Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время уровень экономического и социального развития общества, дальнейшее расширение и углубление научно-технического прогресса, широкая автоматизация и компьютеризация производства неуклонно приводят, с одной стороны, к интенсификации умственного труда, с другой – к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всем мире явление гиподинамии становится характерной чертой не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по физвоспитанию .docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)

 Третий вариант.

 Физкультурный досуг может  быть построен на упражнениях  в основных видах движений  и спортивных упражнениях. Это могут быть бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу организации также должен положен принцип индивидуально- дифференцированного подхода. Первая подгруппа детей (с высокой двигательной активностью) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений, такие как езда на велосипеде прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой», по узкой дорожке с изменением темпа катания. Вторая подгруппа детей (с низкой двигательной активностью) выполняет задания, направленные на развитие скорости, быстроты реакции, такие как езда на велосипеде по прямой с разной скоростью.

 Четвертый вариант.

 Физкультурный досуг «Веселые  старты» строится в основном  на играх- эстафетах, хорошо  знакомых детям. Каждая подгруппа  участвует в разных эстафетах,  имеющих разное содержание и  объем физических нагрузках. Для  первой подгруппы (с высокой  двигательной активностью) предлагаются  сложные эстафеты, требующие внимания  и точности выполнения, например игра-эстафета «Построй пирамиду». Для второй подгруппы (с низкой двигательной активностью) предлагаются задания более легкие, например «Кто быстрей докатит мяч». Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. Игры- эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ними необходимо сделать небольшой перерыв (5-7 минут). В это время можно предложить детям вспомнить считалочки, загадки, пословицы.

 Пятый вариант.

 Физкультурный досуг может  быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческую  инициативу, воображение музыкальный  слух. Вначале дети под музыку  выполняют произвольные движения  с разными физкультурными пособиями  (лентами, скакалками, обручами). Воспитатель  напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить  даже целую танцевальную команду.  После 10-15 минут занятий звучит  музыкальный сигнал, дети убирают  все пособия на место и встают  в большой круг. В центре круга  стоит воспитатель (ведущий) с  мячом, называет кого- либо из  детей по имени и бросает  ему мяч. Если ребёнок поймал  мяч, то он встает в центр круга и становится ведущим. После игры воспитатель предлагает послушать мелодичную музыку. Дети сидят или лежат на полу и слушают музыку. После прослушивания (через 2-3 минуты) воспитатель предлагает детям придумать композицию, разные произвольные движения под музыку. Успех проведения такого варианта физкультурного досуга зависит от повседневной творческой музыкальной и физкультурной работы.

Примерные схемы построения физкультурного досуга.

Младший дошкольный возраст:

  1. Приглашение детей на спортивную площадку.
  2. Игровые задания для всей группы
  3. Подвижная игра.
  4. Сюрпризный момент.
  5. Выполнение общеразвивающих упражнений.
  6. Общегрупповые упражнения в разнообразных основных движениях
  7. Подвижная игра.
  8. Игра малой подвижности.

Средний дошкольный возраст:

Следует постепенно вводить в содержание досуга игры соревнования - «Кто быстрее доскачет до коня», «Кто быстрее наполнит ведро шишками», «Чья команда быстрее построится», «Чья машина быстрее приедет в гараж» и т.д. При составлении содержания следует помнить об активном участии каждого ребенка в играх и упражнениях.

  1. Сюрпризный момент
  2. Игровое задание для всей группы
  3. Игровое упражнение для всей группы
  4. Игра хоровод.
  5. Соревнование двух команд
  6. Награждение победителей и всех участников физкультурного досуга.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте, в  отличие от младшего, физкультурные  досуги строятся на играх соревновательного  характера, эстафетах, где дети разбиваются  на команды, выбирают капитанов. Такие  игры требуют ловкости, сноровки, координированности движений. Они побуждают детей  к творческому использованию  своего двигательного опыта, к поискам  самостоятельного решения поставленной задачи.

Примерная схема построения физкультурного досуга:

  1. Сюрпризный момент
  2. Показательные выступления
  3. Общегрупповая подвижная игра.
  4. Эстафета.
  5. Малоподвижная игра.

При проведении физкультурного досуга, спортивную площадку или помещение  желательно оформить. На это не требуется  много времени. Праздничность создают  помещенные вокруг площадки фонарики или флажки.

Со второй младшей группы проводится День здоровья. Цель проведения Дня здоровья — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка. В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Каникулы для детей устраиваются в начале января и в конце марта. Их длительность — неделя. Каникулы, так же как и День здоровья, направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма ребенка и т.д. Содержание каникул состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности. В это время ограничиваются занятия, связанные с напряженной умственной деятельностью, и усиливается внимание к активному отдыху. Вместе с тем широко используются физкультурные и музыкальные занятия, все формы физкультурно-оздоровительной работы, трудовая и творческая художественная деятельность, простейшие туристские походы, самостоятельная двигательная активность детей.

Задания на дом позволяют согласовывать выполнение физических упражнений и игр ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или вместе с ними.

Успешному решению задач физического  воспитания способствуют организуемые воспитателем консультации для родителей. Педагог объясняет родителям  методику проведения с ребенком утренней гимнастики, физических упражнений, учит совместному решению творческих заданий. Задания на дом способствуют более тесному контакту родителей, детей и воспитателей.

Физическая нагрузка строго соблюдается  при организации и проведении всех форм активного отдыха, чтобы  не допустить психической и физической перегрузки, переутомления детского организма. Для этого составляется и утверждается план мероприятий, который  обсуждается с педагогами и медперсоналом  на педагогических совещаниях. В подготовке разнообразных форм активного отдыха могут принимать участие родители, спонсоры. Нередко на праздники и досуг приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.

  1. Педагогическая направленность содержания активного отдыха детей.

Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит под руководством воспитателя.

Воспитатель  проводит  физкультурно-оздоровительную  работу  с детьми   в режиме  дня, использует  средства  физической  культуры  для организации активного отдыха,  участвует в   подготовке  и проведении « Дней  здоровья», физкультурных праздников, оказывает помощь  воспитателю по  физической  культуре;

- участвует  в   проведении  занятий  по  физ.  культуре   с  детьми  своей  группы,  самостоятельно  проводит  одно  физ.  занятие   в  недельном   цикле;

-обеспечивает  участие   детей   на  занятиях  в  соответствии  с  температурными   условиями   одежды  и  обуви,  несет   ответственность  за  жизнь   и  безопасность  детей  при   организации  их   двигательной  деятельности;

-  следит  за  соблюдением   гигиенических  условий  в   помещении  и  на  территории,  обеспечивает  сохранность  выделяемого   группе  физ.  оборудования   и  инвентаря;

-    обеспечивает   дополнительный  контроль  на  занятиях  по  физ.  культуре  за  детьми.

От воспитателя зависит создание спокойной обстановки, поддержание  жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого  ребенка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдение всего двигательного  режима.

От педагогического мастерства воспитателя зависит спокойное  и жизнерадостное настроение в группе, активность и устремленность двигательной деятельности детей, желание чему-то научиться, поделиться с педагогом  своими радостями и огорчениями.

Жизнь детей в течение дня  должна протекать в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащих основам  гигиены нервной системы ребенка. Физическое воспитание во всех его  компонентах чередуется с другими  занятиями и деятельностью детей. При соблюдении систематически такого чередования распорядок дня стереотипизируется и вызывает положительную реакцию  детей.

Задачи воспитателя заключаются  в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали  уже знакомое, обогатили свои знания и чувства, а уходя домой, имели  интересную перспективу на завтра –  поиграть в обещанную интересную игру, пойти в дальнюю прогулку. Такую полноценную интересную жизнь может создать каждый воспитатель, любящий свою работу и детей.

  1. Организация и методика проведения физкультурного праздника.

Программой воспитания и обучения в детском саду физкультурные  праздники предусмотрены для  детей средней, старшей и подготовительной к школе групп. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, им доступно коллективное взаимодействие в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие  в соревнованиях, аттракционах, драматизация, они инициативны при выполнении поручений или ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов, правильно воспринять оценку своих  действий, поведения. В начале года планируются физкультурные праздники, намечаются их тематика. Это позволяет  предусмотреть наиболее целесообразные их сочетания с праздниками общественной направленности. Более всего приемлемы  для детей дошкольного возраста физкультурные праздники, которые  организуются для воспитанников  одного дошкольного учреждения. Вместе с тем, иногда допускаются объединения  двух-трех групп старших дошкольников из двух-трех близлежащих детских  садов.

Активная двигательная деятельность всех детей на физкультурном празднике  важный фактор в его воспитательно-образовательной  эффективности. Организаторам праздника  необходимо позаботиться о том, чтобы  никто из детей не находился в  рядах постоянных зрителей, болельщиков, желательно, чтобы дети все вместе и поочередно командами участвовали  в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям.

1. Судейство.

Особое внимание уделяется подготовке судий. В состав судейской коллегии входят: заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, принимающих участие в празднике, родители, проявляющие заинтересованность в участии в празднике. На совете судейской коллегии, совещании, следует обсудить требования к выполнению различных номеров празднике, определить критерии оценки с учетом возрастных особенностей участников праздника. Как показывает практика, наиболее правильной является оценка достижений детей не по бальной системе, а по качеству выполнения разнообразных двигательных действий, включенных в программу праздника, а также проявлению физических качеств быстроты, ловкости, хорошей координации движений и ориентировки в пространстве. При подведении итогов, анализе достигнутых результатов в командных соревнованиях, играх, эстафетах необходимо учитывать индивидуальные данные и возможности каждого, отмечать старательность, честное выполнение правил детьми.

2. Подготовка детей.

Вся подготовительная работа с детьми в группах должна вестись постепенно. Воспитатель систематически проводит с детьми все предусмотренные  программой формы работы, и виды занятий по физической культуре: определенные виды физических упражнений и игр, включенные в содержание праздника, усваиваются  детьми постепенно, на физкультурных  занятиях, повторяются на утренней гимнастике, прогулке, путем организации  подвижных и спортивных игр. Все  это делается с целью физического  развития детей, совершенствования  их двигательных навыков, воспитания физических качеств. Не следует разучивать с  детьми конкретные игры, упражнения, эстафеты, которые войдут в программу праздника. Отдельные их элементы, в виде заданий, целесообразно выполнять на учебных  занятиях, прогулках, но с другими  пособиями и в иных условиях. Так, в процессе индивидуальной работы, проведенной воспитателем, дети упражняются  в различных действиях с мячом - отбивании, ведении, передачи мяча, одно из этих действий будет включено в  эстафету во время праздника. Подготовку к физкультурному празднику следует вести так, чтобы не было необходимости в неоднократных массовых репетициях.

Информация о работе Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста