Использование круговых эстафет для совершенствования ведения мяча в баскетболе на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель – использование эстафет для совершенствования ведения мяча в баскетболе.
Задачи:
1. обзор литературы для совершенствования ведению мяча в баскетболе через круговые эстафеты.
2. проанализировать методику совершенствования ведения мяча в баскетболе.
3. дать практические рекомендации по совершенствованию ведения мяча в баскетболе.
Объект исследования – учебно- воспитательный процесс по физической культуре учащихся среднего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Анатомо- физиологические особенности среднего школьного возраста…………………………………………………………………………….5
1.1. Характерные особенности эстафеты……………………………………...10
ГЛАВА 2. Методика совершенствования ведения мяча в баскетболе……….14
2.1. Ведение мяча………………………………………………………………...17
2.2. Основные ошибки возникающие при ведении мяча……………………...20
2.3. Совершенствование ведения мяча в баскетболе через эстафеты………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

курсач давыденко.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Простая круговая эстафета. Играющие делятся на три-пять команд и встают в середине зала наподобие спиц колеса, повернувшись правым или левым боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч-шеренга является командой. Игроки, -крайние от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, мяч). По сигналу ведущего эти игроки бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных спиц, к своей спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру команды). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету игрок также обегает круг и передает ее третьему номеру и т. д. Когда начинавший игру окажется с краю и ему принесут эстафету, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой. По поднятой руке видно, кто закончил эстафету раньше. Правила запрещают во время обегания касаться стоящих игроков, а тем — мешать игрокам, совершавшим пробежки [6;23].

Большая эстафета. На четырёх углах площадки ставят флажки, а в центре – большой флаг. Игроки делятся на три команды, которые строятся в колонны по одному недалеко от линии старта. От каждой команды вызываются к линии старта по одному бегуну. По сигналу они обегают четыре флажка и обежав до линии финиша (рядом со стартовой линией), передают эстафетную палочку вторым номерам, занявшим исходное положение на старте. Выигрывает команда, замыкающий игрок которой раньше закончит бег вокруг флажков. Он должен первым подбежать к центральному флагу и постучать по древку эстафетной палочкой. Малые флажки обегают с наружной стороны. Последний в команде игрок, прежде чем бежать к центральному флагу, должен обежать четвертый угловой флажок [12;36].

Эстафета – чехарда. Играющие делятся на две команды, которые становятся в колонны по одному параллельно одна другой. Расстояние между командами 3 – 4 м. Впереди каждой колонны на расстоянии 8— 12 м от начальной линии проводится круг (диаметром 1,5 м) или чертится прямоугольник. В него встают первые номера команд. Каждый опирается руками на одну ногу и, наклонившись вперед, прячет голову. По сигналу ведущего игроки, стоящие впереди в колоннах, бегут вперед и совершают опорный прыжок, отталкиваясь двумя ногами и опираясь руками о спину товарища (прыжок чехардой), и встают затем на его место. Игроки, через которых прыгали, бегут обратно к своим колоннам, касаются ладонью следующих игроков, после чего встают сзади своих команд. Получившие касание рукой, бегут вперед, совершают опорный прыжок и остаются в кружках и т. д. Игра кончается, когда все игроки закончат прыжки, то есть игрок, через которого совершили первый прыжок, перепрыгнув через товарища по команде, останется стоять в кружке, а тот, через которого прыгнули, пересечет линию старта, откуда игроки начинали бег [40;20].

Эстафета с мячом. Игроки в командах построены в колонны по одному, дистанция между игроками 1—2 шага (в зависимости от способа передачи мяча). Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передается из рук в руки обусловленным способом и так же возвращается назад. Эстафета выполняется несколько раз подряд. Выигрывает команда первой закончившая передачи [18].

Эстафета – поезд. Перед командами, стоящими в колоннах проводится линия, а в 10 — 12 м от каждой из них ставятся стойки (набивные мячи). По сигналу первые номера команд обегают стойки (против часовой стрелки) и направляются к стартовой черте. Они пробегают мимо своей колонны, огибают ее сзади и снова бегут к стойкам. Когда они пробегают стартовую черту, к ним, обхватив за пояс, присоединяются вторые номера, и теперь уже игроки вдвоем обегают препятствие. После поворота вокруг команды к ним присоединяются третьи номера и т. д. Игра заканчивается, когда вся команда, изображающая вагончики поезда (не расцепляя рук), финиширует, то есть последний игрок пересечет линию старта. В игре большую нагрузку получают первые номера, поэтому при повторении участники в колоннах располагаются в обратном порядке [31].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЕДЕНИЕ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ.

Баскетбол является спортивной игрой пользующейся большой популярностью. Он удовлетворяет потребности в укреплении здоровья подрастающего поколения, повышении уровня физической подготовленности и обеспечение на этой основе высокой работоспособности, творческой активности, а в дальнейшем - трудового долголетия [8].

Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются прежде всего экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм занимающихся и воспитание молодежи.           

 Вот наиболее характерные особенности баскетбола:

1.      Естественность движений. В основе баскетбола лежат естественные движения – бег, прыжки и метание (броски, передачи). Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей начиная с детских садов, а игры с мячами – с двухлетнего возраста.

2.      Коллективность действий.  Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товариществ, привычки подчинять свои действия  интересам коллектива. Девиз игры – «Один за всех, все за одного!».

3.      Соревновательный характер.  Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся  мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности,  целеустремленности.

4.      Комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и проявление двигательных качеств.   Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм  занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств. Формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.

5.      Непрерывность и внезапность изменения условий игры.  Игровая обстановка меняется очень быстро и создает  новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.

6.      Высокая эмоциональность. Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся, умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями.

7.      Самостоятельность действий. Каждый ученик на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитание у занимающихся творческой инициативы.

8.      Этичность игры. Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований [5;39;15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Ведение мяча. 

Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника. Ведение различают по основным способам:

• высокое скоростное ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 135-160°).

• низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях - 90-120").

          • комбинированное ведение.

При ведении мяч переводится с руки на руку тремя приемами:

ударом перед собой,

ударом за спиной или между ногами,

поворотом (поворотом на 270-360° при соприкосновении с защитником). Способ ведения выбирается в зависимости от расстояния до защитника и до кольца соперника. При некотором расстоянии от защитника, когда он не оказывает давление на владеющего мячом (обычно при позиционном нападении), дриблинг относительно расслаблен, находится в прямой стойке со слегка согнутыми ногами в коленях, отскок мяча - на уровне талии. В случае активного прессинга со стороны защитника, дриблинга находится в низкой баскетбольной стойке, с согнутыми коленями, отскок мяча должен быть невысоким - на уровне колен. Чтобы оторваться от защитника владеющий мячом должен изменять направление, скорость, способ перемещения, переводить мяч с одной руки на другую. При быстром прорыве, двигаясь на полной скорости, игрок ведет мяч впереди себя с отскоком выше талии [24;9].

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, наклон тела - чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить направление движения, сделать остановку, передачу или бросить по кольцу. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует силу удара, высоту отскока и направление движения мяча. При этом мяча касаются лишь кончики пальцев, игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. В поле зрения дриблинга одновременно должны находиться партнеры, защитники, судьи. Мяч обязательно укрывается от соперника корпусом, плечом, свободной рукой. Некоторые игроки при попытках защитника выбить мяч иногда отталкивают своей рукой руку соперника, однако этим лучше не злоупотреблять, особенно если судья стоит недалеко. Защитнику такое движение с вашей стороны, мягко говоря, будет неприятно, а судья может засчитать фол в нападении [16;32].  
       Нельзя заканчивать ведение и брать мяч в руки, пока вы точно не решите, кому отдадите передачу. Если вы совершите эту ошибку, то хороший защитник моментально подбежит к вам вплотную и активными движениями рук будет мешать вам отдать пас. Если вам не удастся передать мяч партнеру сразу, то весьма вероятно, что второй защитник поможет первому                       прессинговать           вас,         и тут будет почти невозможно избежать потери  
Разыгрывающий не должен вести мяч к боковой линии и тем более в углы площадки, так как в этих местах он может попасть в "ловушку" из двух игроков. Пересекать половину соперника нужно ближе к центру площадки. Также нельзя вести мяч без цели или просто стоять на одном месте. Во-первых, этим вы даете защищающейся команде отдохнуть, а во-вторых, вы теряете время на атаку. Поэтому следует, как можно раньше начать нападение[18;25]. 
       Для разыгрывающего просто необходимо уметь хорошо вести мяч, однако он вовсе не обязан быть лучшим дриблинга. Можно обыгрывать защитника, используя только скорость перемещения с мячом, резкую смену направления движения и такие основные приемы как перевод мяча с одной руки на другую, перевод под ногой или за спиной. Также нельзя использовать дриблинг слишком часто. Следует учитывать, что самое быстрое ведение мяча уступает в скорости передаче. Ведение мяча без определенной цели или ведение, которое не дает игроку никакого преимущества перед оппонентом, идет на пользу защищающейся команды. Однако все равно учитесь обыгрывать на ведении опекающего вас защитника и входить в трехсекундную зону для последующего броска или скидки открывшемуся игроку. Это умение всегда пригодится, например, в случае, когда остальные игроки не могут открыться для получения мяча [8;33].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЕДЕНИИ МЯЧА.

1.Нерациональное и. п. перед  началом  ведения в движении: при  ведении правой – левая нога сзади, при ведении левой – правая; мяч удерживается перед собой, не определена рабочая кисть.

2. Участие ладони в  выталкивании мяча.

3. Чрезмерное закрепление  в лучезапястном и локтевом  суставе, сведенные пальцы: плохой  контроль над мячом.

4. Слишком «мягкая» кисть: игрок шлепает по мячу, а не толкает его; слишком «твердая» кисть: игрок жестко стучит по мячу, как доска.

5. Преждевременное отрывание  опорной ноги в начале ведения, опережающее выпуск мяча; пробежка.

6. Нерациональное наложение  кисти на мяч при ведении в движении: кисть накладывается не сзади-сверху, а сверху; направлена не вперед, а в сторону: замедляется движение игрока вперед.

7. Мяч посылается в  пол перед ногами: игрок теряет  его или вынужден останавливаться, чтобы не сыграть ногой.

8. Чрезмерное или недостаточное  сгибание руки в локтевом суставе  при встрече с мячом: игрок  слишком высоко или слишком  низко встречает мяч (выше пояса  или пола) – затруднен контроль  над мячом и возможна его  потеря.

9.Задержка мяча вследствие  непродолжительного его захвата кистью снизу: нарушение правила «Ведение мяча».

10. Опущена голова, слишком  сильно наклонено вперед туловище  при низком ведении мяча: игрок  не контролирует ситуацию на  площадке.

11. Отсутствие укрывания  мяча свободной рукой и туловищем при непосредственной близости защитника: существует угроза потери мяча в результате выбивание его соперником.

12. Выполнение одноударного  ведения на месте с последующей  ловлей мяча сразу же после  предшествующего овладения им: нерациональное  использование приема, ведущее к ограничению последующих атакующих действий нападающего и его маневренности с мячом.

13. Раскоординация движений  рук и ног: на каждый шаг  – удар мячом в площадку; растягивание  беговых шагов – скованное, медленное  передвижение с мячом.

14. Ведение с постоянным зрительным контролем над мячом на этапе совершенствования приема: игрок не контролирует игровую ситуацию [19;29;33].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Совершенствование ведения мяча в баскетболе через эстафеты.

Содержательная направленность практического использования игрового материала на занятиях физической культуры заключается прежде всего в следующем. Если на проводимом занятии решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно – силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики, армрестлинга и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями, наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки.

Информация о работе Использование круговых эстафет для совершенствования ведения мяча в баскетболе на уроках физической культуры