Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время уровень экономического и социального развития общества, дальнейшее расширение и углубление научно-технического прогресса, широкая автоматизация и компьютеризация производства неуклонно приводят, с одной стороны, к интенсификации умственного труда, с другой – к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всем мире явление гиподинамии становится характерной чертой не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по физвоспитанию .docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)

3. Проведение праздника.

В день проведения праздника все должно быть готово к его проведению. Красочное, соответствующее тематике праздника оформление мест для проведения выступлений, игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание праздника. В этом активное участие принимает весь коллектив дошкольного учреждения.

Праздник  надо начать точно в назначенное  время. Важно создать хорошую, спокойную  обстановку, не допускать нарушения  режима жизни детей. С этой целью физкультурные праздники чаще всего проводятся во второй половине дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.10). Особенно это важно для их организации в зимнее время (с учетом длительности светового дня).

  1. Ведущий праздника.

Важная роль при проведении праздника  принадлежит ведущему. Им может быть опытный воспитатель, старший воспитатель, или кто-либо из родителей, шефов. От ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Он должен хорошо знать сценарий праздника, последовательность выступлений всех участников, уметь кратко и ясно объяснит задания для команд и отдельных выступающих, быть активным, находчивым, быстро разрешать непредвиденные ситуации. Праздник должен создавать, приподнятое настроение, поддержание которого зависит от ведущего.

5. Подведение итогов и награждение.

Хорошее впечатление от праздника  создается при его организационном  завершении, подведении итогов, награждении  участников. Следует заранее продумать  форму поощрения детей за хорошее  выполнение упражнений, первенство в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленную в аттракционах и играх-забавах. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем.  Награды, знаки внимания могут быть разными: памятные медали, вымпелы, значки, дипломы, эмблемы. Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды (всей команде, группе). Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы и коллективизма.

Впечатлениями о празднике дети делятся в беседах с взрослыми, самостоятельно повторяют отдельные упражнения, игры, эстафеты.

Понравившиеся эпизоды праздника отражаются в  рисунках, лепке и аппликации. Взрослым следует внимательно относиться к эмоциональным переживаниям детей, связанными с праздником, поддерживать заинтересованное отношение к физкультуре и спорту, всемерно способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.

  1. Составление программы физкультурного праздника и сценариев досугов для детей.

Подготовка к физкультурному празднику начинается с составления программы. Это поможет четко спланировать работу и своевременно приступить к ее организации определить название или образный девиз праздника, предусмотреть распределение обязанностей между его организаторами, составить план работы каждого из них на длительный срок. Желательно как можно подробнее отразить всю предварительную работу, которая должна быть проделана воспитателями вместе с детьми, родителями, так как успех праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко она спланирована.

В программе целесообразно выделить несколько разделов, где следует  отразить:

  • цель и задачи праздника (и на этой основе проводить всю подготовительную работу);
  • дату и время его проведения;
  • предполагаемую длительность;
  • место проведения физкультурного праздника и отдельных номеров программы - парады участников, массовых выступлений, соревнований по разным видам игр и упражнений, конкурсов;
  • определить ответственных за подготовку и проведение праздника;
  • указать количество участников, возрастные группы детей - которые примут в нем участие;
  • указать, кто из воспитателей, родителей, шефов будут привлечены к работе, а также приглашены на праздник в качестве гостей, выступить с показательным номером или принять участие в судействе;
  • обусловить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований (индивидуальных и коллективных), поощрение участников праздника.

Одним из важнейших разделов работы при подготовке к физкультурному празднику, является разработка сценария, которая поручается комиссии из числа сотрудников дошкольного учреждения: старший воспитатель, воспитатель детских групп, выступающих на празднике, музыкальный руководитель. В том случае, когда на празднике объединяются дети из нескольких дошкольных учреждений, в работе комиссии принимают участие воспитатели и музыкальные руководители этих детских садов.

Сценарий физкультурного праздника  строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. При разработке сценария праздника следует учитывать основную его идею, девиз, под которым он проходит.

Содержание физкультурного праздника  во многом зависит от сезона года, и  конкретных условий, в которых проводятся. На празднике, организованном в зимнее время возможно использование физических упражнений и игр, характерных для зимних условий - катание на санках, игры и соревнования на лыжах и коньках, элементы игр в хоккей, игры-эстафеты на льду, на снегу и т.п. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении физкультурных праздников в летнее время на открытом воздухе. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками с места и разбегом, метанием в цель и на дальность, упражнения в равновесии в разных условиях, а также элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол), веселых аттракционов (бег со связанными ногами в парах, перепрыгивание каната и др.).

При составлении сценария физкультурного праздника, независимо от того, где  и в каких условиях он проводится, следует стремиться к тому, чтобы его  содержание было разнообразным, интересным, создавало возможность активного участия всех групп детей, доставляло радость и удовольствие не только детям-участникам праздника, но и зрителям, детям и взрослым, приглашенными на праздник гостями. При разработке сценария физкультурного праздника необходимо придерживаться определенного материала. Этому поможет провиденная ниже примерная схема построения праздника:

  1. Открытие праздника, парад участников.
  2. Показательные выступления групп, команд, сводные гимнастические   упражнения.
  3. Массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих гостей в играх, эстафетах.
  4. Окончание праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.

Открытие праздника начинается обычно с торжественной части, выхода участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следует построение, сдача рапорта, приветствие заведующего детским садом. В зависимости от темы, девиза праздника, приветствовать детей могут - спортсмены, врачи и т.д.

В начале праздника проводится перекличка, исполняется общая песня, в которой  ярко выражена идейная направленность праздника. Открытие завершается подъемом флаг и парадом участников.

После торжественной части - показательные  выступления, состоящие из разных композиций общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются детьми в разных построениях - колоннах, двух кругах, квадратах, в колонне или шеренге, по диагонали. При этом используются различные предметы: разноцветные флажки, цветы, шары, обручи.

Выполнение общеразвивающих упражнений группой детей сменяется малогрупповыми или индивидуальными выступлениями, в которых дети показывают свои умения в разных видах физических упражнений (прыжках со скакалкой, упражнения с длинными лентами, разноцветными мячами и др. предметами). Физкультурные номера чередуются с исполнением песен, танцевальных номеров, с чтением стихотворений. Большое оживление в содержание праздника вносят игры с элементами соревнований, эстафеты, разные игры, виды спортивных упражнений и спортивных игр.

Наряду с малогрупповыми играми на празднике организуются и массовые игры, хорошо знакомые всем детям. В  них принимают участие целые  группы детей, а также гости, родители. Особенно интересны для детей  игры-аттракционы, в которых задания  выполняются в необычных условиях.

Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника  «сюрпризного момента» неожиданное  появление какого-либо сказочного героя. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, награждении победителей эстафет и соревнований оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги праздника, проводятся награждения, общий хоровод, танцы, парад участников.

Следует особенно внимательно относиться к отбору музыкальных произведений. Для открытия праздника подбирается выразительная, торжественная музыка, для парада - бодрый марш. Музыкальное сопровождение разных выступлений должно соответствовать их характеру: выполнение общеразвивающих упражнений сопровождается ритмичной, плавной музыкой, игры-аттракционы - веселой, бодрой. Музыкальным руководителям поручается подобрать песни, танцы, музыкальные произведения, разучивать их при необходимости, сделать запись отдельных музыкальных фрагментов на магнитофонную ленту, обеспечить своевременную трансляцию их по ходу праздника.

Представленный комиссией сценарий праздника обсуждается на производственном совещании сотрудников дошкольного  учреждения. В ходе обсуждения даются рекомендации по уточнению содержания и оформления праздника. С содержанием  сценария знакомят родителей, шефов, которые  непосредственно будут заняты в  каких либо номерах праздничной  программы, а также людей, занятых  подготовкой мест проведения игр, эстафет, оформления помещений, участка детского сада, стадиона, бассейна и других сооружений, подготовке костюмов, пособий, украшений. Окончательное утверждение сценария проходит на педагогическом совете коллектива дошкольного учреждения, примерно за три недели до проведения праздника. Здесь же утверждается ведущий праздника.

Исходя из вышеизложенного, можно  сделать выводы, что:

1. Физкультурные праздники и досуги – это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности.

2. Физкультурные праздники и досуги  - одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

3. Благодаря организации активного отдыха детей, создаются благоприятные условия для закрепления двигательных навыков, двигательных качеств.

4. Повышается интерес к занятиям физической культурой через игровую деятельность.

5. Создаются благоприятные условия для развития умственных способностей детей через сюжетно-ролевую направленность занятий.

6. Раскрывается творческий потенциал детей, двигательная выразительность, творческая фантазия.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не

только  родителей, но и каждого дошкольного  учреждения, так как именно здесь  дети проводят большую часть дня. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях  способствует формированию у детей  хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Должиков И.И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском саду. М.: Айрис-Пресс. 2005.
  2. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: «Просвещение». 1995.
  3. Лескова Т.П. Организация досугов детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение». 1983.
  4. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. М.: Аркти. 2000.
  5. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения на воздухе. М.: «Просвещение». 1981.
  6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издательский центр «Академия». 2001.
  7. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 46-51.
  8. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1978.

Информация о работе Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста