I. Введение.
Возникший в процессе эволюции
органического мира феномен человека
стал предметом исследования
огромного множества естественных
(биология, генетика, антропология, химия
и др.) и общественных (история,
философия, социология, психология,
экономика и др.) наук. Однако до
сих пор человек не может
дать окончательные ответы на
многие вопросы, касающиеся не
только своей сущности, но и
бытия. В полной мере это
относится к одной из основополагающих
сторон его жизни и жизнедеятельности
– здоровью. Сама идея науки
о здоровье появилась достаточно
давно, а в последние десятилетия
приобрела особую актуальность
в связи с тем, что качество
здоровья испытывает неуклонную
тенденцию к ухудшению. Трудность,
однако, заключается в том, что
методологии здоровья пока не
существует. В этом нет ничего
удивительного, так как до самого
недавнего времени не существовало,
как это ни парадоксально, самой
науки о здоровье. Наукой о
здоровье человека принято считать
валеологию. Валеология есть межнаучное
направление познаний о здоровье
человека, о путях его обеспечения,
формирования и сохранения в
конкретных условиях жизнедеятельности.
Как учебная дисциплина она
представляет собой совокупность
знаний о здоровье и о здоровом
образе жизни человека.
II. История развития валеологии.
Отношение человека к своему
здоровью обычно определялось
способностью к сохранению жизни,
к выполнению своего биологического
и социального предназначения. Такое
отношение соответствовало уровню
знаний об особенностях анатомии
и физиологии организма человека,
о факторах, вызывающих нарушения
нормального функционирования. В
ранние времена существования
человечества, когда люди были
беззащитны перед силами природы,
свое физическое состояние они
связывали с мистическими представлениями,
которые в первобытно-общинном
строе уже обожествлялись в
амулетах, а сами меры по охране
здоровья существовали в виде
религиозных обрядов. Однако уже
тогда была отмечена зависимость
состояния человека от той
физической работы, которую ему
приходилось выполнять для сохранения
жизни своей, семьи или общины,
к которой он принадлежал. В
это время лечебная медицина
вряд ли имела большое значение,
так как без достаточных знаний
о причинах и механизмах нарушений
и заболеваний человек больше
полагался на возможности самого
организма, чем на собственное
вмешательство в течение заболевания.
В рабовладельческом обществе
началась систематизация знаний,
касающихся здоровья человека. Усилия
предпринимались для создания
оздоровительных систем, примером
чему, в частности, являются дошедшие
до нас руководства по здоровью:
китайское "Конг-фу" (около 2600
лет до н.э.), индийская "Аюрведа"
(около 1800 лет до н.э.), "О здоровом
образе жизни" Гиппократа (около
400 лет до н.э.), системы оздоровления,
существовавшие в Спарте, и другие.
В основе этих систем лежит
идея не лечения болезней, но
формирования и укрепления здоровья,
а при его нарушении - использование
резервных возможностей организма
по восстановлению здоровья. Так,
Абу Али ибн-Сина в 980-1037 год
в своем "Каноне врачебной
науки" указывал на наиболее
эффективный путь к
долголетию
через сохранение здоровья, а не
лечение болезней.
Владыки Древнего Востока платили
своим врачам только за те
дни, когда они были здоровыми.
Хорошо известно, что в древней
и современной традиционной медицине
Востока и Южной Америки используются
многочисленные лекарственные средства
из растений и органов животных
не только для лечения болезней,
но и для сохранения и улучшения
здоровья.
Еще Авиценна и Гиппократ выделили
несколько градаций здоровья. Гален
сформулировал понятие "третьего
состояния" - переходного между
здоровьем и болезнью. В той
или иной степени этой проблемы
касались И.М. Сеченов, С.П. Боткин,
И.П. Павлов, И.А. Аршавский, Н.М.
Амосов и др.
В конце XIX века И.И. Мечников
в своей речи "О целебных
силах организма" на съезде
естествоиспытателей и врачей
в 1883 году противопоставил "этиологической"
точке зрения возникновения болезней,
ставившей по существу знак
равенства между причиной (возбудителем)
и самой болезнью, другой взгляд.
Возникновение заболевания он
трактовал как процесс взаимодействия
возбудителя (причины) и организма.
Однако прогресс и успехи клинической
медицины, основанные на этиоцентрическом
подходе, затормозили развитие
учения об этих свойствах организма.
Первую современную попытку сформулировать
положения о механизмах здоровья
и способах воздействия на
них сделали в 60-е годы. XX века
патологи С.М. Павленко и С.Ф.
Олейник. Они обосновали научное
направление, получившее впоследствии
название "санология". Это было
учение о противодействии организма
болезни, в основе которого
лежит "саногенез" - динамический
комплекс защитно-приспособительных
механизмов (физиологического или
патологического характера), возникающий
при воздействии чрезвычайного
раздражителя и развивающийся
на протяжении всего болезненного
процесса - от состояния предболезни
до выздоровления.
На современном этапе развития
науки хорошо видны методологические
погрешности
концепции саногенеза, однако эта
концепция, несомненно, являлась прогрессивной,
хотя не была принята медицинской
общественностью и была предана
забвению на полтора - два десятилетия.
Существенный вклад в развитие
проблемы внесли представители
военной медицины в 70-е годы,
занимавшиеся медицинским обеспечением
лиц, работающих в условиях
экстремальных воздействий (водолазов,
космонавтов); известно, что перед
военными медиками всегда стояла
задача оценки состояния их
здоровья. Было сформулировано понятие
"донозологическая диагностика",
которое с успехом использовалось
и в гражданском здравоохранении.
Основоположником науки о здоровье
человека в современном ее
понимании по праву считается
выпускник Военно-морской медицинской
академии И.И. Брехман, работавший
во Владивостоке, который впервые
в 1982 году разработал методологические
основы сохранения и укрепления
здоровья практически здоровых
людей. Исследуя роль адаптогенов,
и сформировав новое научное
направление - фармакосанацию ("лекарства"
для здоровых), он пришел к мысли
о необходимости изменить всю
стратегию здравоохранения путем
изучения этиологии, диагностики
качества и количества здоровья
индивида. Назвав обоснованное им
новое научное направление "валеологией"
(от valeo - здравствовать), он в 1987 году
издал первую монографию по
этой проблеме "Введение в валеологию
- науку о здоровье", в которой
утверждал, что наука о здоровье
не должна ограничиваться одной
медициной, а быть интегральной,
формируясь на основе медицине,
экологии, биологии, психологии и
других наук.
Вторым центром развития валеологии
стал Киев, где формирование валеологического
направления было связано со
спортивной медициной. В 1985 году
Г.Л. Апанасенко впервые представил
обоснованную им модель, пригодную
для оценки уровня соматического
здоровья индивида по прямым
показателям, привел доказательства
ее информативности, раскрыл
перспективы
использования этой модели в профилактике
заболеваний и оздоровления населения.
В 1986 году Главным управлением учебных
заведений МЗ СССР был утверждён
«Межкафедральный план преподавания валеологии
для студентов медицинских институтов»
(Л.А. Калинкин, В.А. Силуянова и другие).
Первое учебное пособие по медицинской
валеологии для студентов-медиков
появилось в Алтайском медицинском
институте, где при кафедре нормальной
физиологии был создан соотвествующий
курс В.П. Куликова.
В конце 80-х годов Ю.П. Лисицын,
являясь рецензентом первой монографии
И.И. Брехмана, написал серию статей,
в которых реанимировал термин
"санология". Под этим термином
он понимал науку об общественном
здоровье, фундаментом которой является
категория «здоровый образ жизни».
Благодаря этой терминологической
неразберихе (проблемой общественного
здоровья занимается социальная
гигиена) в Ленинградском ГИДУВе
в 1987 году и Крымском медицинском
институте в 1990 году были созданы
кафедры «Пропаганды здорового
образа жизни» (ЗОЖ), которые просуществовали
недолго и были расформированы
(в Санкт-Петербурге кафедра реформирована
в курс валеологии, заведующий
– профессор В.П. Петленко). Неудачи,
связанные с деятельностью кафедр
ЗОЖ на том этапе развития
валеологии, определялись, с одной
стороны, отсутствием соотвествующей
«ниши» для врачей - валеологов
в здравоохранении, с другой
– отсутствием чётких представлений
о методологических основах новой
науки.
В 1991 году к исследованию проблем
валеологии присоединились специалисты
Государственного научно-исследовательского
центра профилактической медицины
Министерства здравоохранения России.
С 1992 года к исследованию проблем
валеологии присоединились специалисты
НИЦ профилактической медицины
МЗ России (И.А.Гундаров и другие),
где решались важные научно-практические
проблемы.
По инициативе И.И. Брехмана на базе созданного
им научно-
координационного
центра валеологии (г. Владивосток) начинается
систематический выпуск сборников
научных трудов «Валеология», в которых
находят отражение важнейшие
достижения новой науки.
С 1994 года Российский институт
профилактической медицины (г. Санкт-Петербург,
генеральный директор - профессор
П.П. Горбенко) начинает проводить
ежегодные национальные конгрессы
по проблемам профилактической
медицины и валеологии. Если на
1-м конгрессе валеология была
представлена лишь единичными
докладами, то на 2-м в 1995 году
уже было организовано секционное
заседание по проблемам валеологии.
На основе идеологии, сформулированной
И.И. Брехманом, который, к сожалению,
к этому времени уже ушёл
из жизни, ведущие валеологи
стран СНГ (Г.Л. Апанасенко, И.А.
Гундаров, В.П. Куликов и другие)
представили весомые аргументы
в пользу валеологии как науки
и её роли в профилактической
медицине. 3-й конгресс, проходивший
в 1996 году, уже был назван «Профилактическая
медицина и валеология». Идеи
И.И. Брехмана получили на этом
конгрессе своё дальнейшее развитие.
В частности, сформировано общественное
движение «Здоровый мир», было
принято и реализовано решение
о создании в России новой
практической специальности«врач-валеолог».
Министерства просвещения России и Украины
сразу оценили роль валеологии в формировании
здоровья подрастающего поколения, введя
в педагогичесих университетах и школах
новый учебный предмет «валеология». Однако,
целый ряд ошибок чисто тактического характера
(отсутствие единой концепции преподавания,
подготовленных педагогов-валеологов)
затормозили развитие валеологии в образовательной
области. Тем не менее, первая кафедра
педагогической валеологии на территории
бывшего СССР была открыта при Ленинградском
педагогическом институте им. Герцена
в 1989 году (ныне - Университет педагогического
мастерства, заведующий кафедрой профессор
В.В. Колбанов). По сути, это была первая
в
мире полноценная
кафедра валеологии.
К сожалению, из-за отсутствия
единого методологического руководства,
повлекшего за собой включение
в учебные программы общеобразовательных
школ излишне подробных разделов
по половому просвещению (к
примеру, о физиологии полового
акта, половых извращениях), преподавание
валеологии в России встретило
ожесточённое сопротивление Православной
церкви и было запрещено в
2000 году. Подобные же проблемы
возникали и в Украине, но
они больше касались религиозно-мировоззренческих
аспектов. Всё это затормозило
развитие педагогической валеологии,
хотя и не имело к ней
прямого отношения.
В 1997 году совместным решением
МЗ и АМН Украины была создана
проблемная комиссия «Санология
и валеология», которая призвана
координировать научные исследования
по валеологии в Украине. С
1996 года в России и Украине
издаётся журнал «Валеология». Говоря
об истоках валеологии, следует сказать
и о комплексе наук о спорте, в том числе
спортивной медицине - разделе медицинской
науки, в котором сконцентрирована основная
масса информации о здоровом человеке.
Нельзя забывать, как о предтече валеологии,
работы натуропатов, вплотную приблизившихся
к решению её практических задач (П. Брегг,
А. Чейз, Д. Уокер).
В настоящее время медицинскую
валеологию в Украине представляют
Г.Л. Апанасенко, В.П. Войтенко, О.
П. Минцер, Л. А. Попова и другие,
а в России – И.А.Гундаров, В.П.
Куликов, В.П. Петленко и другие.
III. Заключение.
Появлению валеологии, кроме, медицинских
предпосылок, способствовали также
общие тенденции в развитии
науки и особенности эпохи.
Одной из тенденций науки настоящего
времени является направление
острия интересов от технократических
проблем к феномену человека,
к постижению его сущности, исследованию
законов жизни.
Валеология рассматривает преимущественно
организменный уровень организации
человека (в отличие от других
разделов медицинской науки). Такой
уровень понимания стал возможным
благодаря второй особенности
современной науки - переходу
с дифференцировочного этапа
развития на интегративный, когда
медицина, наряду с изучением
отдельных органов и систем, обратилась
к исследованию целостного человека.