя индивидуальные способности каждого члена, боролись за свое существование и благополучие. Культура Междуречья отражала мир привязанных к земле крестьян, деспотических царей и твердо придерживающихся древних традиций священнослужителей.

Содержание

1.Вступление.
2 Древнегреческая гимнастика.
3. Спартанская система воспитания.
4. Афинская система воспитания.
5. Зарождение элементов научных знаний о физической культуре.
6. Общеэллинские игры в Древней Греции.
7. Вывод.
8. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Яворский університет.docx

— 316.40 Кб (Скачать файл)

Наиболее богатые граждане Афин содержали свои палестры, где  занимались их сыновья (девушки в Афинах не обязаны были заниматься физическими упражнениями).

У Платона (427-347 гг. до н.э.) - афинского  философа - можно найти в «Протагоре»  такие строки: «Направляют их к учителю физических упражнений, чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса».

Кроме палестр, в Афинах существовали общественные учебные заведения - «гимнасии», возглавляемые гимнасиархами, которые несли ответственность перед общиной. Гимнасии были трех типов - академии, ликеи, киносар-ги - и строились обычно вблизи храмов. В них, кроме физической подготовки, ученики развивали умственные способности, получали эстетическое и этическое воспитание. Гимнасии посещали ученики с 16-18 лет. После 18 лет дети наиболее имущих граждан обучались в группах эфебов, где они готовились управлять государством, изучали законы, учились командовать войсками, изучали тактику, строевую подготовку, различные виды воинской подготовки, а также философию.

В целом античную гимнастику древних греков можно разделить  на три части: палестрику, орхестрику и игры. Палестрика включала в себя: а) главные упражнения (различные виды бега, прыжков, метаний копья и диска, борьбу, кулачный бой); б) военные упражнения (метание с помощью пращи, удары боевым копьем, стрельбу из лука); в) специальные упражнения (верховую езду, езду на колесницах, плавание); г) сферистику (игры в мяч).

В орхестрику входили акробатика, хореография, танцы в кругу, выполняемые под музыку. В раздел игр входили детские подвижные игры с палками, колесом, шаром, мячом и др.

В середине V в. до н.э. одновременно с допуском юношей на общегреческие  соревнования в обучение включаются в облегченном виде основные компоненты пентатлона (пятиборья) и панкратиона (соединение борьбы с кулачным боем).

К концу V в. до н.э. физическая культура Афин несколько видоизменилась, на первый план вышли оздоровительно-развлекательные  игры в мяч, появилась даже должность мастера игр в мяч. При учебных заведениях строились купальни, бани, бассейны. На первое место выдвигалась красота человеческого тела, а затем уже сила.

В конце V - начале IV в. до н.э. в греческом обществе наблюдается  кризис производственно-экономических  отношений, который закономерно  отразился и на сфере физической культуры. Связано это было в первую очередь с новыми требованиями воинской подготовки и тактики, а также изменением отношения господствовавшего слоя к труду, массовым использованием физической силы рабов. В военном деле возросла роль легковооруженных воинов и матросов. Наметился переход к профессиональной армии. Утомительные тренировки в беге и борьбе стали не востребованными аристократической верхушкой.

После завоевания Греции Македонией (337 г. до н.э.) греческая культура распространилась в новые города и центры Азии и  Африки, подчиненные Александру Македонскому. Там строились гимнасии, стадионы, купальни. Однако система применения физических упражнений изменила свою ценностную сущность. Проведение состязаний носило прежде всего зрелищный, развлекательный характер. В соревнованиях стали принимать участие профессиональные атлеты. Аристократы могли позволить себе выступать лишь в состязаниях конников и других менее трудоемких видах.

Во II веке до н.э. после римских  завоеваний проведение эллинских игр  широко распространилось по всему Средиземноморью: около 40 городов проводили у себя состязания наподобие олимпийских желая подчеркнуть блеск и величие самих городов и их римских наместников. Агонистика практически полностью вытеснила гимнастику из гимнасий.

 

Зарождение элементов научных знаний о физической культуре 

Древнегреческие ученые, педагоги, врачи по-разному относились к физической культуре, занятиям физическими упражнениями своих современников. Одни придавали этому большое значение, другие порицали и насмехались над увлечениями греков.

Наиболее полно точку  зрения древних греков на физическую культуру выражали их философы. Так, к примеру, Сократ (469-399 гг. до н.э.) говорил: «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Человека, не умеющего писать и плавать, в Древней Греции считали «телесным и умственным калекой».

Ученик Сократа, философ  Платон (427-348 гг. до н.э.), в молодости  носил имя Аристокл и имел хорошие физические данные, что позволяло ему с успехом выступать в соревнованиях по борьбе на Истмийских играх. В своих произведениях «Законы» и «Государство» он писал: «Дитя должно находиться в непрерывном движении», а «гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек». Также Платон утверждал, что «телесные упражнения, выполненные даже против воли, нисколько не повредят телу».

Один из крупнейших античных ученых и философов Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - ученик Платона, воспитатель  Александра Македонского, утверждал, что  физическое воспитание должно предшествовать умственному. Однако он был противником «атлетического» направления в физическом воспитании, порицал спартанскую систему воспитания. Аристотель говорил, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье». Аристотель предупреждал, что тяжелые физические нагрузки в детские годы преждевременно изнуряют организм, и в зрелом возрасте такие люди неспособны будут показывать высокие результаты. Слова Аристотеля актуальны и сейчас. Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) придерживался мнения, что занятия физическими упражнениями служат средством профилактики и лечения разных болезней.

Во II в. до н.э. в Древней  Греции появляется первое руководство  по физическому воспитанию. Это произведение Филострата Флавия «О гимнастике», в котором он описывает некоторые гимнастические упражнения, предлагает методику обучения и подготовки к олимпийским состязаниям.

 

 

Общеэллинские игры в Древней Греции

Существует множество  мифов и легенд об истории возникновения  общеэллинских игр. Связаны они  чаще всего с какими-то значительными  фактами из жизни их устроителей, таких как завоевание трона, победа над врагом, бракосочетание, похороны. Так, например, по одному из мифов, Геракл после того, как убил царя Авгия, устроил шумный праздник и состязания. Второй миф о Пелопсе, пожелавшем жениться на дочери царя Элиды Эномая. Для этого ему пришлось расправиться с Эномаем и занять трон Писы, после чего, завоевав Олимпию, он отметил событие многолюдными состязаниями.

Становление общеэллинских  игр произошло от древних обрядов  посвящений молодежи, подвергавшейся различным испытаниям в скорости, силе, выносливости, а также ритуальных магических церемоний, посвященных успехам в земледелии, или при погребении умерших знатных людей рода.

На территории Древней  Греции в конечном итоге образовалось несколько центров, наиболее масштабных и популярных среди эллинов, по проведению состязаний.

Одним из них была Кирренская долина близ города Дельфы у подножия горы легендарного Парнаса (заочно облюбованной поэтами всей Греции), где устраивались Пифийские игры. Первоначально здесь проходили состязания только музыкантов-кифаредов (певцов, исполнявших хвалебные песни). В 590 г. до н.э. к ним добавляются выступления флейтистов, атлетов и наездников. Эта дата считается официальным годом рождения Пифийских игр. Победители здесь награждались венками из ветвей священного лавра, росшего в Темпейской долине. Его срезал золотым ножом мальчик благородного происхождения, у которого были живы родители. Первым победителем этих игр считался бог Аполлон, который был умелым дискоболом и кулачным бойцом.

На Коринфском перешейке  раз в два года проводились Истмийские игры, посвященные богу морей Посейдону. Победителей здесь награждали венками из сосновых ветвей или свежего сельдерея. Начальной датой Истмийских игр считается 583 год до н.э.

Также раз в два года праздновались и Немейские игры, в Немейской долине близ города Клеон в Арголиде. Немейские игры возникли, вероятно, позже других общеэллинских состязаний, хотя есть древние мифы об их происхождении. Первые записи имен атлетов, победивших в Немейской долине, относятся к 573 г. до н.э.

В Афинах проводились Панафинейские игры, которые первоначально отмечались как местный общинный (т.е. городской) праздник - Афинеи в честь покровительницы города богини Афины. Этот праздник учредил царь Эрихто-ний. Однако позже уже Тесей стал проводить один раз в четыре года Великие Панафинеи, на которые приглашал жителей других городов - соперников Афин. По легенде, Тесей устроил игры после возвращения с о. Крит, где победил чудовище Минотавра - полубыка-получеловека, обитавшего в подземном дворце - Лабиринте, принадлежавшем царю Миносу. Афиняне каждый год посылали дань Миносу - нескольких юношей и девушек, которых он отдавал на съедение Минотавру. Герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая его.

Раскопки Кносского дворца подтвердили существование Лабиринта.

Панафинейские игры включали в себя конные, гимнастические и мусиче-ские состязания. Победителей игр награждали оливковыми венками и амфорами с освященным оливковым маслом. В Афинах изготовляли специальные амфоры с изображением видов состязаний, позже получившие распространение и в других городах и колониях Древней Греции. Впоследствии, в I—II вв. н.э., амфоры стали заменять кубками.

Для игр в Афинах был  построен подковообразный стадион  со ступенчатыми трибунами примерно на 50 000 мест и ареной длиной 204 и шириной 33,4 м, где проводились состязания в беге, прыжках, метании, борьбе и кулачном бое. Здесь также выступали музыканты, поэты и певцы. Конные состязания проходили за чертой города у крепостных стен, которые превращались в зрительские трибуны.

На о. Делос проводились Делийские игры, куда весной приплывали делегации других греческих полисов.

Наиболее распространенными  спортивными соревнованиями в Древней  Греции были Гераклеи (в честь любимого героя эллинов - Геракла), которые устраивались в различных местах: в Фивах (на родине Геракла), в Сикионе, на островах Кос и Мендос. Победителей Гераклей награждали венками из плюща или вечнозеленого лавра.

Кроме этого, проводились  и другие игры, меньшие по масштабу, но также собиравшие участников из многих эллинских государств. Это Алкотаи - мужские состязания в г. Мегеры, праздники в Спарте в честь Ахилла, состязания для женщин - Гереи в Олимпии и Аргосе, Артемидии в Спарте, состязания для юношей и девушек в Северном Причерноморье в г. Горгипии (ныне г. Анапа Краснодарского края).

Расцвет общеэллинских игр  приходится на VI-II вв. до н.э., их организацию  можно представить в виде стройной структуры (табл. 1).

Главными считались игры, проводимые в конце лета, состязания же в начале и середине года, за исключением Пифийских, считались подготовительными. Почетной считалась победа на каждой из этих игр, но особой славы удостаивали победителей трех соревнований года. Атлеты, побеждавшие на всех четырех главных соревнованиях Олимпиады, получали высшее спортивное звание Древней Греции - периодоник. В истории Олимпиад их было всего 46 человек. 

 

 

 

 

Таблица 1

Наибольший след в истории  античности оставили Олимпийские игры, проводившиеся в долине Алфея на берегу Кладея.

По одной из легенд, игры были основаны Гераклом, когда он победил  царя Элиды Авгия. Радуясь победе, Геракл устроил состязания в беге между своими четырьмя братьями и, поздравляя победителя, увенчал его оливковой  ветвью. Геракл сам выбрал дорожку  для бега и определил ее длину  в 600 ступней (192, 27 м - один стадий).

Другая легенда рассказывает, как в начале IX в. до н.э. по совету дельфийского оракула, чтобы прекратить внутренние междуусобные войны эллинских племен, цари Ифит из Элиды, Клеосфен из Пизы и Ликург из Спарты заключили договор о возобновлении празднеств в Олимпии, которую объявляли священным местом, а месяц проведения состязаний - месяцем священной «экехе-рии» (перемирия).

Подготовка к играм  занимала длительное время. Сперва назначались судьи, которые определяли сроки проведения игр. После этого специальные вестники, называемые «теорами» (священными посланниками Зевса), отправлялись из Олимпии по греческим городам и приглашали их посетить состязания. Поначалу в играх принимали участие только дорийские племена Пелопоннеса, но с течением времени в них стали участвовать и остальные греческие племена, а еще позже и жители Крита, Родоса, Сицилии, затем греки Нижней Италии, ионяне Малой Азии, Лидии, представители греческих городов у Черного моря, а затем Египет и киренейцы.

Прибывали участники игр  по-разному: кто пешком, кто морем, кто на повозках. Спали под открытым небом. На Олимпийских играх присутствовали только мужчины. Женщинам под страхом смерти запрещалось появляться на празднике. Игры занимали три из пяти дней праздника. За расписанием следили судьи, называвшиеся «элленодиками» («элладониками») и назначавшиеся из числа аристократических семей Элиды.

Элленодики следили, чтобы строго выполнялись правила игр, которые предписывали невозможность участия в играх рабам, негрекам и осужденным когда-либо судом, а также уличенным в аморальном поведении и нечестных поступках. Каждый участник должен был пройти 30-дневную тренировку и дать клятву, что он будет честно соблюдать правила соревнований. Опоздавших не допускали на игры. Запрещалось убивать своего соперника, а также применять незаконные приемы и спорить с судьями. За подкуп судей наказывали плетью. Всякое нарушение правил наказывалось штрафом, который должны были выплатить семья или город нарушителя.

Точка отсчета Олимпийских  игр ведется с 776 г. до н.э., когда  было зафиксировано имя победителя в беге на один стадий - Кореба. Первый день игр состоял из торжественного шествия, клятвы спортсменов и судей, а также жеребьевки.

Информация о работе Древня Греція міфи та легенди