Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:18, реферат
Понадобилось около ста лет, чтобы в основном разработать почти все нынешние обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения. Популярность фигурного катания росла с фантастической быстротой, и не прекращается сегодня. Сегодня фигурное катание – это воплощение эстетической красоты, грациозности, пластики, музыкальности.поянное стремление создать запоминающийся сценический образ.тличает разнообразие стилей, обращение к нестандартным решениям, по
А если говорить о современных школах фигурного катания в целом, то их отличает разнообразие стилей, обращение к нестандартным решениям, постоянное стремление создать запоминающийся сценический образ.
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Зарождение фигурного катания на коньках……………………………..……3
II. Формирование фигурного катания как вида спорта………………..……….5
III. Развитие фигурного катания в СССР……………………………................9
Заключение……………………………………………………………………….16
Приложение………………………………………………………....................…17
Список использованной литературы……………………………………...........20
В Государственном
центральном институте
Первыми успеха добились ученики Петра
Петровича Орлова, многие годы проходившего
«курс наук» у Панина-Коломенкина. В течение
трех лет — с 1958 по 1960 г. — Нина и Станислав Жук
блестяще выступали на европейских первенствах,
завоевывая серебряные медали. Их появление
на международном горизонте было ошеломляющим,
а сложность программ поразила всех специалистов.
К сожалению, молодые фигуристы выступали
сравнительно недолго, но зато это привело
к быстрому рождению нового тренера —
Станислава Жука, который на многие годы
возглавил советскую школу парного катания.
В 1964 и 1968 гг. советские
фигуристы покорили олимпийские
вершины Инсбрука и Гренобля, а
в 1969 г. лидерами в парном катании
стали И. Роднина (Рис.7) и А. Уланов, ученики
С. А. Жука. В течение четырех, лет они собирали
весь урожай золотых наград на чемпионатах
Европы и мира и закрепили успех отличной
победой на Олимпийских играх в Саппоро
(1972г.).
Затем в качестве
партнера И. Родниной начал выступать
А. Зайцев (если Роднина — воспитанница московской
школы фигурного катания, то Зайцев вырос
на ленинградском льду). Вместе они дважды
становились олимпийскими чемпионами
— в 1976 г. в Инсбруке и в 1980 г. (после того, как в их семье
появился ребенок) в Лейк-Плэсиде. В те
же годы они семь раз завоевывали звания
чемпионов Европы и шесть раз — чемпионов
мира. Два года вел их к победам С. Жук,
а с осени 1974 г. и до конца спортивной
карьеры И. Роднину и А. Зайцева (Рис. 8)
тренировала Т. А. Тарасова.
Отличительными
признаками стиля И. Родниной и ее партнеров
была высокая спортивность, насыщенность
программ сложными элементами: прыжками,
уникальными дорожками шагов, поддержками,
подкрутками, вращениями. Все это органически
сплеталось в программах, которые подчеркивали
жизнерадостность, оптимизм, открытый
характер советских фигуристов. Именно
это и приносило им лавры победителей.
Представители
советского парного катания первыми
пробились на мировой пьедестал.
Были годы, когда сразу пять-шесть
наших пар могли бы бороться за
право считаться сильнейшими. Т. Жук
и А. Горелик, Т. Москвина и А. Мишин, Л. Смирнова
и А. Сурайкин, Л. Смирнова и А. Уланов, Г.
Карелина и Г. Проскурин, а позднее М. Черкасова
и С. Шахрай, И. Воробьева вначале с А. Власовым,
потом с И. Лисовским, М. Пестова и С. Леонович,
наконец, Е. Валова и О. Васильев... Какой
великолепный список чемпионов и призеров
самых крупных международных турниров!
Ни одна страна не может ныне похвастаться
такими достижениями!
За последние годы только американская
пара Т. Бабилония — Р. Гарднер и С. Бэсс
— Т. Тирбах из ГДР сумели потеснить, да
и то ненадолго, наших спортсменов на мировом
и европейском пьедестале.
Если говорить о советской школе парного
катания в целом, то ее отличает разнообразие
стилей, обращение к нестандартным решениям,
постоянное стремление создать запоминающийся
сценический образ.
Как это обычно бывает в истории любого
вида спорта, появление чемпионов вызывает
общий рост спортивных достижений. И в
советском фигурном катании вслед за лучшими
спортивными парами стали быстро прогрессировать
представители и других видов. В первую
очередь — танцоры. Они позже всех вышли
на международную арену и резко отставали
в мастерстве. Но им понадобилось всего
три-четыре года, чтобы пройти путь до
пьедестала. Первым это удалось сделать
ученикам экс-чемпионки СССР в одиночном
катании балетмейстера Е. Чайковской —
Л. Пахомовой и А. Горшкову (Рис.9). В 1969 г. они стали призерами чемпионатов
Европы и мира, а в 1970-м — чемпионами.
Л. Пахомовой и А. Горшкову вместе с их
тренером пришлось вести тяжелейшую борьбу
за укрепление позиций советской танцевальной
школы. И в 1976 г. они пришли к самой замечательной
победе, завоевав — первыми в истории
— звание олимпийских чемпионов в спортивных
танцах на льду.
Победную эстафету подхватили И. Моисеева
и А. Миненков — ученики Т. Тарасовой, а
затем в лидеры вышли Н. Линичук и Г. Карпоносов,
ученики Е. Чайковской. Обе пары по два
раза завоевывали звания чемпионов мира
и Европы. Н. Линичук и Г. Карпоносов в Лейк-Плэсиде
стали и олимпийскими чемпионами.
В последние годы пальма первенства перешла
к родоначальникам спортивных танцев
на льду англичанам Д. Торвилл и К.Дину.
Но в 1983 г., когда англичане из-за
травмы не выступали на чемпионате Европы,
на верхнюю ступеньку пьедестала почета
взошли Н. Бестемьянова и А. Букин, воспитанники
Т. Тарасовой. А серебряными призерами
стали О. Воложинская и А. Свинин, которых
тренирует Е. Чайковская.
Наши лучшие танцевальные дуэты неизменно
характеризует блестящее использование
хореографии, умение сочетать достижения
в области пластики с техникой владения
коньками, нестандартный подход к решению
постановочных задач, точный учет индивидуальности
исполнителей.
Самая сложная борьба всегда идет в соревнованиях
мужчин. Сегодня они овладели сложнейшими
техническими приемами, а процесс усложнения
программ продолжается. Когда в начале
столетия Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель
Паульсен изобрели свои прыжки и фигуристы
в благодарность за это оставили навсегда
их имена в названиях элементов, никто
не предполагал, что когда-нибудь все прыжки
будут исполняться в три оборота. Действительно,
сегодня для победы требуются уже трехоборотные
аксели, сальховы, лутцы, риттбергеры,
тулупы, флипы, и желательно в полном ассортименте.
Да еще в комбинациях с другими прыжками.
Нужны прыжки в четыре оборота.
Но это еще не все. Фигурист должен выглядеть
на льду гармоничным, музыкальным, пластичным
— словом, обладать всеми качествами,
присущими артистичным спортсменам.
Советским одиночникам долго пришлось
догонять своих зарубежных соперников.
В 50—60-е гг. в США, Канаде, Франции, Австрии,
ФРГ, ЧССР выросла блестящая плеяда мастеров
одиночного катания. Р. Баттон, А. Дженкинс,
Д. Дженкинс, Т. Вуд (США), Д. Джексон (Канада),
К. Дивин (Чехословакия), А. Кальма и A. Жилетти
(Франция), М. Шнельдорфер (ФРГ), Э. Данцер,
B. Шварц (Австрия) и многие другие покоряли
сердца зрителей и специалистов. К ним
присоединились фигуристы новых поколений:
О. Непела (Чехословакия), Я. Хоффман (ГДР),
Д. Карри, Р. Ка-зинс (Великобритания), Ч.
Тикнер, С. Хамильтон (США), Н. Шрамм (ФРГ).
Почетное место среди них заняли и советские
мастера. А первопроходцем был С. Четверухин,
воспитанник Т. Толмачевой, а затем С. Жука. Именно ему удалось первым
среди наших одиночников стать серебряным
призером чемпионатов мира, Европы и Олимпийских
игр (Саппоро). Четверухин имел в своем
арсенале много элементов высшей сложности,
но при этом оставался музыкальным, пластичным,
умел бороться до конца.
Следующее поколение советских одиночников
сумело завоевать высшие награды. На чемпионате
Европы-75 это впервые удалось сделать
В. Ковалеву, которого готовили Т. Толмачева
и Е. Чайковская. А через месяц на чемпионате
мира вперед вышел воспитанник В. Кудрявцева
С. Волков. В 1977 и 1979 гг. В. Ковалев под руководством
Е. Чайковской стал чемпионом мира. Но
после этого советским одиночникам лишь
однажды удалось завоевать золотую награду
на чемпионате Европы — в 1981 г. Сделал это И. Бобрин,
к работе с которым приступил известный
в прошлом фигурист Ю. Овчинников.
Советская школа мужского одиночного
катания продолжает лучшие традиции, рожденные
еще в дореволюционные годы и требующие
высокого и гармоничного исполнительского
мастерства. Но надо учитывать, что лучших
одиночников ряда стран всегда отличает
особый склад характера, умение вести
борьбу сразу с несколькими очень сильными
соперниками.Не случайно много лет подряд
чемпионы-мужчины долго на пьедестале
не удерживались, а исключения только
подтверждали правило.
Дольше всего наград пришлось нам ждать
в женском одиночном разряде. Лишь с выходом
на международную арену ученицы С. Жука
Е. Водорезовой дело сдвинулось с мертвой
точки. В течение 1976—1983 гг. Водорезова
несколько раз поднималась на европейский
пьедестал, несмотря на то, что болезнь
заставила ее пропустить несколько турниров.
А в 1983 г. Е. Водорезова впервые
завоевала бронзовую награду чемпионата
мира.
В женском катании прогресс наблюдается
не так отчетливо, как в других видах. И
хотя чемпионы и призеры последних лет
— А. Пётч, К. Эррат, К. Витт (ГДР), Д. Хемелл,
Л. Фратиэн, Э. Заяк (США), Д. Билльман (Швейцария),
Д. Лурц (ФРГ) и другие фигуристки — обладали
довольно внушительным арсеналом разнообразных
сложных прыжков и других элементов, борьба
всякий раз не отличалась особой остротой
и интересом и обычно сопровождалась ошибками,
снижавшими впечатление от выступлений
спортсменок.
Значит ли это, что так будет всегда? Конечно,
нет. Об этом свидетельствует вся история
мирового и отечественного фигурного
катания.
Новыми творческими достижениями отмечены
и последние выступления советских фигуристов.
На Олимпийских играх в Сараево-84 чемпионами
в парном катании стали воспитанники Т.
Москвиной Елена Валова и Олег Васильев,
а бронзовые медали были завоеваны Ларисой
Селезневой и Олегом Макаровым, которых
готовил к старту И. Москвин. Два комплекта
медалей достались и советским танцорам.
Серебряный — Наталье Бестемьяновой и
Андрею Букину (тренер Т. Тарасова), бронзовый
— Марине Климовой и Сергею Пономаренко
(тренер Н. Дубова). Впервые в истории Олимпийских
игр бронзовая медаль была завоевана и
советской одиночницей — К. Ивановой,
подготовленной двукратным чемпионом
мира В. Ковалевым.
Рекорд по количеству завоеванных медалей
был установлен нашими мастерами на чемпионате
мира 1985 г., который проводился в
Токио. Чемпионами стали Е. Валова и О.
Васильев, Н. Бестемьянова и А. Букин, одиночник
А. Фадеев, серебряными призерами — Л.
Селезнева и О. Макаров, М. Климова и С.
Пономаренко, К. Иванова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Люди всегда стремятся ко всему красивому,
изящному, прекрасному, и в этом смысле фигурное катание
– это особый вид спорта. Его характеризует
блестящее использование хореографии,
умение сочетать достижения в области
пластики с техникой владения коньками,
нестандартный подход к решению постановочных
задач, точный учет индивидуальности исполнителей,
разнообразие стилей и запоминающиеся
сценические образы.
Поэтому не случайно
этот вид спорта прошел такую длинную
историю развития: начиная с бронзового века, она продолжается и по сей
день.
Завершая краткий исторический обзор развития фигурного катания, надо еще раз подчеркнуть, что каждый крупный мастер разных поколений обладает теми крупицами драгоценного опыта, который абсолютно необходим для успеха и нынешним и будущим мастерам. Изучение этого опыта обязательно для всех, кто стремится к прогрессу, к развитию нашего вида спорта, кто мечтает внести в него свой вклад.
IV
. ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1. Доисторический конек
Рис. 2. Старинные коньки
Рис.3.Специальные фигуры
Рис. 4 Первый российский олимпийский чемпион фигурист Николай Панин-Коломенкин
Рис.5 Заслуженные тренеры СССР Станислав Жук и Татьяна Тарасова.
Рис.6 Е. А. Чайковская. 1971 г.
Рис.7 И. К. Роднина.
Рис.8 Ирина Роднина и Александр Зайцев.
Рис.9 Людмила Пахомова и Александр Горшков — первые олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду. Калгари. (1988).
V
. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1). Абсалямова И.В.Столетняя история
чемпионатов мира по фигурному катанию
на коньках (одиночное катание). - М.: ФОН,
1997. - 122 с.
2). Медведева И.М. Фигурное катание на коньках.
– Киев: Олимпийская литература, 1998.
– 223 с.
3). Отечественная история фигурного катания
на коньках./ Мишин А.Н.,
Гуляев К.З., Якимчук Ю.В. – М.: Издательский
дом «Олимп», 2006. - 432 с.
4).Фигурное катание на коньках: Учеб. для
ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина.
— М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.
5). Фигурное катание на коньках.
– М.: Издательство: Советский спорт, 2006.
– 172 с.