История развития валеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью.

Вложенные файлы: 1 файл

Окончательная работа. Часть 2..docx

— 23.88 Кб (Скачать файл)

                                          I. Введение.

          Возникший в процессе эволюции  органического мира феномен человека  стал предметом исследования  огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия  и др.) и общественных (история,  философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до  сих пор человек не может  дать окончательные ответы на  многие вопросы, касающиеся не  только своей сущности, но и  бытия. В полной мере это  относится к одной из основополагающих  сторон его жизни и жизнедеятельности  – здоровью. Сама идея науки  о здоровье появилась достаточно  давно, а в последние десятилетия  приобрела особую актуальность  в связи с тем, что качество  здоровья испытывает неуклонную  тенденцию к ухудшению. Трудность,  однако, заключается в том, что  методологии здоровья пока не  существует. В этом нет ничего  удивительного, так как до самого  недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой  науки о здоровье. Наукой о  здоровье человека принято считать  валеологию. Валеология есть межнаучное  направление познаний о здоровье  человека, о путях его обеспечения,  формирования и сохранения в  конкретных условиях жизнедеятельности.  Как учебная дисциплина она  представляет собой совокупность  знаний о здоровье и о здоровом  образе жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               II. История развития валеологии.

          Отношение человека к своему  здоровью обычно определялось  способностью к сохранению жизни,  к выполнению своего биологического  и социального предназначения. Такое  отношение соответствовало уровню  знаний об особенностях анатомии  и физиологии организма человека, о факторах, вызывающих нарушения  нормального функционирования. В  ранние времена существования  человечества, когда люди были  беззащитны перед силами природы,  свое физическое состояние они  связывали с мистическими представлениями,  которые в первобытно-общинном  строе уже обожествлялись в  амулетах, а сами меры по охране  здоровья существовали в виде  религиозных обрядов. Однако уже  тогда была отмечена зависимость  состояния человека от той  физической работы, которую ему  приходилось выполнять для сохранения  жизни своей, семьи или общины, к которой он принадлежал. В  это время лечебная медицина  вряд ли имела большое значение, так как без достаточных знаний  о причинах и механизмах нарушений  и заболеваний человек больше  полагался на возможности самого  организма, чем на собственное  вмешательство в течение заболевания.

           В рабовладельческом обществе  началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. Усилия  предпринимались для создания  оздоровительных систем, примером  чему, в частности, являются дошедшие  до нас руководства по здоровью: китайское "Конг-фу" (около 2600 лет до н.э.), индийская "Аюрведа" (около 1800 лет до н.э.), "О здоровом  образе жизни" Гиппократа (около  400 лет до н.э.), системы оздоровления, существовавшие в Спарте, и другие. В основе этих систем лежит  идея не лечения болезней, но  формирования и укрепления здоровья, а при его нарушении - использование  резервных возможностей организма  по восстановлению здоровья. Так,  Абу Али ибн-Сина в 980-1037 год  в своем "Каноне врачебной  науки" указывал на наиболее  эффективный путь к 

 

 

долголетию  через сохранение здоровья, а не лечение болезней.

          Владыки Древнего Востока платили  своим врачам только за те  дни, когда они были здоровыми.  Хорошо известно, что в древней  и современной традиционной медицине  Востока и Южной Америки используются  многочисленные лекарственные средства  из растений и органов животных  не только для лечения болезней, но и для сохранения и улучшения  здоровья.

           Еще Авиценна и Гиппократ выделили  несколько градаций здоровья. Гален  сформулировал понятие "третьего  состояния" - переходного между  здоровьем и болезнью. В той  или иной степени этой проблемы  касались И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов, И.А. Аршавский, Н.М.  Амосов и др.

           В конце XIX века И.И. Мечников  в своей речи "О целебных  силах организма" на съезде  естествоиспытателей и врачей  в 1883 году противопоставил "этиологической" точке зрения возникновения болезней, ставившей по существу знак  равенства между причиной (возбудителем) и самой болезнью, другой взгляд. Возникновение заболевания он  трактовал как процесс взаимодействия  возбудителя (причины) и организма.  Однако прогресс и успехи клинической  медицины, основанные на этиоцентрическом  подходе, затормозили развитие  учения об этих свойствах организма.

         Первую современную попытку сформулировать  положения о механизмах здоровья  и способах воздействия на  них сделали в 60-е годы. XX века  патологи С.М. Павленко и С.Ф.  Олейник. Они обосновали научное  направление, получившее впоследствии  название "санология". Это было  учение о противодействии организма  болезни, в основе которого  лежит "саногенез" - динамический  комплекс защитно-приспособительных  механизмов (физиологического или  патологического характера), возникающий  при воздействии чрезвычайного  раздражителя и развивающийся  на протяжении всего болезненного  процесса - от состояния предболезни  до выздоровления.

         На современном этапе развития  науки хорошо видны методологические 

погрешности концепции саногенеза, однако эта  концепция, несомненно, являлась прогрессивной, хотя не была принята медицинской  общественностью и была предана  забвению на полтора - два десятилетия.

           Существенный вклад в развитие  проблемы внесли представители  военной медицины в 70-е годы, занимавшиеся медицинским обеспечением  лиц, работающих в условиях  экстремальных воздействий (водолазов,  космонавтов); известно, что перед  военными медиками всегда стояла  задача оценки состояния их  здоровья. Было сформулировано понятие  "донозологическая диагностика", которое с успехом использовалось  и в гражданском здравоохранении.

           Основоположником науки о здоровье  человека в современном ее  понимании по праву считается  выпускник Военно-морской медицинской  академии И.И. Брехман, работавший  во Владивостоке, который впервые  в 1982 году разработал методологические  основы сохранения и укрепления  здоровья практически здоровых  людей. Исследуя роль адаптогенов,  и сформировав новое научное  направление - фармакосанацию ("лекарства"  для здоровых), он пришел к мысли  о необходимости изменить всю  стратегию здравоохранения путем  изучения этиологии, диагностики  качества и количества здоровья  индивида. Назвав обоснованное им  новое научное направление "валеологией" (от valeo - здравствовать), он в 1987 году  издал первую монографию по  этой проблеме "Введение в валеологию - науку о здоровье", в которой  утверждал, что наука о здоровье  не должна ограничиваться одной  медициной, а быть интегральной, формируясь на основе медицине, экологии, биологии, психологии и  других наук.

          Вторым центром развития валеологии  стал Киев, где формирование валеологического  направления было связано со  спортивной медициной. В 1985 году  Г.Л. Апанасенко впервые представил  обоснованную им модель, пригодную  для оценки уровня соматического  здоровья индивида по прямым  показателям, привел доказательства  ее информативности, раскрыл 

перспективы использования этой модели в профилактике заболеваний и оздоровления населения. В 1986 году Главным управлением учебных  заведений МЗ СССР был утверждён  «Межкафедральный план преподавания валеологии для студентов медицинских институтов» (Л.А. Калинкин, В.А. Силуянова и другие). Первое учебное пособие по медицинской  валеологии для студентов-медиков  появилось в Алтайском медицинском  институте, где при кафедре нормальной физиологии был создан соотвествующий курс В.П. Куликова.

           В конце 80-х годов Ю.П. Лисицын,  являясь рецензентом первой монографии  И.И. Брехмана, написал серию статей, в которых реанимировал термин "санология". Под этим термином  он понимал науку об общественном  здоровье, фундаментом которой является  категория «здоровый образ жизни». Благодаря этой терминологической  неразберихе (проблемой общественного  здоровья занимается социальная  гигиена) в Ленинградском ГИДУВе  в 1987 году и Крымском медицинском  институте в 1990 году были созданы  кафедры «Пропаганды здорового  образа жизни» (ЗОЖ), которые просуществовали  недолго и были расформированы (в Санкт-Петербурге кафедра реформирована  в курс валеологии, заведующий  – профессор В.П. Петленко). Неудачи,  связанные с деятельностью кафедр  ЗОЖ на том этапе развития  валеологии, определялись, с одной  стороны, отсутствием соотвествующей  «ниши» для врачей - валеологов  в здравоохранении, с другой  – отсутствием чётких представлений  о методологических основах новой  науки. 

          В 1991 году к исследованию проблем  валеологии присоединились специалисты  Государственного научно-исследовательского  центра профилактической медицины  Министерства здравоохранения России. С 1992 года к исследованию проблем  валеологии присоединились специалисты  НИЦ профилактической медицины  МЗ России (И.А.Гундаров и другие), где решались важные научно-практические  проблемы. 
         По инициативе И.И. Брехмана на базе созданного им научно-

координационного  центра валеологии (г. Владивосток) начинается систематический выпуск сборников  научных трудов «Валеология», в которых  находят отражение важнейшие  достижения новой науки.

          С 1994 года Российский институт  профилактической медицины (г. Санкт-Петербург,  генеральный директор - профессор  П.П. Горбенко) начинает проводить  ежегодные национальные конгрессы  по проблемам профилактической  медицины и валеологии. Если на 1-м конгрессе валеология была  представлена лишь единичными  докладами, то на 2-м в 1995 году  уже было организовано секционное  заседание по проблемам валеологии. На основе идеологии, сформулированной  И.И. Брехманом, который, к сожалению,  к этому времени уже ушёл  из жизни, ведущие валеологи  стран СНГ (Г.Л. Апанасенко, И.А.  Гундаров, В.П. Куликов и другие) представили весомые аргументы  в пользу валеологии как науки  и её роли в профилактической  медицине. 3-й конгресс, проходивший  в 1996 году, уже был назван «Профилактическая  медицина и валеология». Идеи  И.И. Брехмана получили на этом  конгрессе своё дальнейшее развитие. В частности, сформировано общественное  движение «Здоровый мир», было  принято и реализовано решение  о создании в России новой  практической специальности«врач-валеолог». 
Министерства просвещения России и Украины сразу оценили роль валеологии в формировании здоровья подрастающего поколения, введя в педагогичесих университетах и школах новый учебный предмет «валеология». Однако, целый ряд ошибок чисто тактического характера (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов) затормозили развитие валеологии в образовательной области. Тем не менее, первая кафедра педагогической валеологии на территории бывшего СССР была открыта при Ленинградском педагогическом институте им. Герцена в 1989 году (ныне - Университет педагогического мастерства, заведующий кафедрой профессор В.В. Колбанов). По сути, это была первая в

мире полноценная  кафедра валеологии.

           К сожалению, из-за отсутствия  единого методологического руководства,  повлекшего за собой включение  в учебные программы общеобразовательных  школ излишне подробных разделов  по половому просвещению (к  примеру, о физиологии полового  акта, половых извращениях), преподавание  валеологии в России встретило  ожесточённое сопротивление Православной  церкви и было запрещено в  2000 году. Подобные же проблемы  возникали и в Украине, но  они больше касались религиозно-мировоззренческих  аспектов. Всё это затормозило  развитие педагогической валеологии, хотя и не имело к ней  прямого отношения.

           В 1997 году совместным решением  МЗ и АМН Украины была создана  проблемная комиссия «Санология  и валеология», которая призвана  координировать научные исследования  по валеологии в Украине. С  1996 года в России и Украине  издаётся журнал «Валеология». Говоря об истоках валеологии, следует сказать и о комплексе наук о спорте, в том числе спортивной медицине - разделе медицинской науки, в котором сконцентрирована основная масса информации о здоровом человеке. Нельзя забывать, как о предтече валеологии, работы натуропатов, вплотную приблизившихся к решению её практических задач (П. Брегг, А. Чейз, Д. Уокер).

          В настоящее время медицинскую  валеологию в Украине представляют  Г.Л. Апанасенко, В.П. Войтенко, О.  П. Минцер, Л. А. Попова и другие, а в России – И.А.Гундаров, В.П.  Куликов, В.П. Петленко и другие.

 

 

 

 

 

 

                                             

 

                                            III. Заключение.

          Появлению валеологии, кроме, медицинских  предпосылок, способствовали также  общие тенденции в развитии  науки и особенности эпохи.  Одной из тенденций науки настоящего  времени является направление  острия интересов от технократических  проблем к феномену человека, к постижению его сущности, исследованию  законов жизни.                                   Валеология рассматривает преимущественно  организменный уровень организации  человека (в отличие от других  разделов медицинской науки). Такой  уровень понимания стал возможным  благодаря второй особенности  современной науки - переходу  с дифференцировочного этапа  развития на интегративный, когда  медицина, наряду с изучением  отдельных органов и систем, обратилась  к исследованию  целостного человека.

Информация о работе История развития валеологии