Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время уровень экономического и социального развития общества, дальнейшее расширение и углубление научно-технического прогресса, широкая автоматизация и компьютеризация производства неуклонно приводят, с одной стороны, к интенсификации умственного труда, с другой – к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всем мире явление гиподинамии становится характерной чертой не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по физвоспитанию .docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)
  1. Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

В настоящее время уровень экономического и социального развития общества, дальнейшее расширение и углубление научно-технического прогресса, широкая  автоматизация и компьютеризация  производства неуклонно приводят, с  одной стороны, к интенсификации умственного труда, с другой –  к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всем мире явление гиподинамии становится характерной чертой не только взрослого  населения, но и детей, в том числе  дошкольников.

           Многочисленные данные свидетельствуют  о том, что дефицит двигательной  активности оказывает отрицательное  влияние на развитие организма,  нередко способствует возникновению  значительных нарушений со стороны  различных органов и систем, особенно  в детском возрасте. В результате  может задерживаться общее развитие  ребенка, снижаться функциональные  и адаптационные возможности  еще недостаточно окрепшего организма,  повышаться заболеваемость.

          В связи с этим особую значимость  приобретает четко организованный  режим дня дошкольников с правильным  чередованием занятий и активного  отдыха.

          Известно, что активный отдых  предполагает смену умственной  и физической деятельности. Движения  помогают сохранению и укреплению  здоровья ребенка путем «дозагрузки»  его организма необходимым для  его возраста объемом мышечной  деятельности, а так же способствуют  предупреждению невротических состояний,  связанных с перенапряжением  детского организма.

           Правильная организация всех  видов активного отдыха  в сочетании  с другими формами воспитательно-образовательной  работы помогает установить целесообразный  двигательный режим, который способствует  улучшению функциональных возможностей  детского организма, развитию  и совершенствованию двигательных  качеств. Используемые двигательные  действия, игры, развлечения доставляют  детям большую радость, поднимают  настроение, дают эмоциональную  разрядку. Кроме того, проведение  таких форм активного отдыха, как каникулы, дни здоровья, спортивные  праздники и развлечения предоставляют  большие возможности для самостоятельной  игровой, художественной, трудовой  деятельности, а также для развития  индивидуальных творческих проявлений.

          Действительно, невозможно представить  жизнь ребенка в детском саду  без веселых досугов и развлечений,  шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных  аттракционов. Одни развивают сообразительность,  другие – смекалку, третьи –  воображение и творчество, но  объединяет их общее – воспитание  у ребенка потребности в движении  и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких либо действиях, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.                                                                      Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми.

           Эти формы работы нацелены  не на оттачивание техники  выполнения  тех или иных упражнений, а на воспитание положительных  эмоций, высокую двигательную активность, свободное и непринужденное взаимопонимание  и на гармоничное развитие  детей.

Именно такая работа с детьми дошкольного возраста и ценна  тем, что создает условия для  эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое  влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности. Создает  определенный духовный настрой, побуждает  интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно  влияет на детскую психику.

  1. Структура, виды физкультурных праздников и досугов.

      Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:

- физкультурный досуг;

- физкультурные праздники;

- дни здоровья, каникулы.

Физкультурные праздники в детском саду организуются в соответствии с программными указаниями. Количество их в течение года в средней, старшей и подготовительной к школе группах - два раза в год. Периодичность проведения, продолжительность (в пределах 45-60 минут) дифференцируется в зависимости от возраста детей, условий проведения, задачи и содержания праздника.

Физкультурный праздник является особым, радостным событием в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности:

  • Игровые (проводятся с детьми всех возрастов).
  • Соревновательные (проводятся с детьми 5-7 лет).
  • Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей.
  • Творческие. Их цель - формирование творческой активности, умения самостоятельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.).

По доминирующим задачам следует  выделить следующие праздники:

  • Формировать здоровый образ жизни.
  • Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира.
  • Позабавить детей, доставить им удовольствие.
  • Демонстрировать спортивные достижения.
  • Воспитывать интерес к государственным праздникам.
  • Формировать познавательную активность. Расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, биологии, литературы и т.д.

По  двигательному  содержанию праздники делятся следующим образом:

  • Комбинированные (сочетание разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений).
  • На основе спортивных игр (чемпионаты по футболу, баскетболу, волейболу и т.д.).
  • На основе спортивных упражнений (катание на велосипеде, катание на самокате и т.д.).
  • На основе подвижных игр, аттракционов, забав (не требует сложного инвентаря).
  • Интегрированные (наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности и т.д.).

Значительную роль в празднике  играет музыка, создающая эмоциональный  подъем, веселое, бодрое, радостное  настроение. Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям точность и выразительность, способствует развитию координации движений. Она также облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые обычно даются в начале и в конце занятия, а также широко используется при проведении спортивных праздников и развлечений.

Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно  ее можно разделить на три части.

Первая часть праздника, как  правило, проходит в форме физкультурного парада, который начинается общим  шествием детей, разделенных на отдельные  команды, идущие со своими значками, вымпелами, эмблемами. Движения проводятся под  музыку, стихи, песни, что вызывает высокий  эмоциональный подъем.

Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Во второй части праздника могут быть организованы кукольный театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные прогулки и т.д. В этой части обязательно вводятся разнообразные сюрпризные моменты: появление сказочных героев, фокусника, танцоров и т.д.

В заключение праздника уместно провести общую игру средней подвижности (лучше в круге) типа «Мышеловка», «Карусели», организовать массовый танец. Поощрение участников (награждение), осуществляется по принципу «Главное - не победа, а участие». Памятные значки, сувениры вручаются всем детям. Награждение должно проходить торжественно и весело.

Одним из важнейших требований к  организации праздников является проведение их в разные сезоны года. Физкультурный  праздник может быть организован  не только на участке дошкольного  учреждения, но и в парке, на стадионе. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его  тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление.

В подготовке и проведении праздника  принимает участие весь педагогический коллектив: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель  по физической культуре, воспитатели.

Другим видом активного отдыха детей является физкультурный досуг.

Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей и средней группах  в течение 20-30 минут, в старшей -35-40 минут, в подготовительной к школе – 40-50 минут. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе (в ненастную погоду в зале). В каникулы, а также в летнее время, физкультурный досуг может проводиться и первой половине дня, после завтрака.

Физкультурный досуг не требует  специальной подготовки. Он строится на знакомом материале. Развлечения  проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог  принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию  игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу.

Физкультурные досуги могут быть различные  по содержанию и организации.

 Первый вариант.

 Физический досуг строится  на хорошо знакомых детям играх  и упражнениях. Вначале предлагаются  игры малой и средней подвижности,  такие как «Море волнуется», «Сделай  так», «Ровным кругом», «Ручеёк», «Светофор». В таких играх детям  предоставляется возможность проявить  свой замысел фантазию. Затем  дети участвуют в разных аттракционах, выполняют двигательные задания  в игровой форме. Содержание  игр нужно подбирать с учетом  уровня двигательной активности  детей. Так, детям с высокой  двигательной активностью предлагают игры- упражнения на равновесие «Пройди, не упади», на внимание «Помни свое имя», «Собери предметы парами», «Будь внимателен». Детям с низкой двигательной активностью предлагаются игры- упражнения типа «Займи свой домик», «Удочка», «Перебежки», «Догони меня».

 Вначале одна подгруппа выполняет  задание, другая наблюдает, выступая  в качестве болельщиков. После  двигательных заданий подгруппы  меняются местами.

 После короткого отдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету), «Найди себе пару», «Бег в мешках», «Веревочка», «Перетягивание каната».

 В конце с детьми проводятся  игры низкой степени интенсивности,  такие как «Узнай по голосу»,  «Ручеек», «Карусель», «Найди, где спрятано»,  разные народные игры.

 Второй вариант.

 Физкультурный досуг может  состоять из одних спортивных  игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование  этого варианта возможно лишь  в этом случае, если все дети  хорошо владеют элементами спортивной игры. Здесь необходим индивидуально- дифференцированный подход. Так, детям с высоким и средним уровнем двигательной активности и хорошей физической подготовленностью предлагаются более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокой физической нагрузкой. Детям с низким уровнем двигательной активностью и с отставанием в развитии моторики рекомендуем давать более простые задания с постепенным увеличением физической нагрузки. Например, игру в баскетбол, с учетом индивидуально- дифференцированного подхода, можно организовать следующим образом. Дети выходят на спортивную площадку, приветствуют друг друга и строятся в две колонны (команды). Капитаны команд подходят к судье (воспитателю), приветствуют друг друга. Воспитатель дает задание. Первой команде (детям с высоким и средним уровнем двигательной активности) даются следующие задания: отбивая мяч о землю, продвинуться вперед на расстояние 4-5 м., стараясь не потерять его; подбросить и поймать мяч 10 раз подряд. Второй команде (с низким уровнем двигательной активности) даются такие задания: отбивать мяч на месте, или продвигаясь вперед, стараясь не потерять его; бросать мяч в корзину любым способом.

Информация о работе Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста