Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 15:37, реферат
Краткое описание
Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений. Составной частью физической культуры является спорт - средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям.
Содержание
Введение …………………………………………………….. 3 История развития физической культуры в России ……….. 3 Заключение …………………………………………………..11 Список использованной литературы ………………………11
И начались их удивительные
победы над опытными, признанными бегунами!
В спорт пришли талантливые самородки,
и это было главной особенностью тех лет.
Поистине всенародный, массовый размах
физкультурного движения в нашей стране
начинал приносить плоды рекордами, громкими
победами, прославившими на весь мир имена
многих спортсменов.
В 1936 году в Москве
и Ноттингеме (Англия) на крупных международных
шахматных турнирах блестящими победами
заставил говорить о себе советский шахматист
Михаил Ботвинник. Тогда ему было 25 лет.
Ботвинник был одним из самых ярких представителей
российской шахматной школы, получившей
международное признание еще в 30-е годы.
Еще в 20-х годах
вышел на международную арену советский
футбол. В 1934 году сборная Москвы выиграла
Кубок мира рабочих спортивных организаций,
в том же году встретились с лидером профессионального
футбола - чехословацкой командой "Жиденице"
и победили со счетом 3: 2. В 1935 году в Москве
были сформированы команды новых, только
что созданных спортивных обществ - "Спартак",
"Локомотив", "Буревестник";
игра приобрела огромную популярность.
С прежнем накалом
шли состязания по зимним вида спорта,
но теперь лыжники и конькобежцы стремились
уже к лучшим в мире секундам. Спортсмены
демонстрировали свое мастерство не только
в традиционных видах спорта. В 1935 году
впервые состоялся турнир регбистов. Развивался
альпинизм, и столичные горовосходители
под руководством братьев Абалаковых
штурмовали одну за одной горные вершины.
В начале 30-х годов в Москве, в ЦПКиО имени
М. Горького, была открыта школа инструкторов
по прыжкам на лыжах с трамплина. На Тушинском
аэродроме, у западной границы Москвы,
тренировались планеристы и парашютисты.
Летчики Осоавиахима осваивали высший
пилотаж, совершали сверхдальние перелеты
- в одном из таких В. Коккинаки установил
три международных рекорда в полете по
трассе Москва - Севастополь-Москва. В
1937 году в Москве впервые начали проводиться
водно-моторные соревнования, массовыми
становился автомобильный и мотоциклетный
спорт.
В 1936 году ВЦСПС
принял решение о создании добровольных
спортивных обществ. Опыт работы московских
обществ "Динамо", "Спартак"
показывал, что такая централизация усилий
укрепляет коллективы физической культуры
на предприятиях, в учреждениях.21 июня
1936 года при совете Народных Комиссаров
СССР был образован Всесоюзный комитет
по делам физической культуры и спорта.
Советские спортсмены получили официальное
представительство в руководящем органе
страны. Как свидетельство всенародного
признания заслуг спортсменов в 1934 году
было установлено почетное звание - заслуженный
мастер спорта СССР.
Физкультура и
спорт уже прочно вошли в быт народа России.
И неудивительно, что в 1939 году был учрежден
Всесоюзный день Физкультурника - праздник,
ставший для российских людей ежегодным.
Победное шествие по стране прервала Великая
Отечественная война.
8
В годы Великой
Отечественной войны усилия советской
системы физического воспитания были
направлены на организацию военно-физической
подготовки и лечебной физической культуры.
Содержание программ по физической культуре
всех учебных заведений, комплекса ГТО,
"Единой всесоюзной спортивной классификации",
деятельность всех физкультурно-спортивных
организаций служили решению задач всеобщего
военного обучения населения страны. Нормативной
основой физической подготовленности
в СССР являлась ЕВСК, которая регламентировала
выполнение спортивных разрядов и званий
по отдельным видам спорта.
В стране, охваченной войной,
спортивные традиции не угасали даже в
те суровые годы. И если в июне 1941-го не
удалось провести намеченные матчи, то
в декабре 1941 года в Москве был разыгран
кубок по хоккею с мячом, состоялись конькобежные
соревнования на Пионерских прудах, прошел
шахматный чемпионат на первенство города.
В тяжелую весну 1942 года состоялась и традиционная
эстафета по Садовому кольцу.
В первое послевоенное
лето на улице Горького порой невозможно
было войти в троллейбус: болельщики спешили
на "Динамо"… Уже в победном 1945 году
спортивный календарь Москвы предусматривал
состязания по всем видам спорта. Такое
внимание, конечно, стало могучим стимулом
роста спортивных результатов: за 1945 год
было установлено 108 всесоюзных рекордов,
из них 13 оказались выше официальных мировых
достижений.
Приоритетное развитие после
Великой Отечественной войны получил
спорт высших достижений, в который вкладывались
основные материально-технические и финансовые
средства. Он стал своеобразным полигоном
соперничества двух идеологических систем
- социалистической и капиталистической.
В СССР сложилась стройная и хорошо отлаженная
система подготовки спортсменов высокого
класса, подкрепленная организационно-материальной,
методической и научной базой. Противоречие
массовой и оздоровительной физической
культуры и спорта высоких достижений
- основная проблема послевоенного физкультурного
движения в СССР.
С 1930 года в СССР
работу по физической культуре и спорту
на предприятиях, в учреждениях, вузах,
школах проводили коллективы физической
культуры (КФК) или спортивные клубы (СК).
Такая организационная форма, основанная
на производственном принципе, оправдала
себя и показала целесообразность существования
и в дальнейшем. В 60 - 80-е гг. в нашей стране
имели место многие массовые формы работы
с детьми по физической культуре и спорту.
Они дали толчок развитию физической культуры
и спорта среди детей.
В период 1932-1988 гг. содержание
средств физического воспитания в общеобразовательных
школах и других учебных заведениях тесно
увязывалось с перечнем контрольных упражнений,
входящих в комплекс ГТО. Он был провозглашен
программной и нормативной основой советской
системы физического воспитания.
9
Школьные программы предвоенного
и военного времени (1932-1945) были полностью
сориентированы на военно-физическую
подготовку школьников.
В конце 1940-х -
начале 1950-х гг. школьное физическое воспитание
было переориентировано на спортивную
подготовку, так как советские спортсмены
начинают выступать на чемпионатах Европы,
мира, Олимпийских играх.
Триумфальным
было турне динамовцев на родине футбола
- Англии в 1945 году. Победы над сильнейшими
клубами этой страны показали готовность
наших спортсменов проводить состязания
на любом уровне. В следующем, 1946 году у
футбола появился соперник: хоккей с шайбой.22
декабря в Москве, на малом поле стадиона
"Динамо", открылся первый чемпионат
СССР по "канадскому хоккею", как
его тогда называли. Новая игра полюбилась
- года через три ею уже "болела" вся
страна. Как и прежде, большой популярностью
пользовался также хоккей с мячом - в 1948
году, по самым скромным подсчетам, этот
вид спорта насчитывал в столице 40 тысяч
игроков!
Советский Союз
вступил во многие международные спортивные
федерации. Весной 1951 года с СССР был создан
Олимпийский комитет. Лучшие спортсмены
страны готовились к Олимпийским играм
1952 года в Хельсинки. До начала Игр западная
пресса предсказывала безоговорочную
победу в неофициальном олимпийском зачете
американским спортсменам - фаворитам
многих прошедших Олимпиад. Но произошло
неожиданное: первое место команде США
пришлось поделить с "олимпийским новичком"
- командой СССР. "Боевая ничья" с
опытными соперниками была равноценна
победе.
Эти и последующие
Игры стали для наших спортсменов не только
смотром мастерства, но и школой новых
побед, прекрасным средством для дальнейшего
развития физического движения. И каждая
Олимпиада, входившая незабываемой вехой
в историю мирового спорта, открывала
все новые и новые имена победителей.
23 октября 1974 года
Международный олимпийский комитет (МОК)
на своей сессии в Вене избрал Москву местом
проведения Игр XXII Олимпиады. Москва стала
олимпийской столицей по праву: 60 крупных
стадионов, 30 бассейнов, свыше 1300 спортивных
залов, почти 400 футбольных полей, более
2000 баскетбольных и волейбольных площадок,
200 с лишним кортов и еще много других спортивных
баз. В пользу нашей столицы говорил огромный
авторитет советского спорта, завоеванный
победами на международной арене, весомым
вкладом дальнейшее развитие олимпийского
движения.
С 1970-х гг. началась
меняться направленность и школьной физической
культуры. Особенно остро эти вопросы
были поставлены после принятия постановления
"Основные направления реформы общеобразовательной
и профессиональной школы".
10
Специалисты однозначно констатировали,
что два урока физкультуры в неделю не
могут решить те задачи, которые ставятся
перед школьной физической культурой.
Характерной чертой отечественной системы
физического воспитания в эти годы является
ее направленность на возрождение народных
форм и национальных видов физических
упражнений.
После распада
СССР и образования Российской Федерации
как самостоятельного государства принимается
новая, принципиально отличная от предыдущих
школьная программа по физической культуре.
Она уже не увязывается с комплексом ГТО
и состоит из двух частей: обязательной
(стандартной) для всех школ и вариативной
(дифференцированной), разрабатываемой
в конкретных регионах на принципах местной
целесообразности.
Заключение
Физическое воспитание
направлено на укрепление здоровья, гармонического
развития организма человека, это один
из показателей состояния физической
культуры в обществе.
С 1996 года на территории
Российской Федерации введены в действие
несколько программ физического воспитания
школьников: программа на базе одного
вида спорта, комплексная программа, программа
антистрессовой пластической гимнастики,
авторские программы. По сути, это означает
прекращение действия единой программы,
в том числе и ее базовой части, во всех
школах РФ. Особенностью программ является
то, что они не только отвечают на вопрос
"чему учить", но и разъясняют "как
учить", т.е. содержат раздел методических
рекомендаций.
Благодаря разработке
и реализации таких программ удалось сохранить
государственную систему управления физической
культурой и спортом.
Список использованной
литературы
Голощапов Б.Р. История физической
культуры и спорта: Учеб. пособие / Б.Р. Голощапов. - М.: Издательский
центр "Академия", 2002.
Физическая культура: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2004.
Царик А.В. О культуре физической
и духовной. Гигиена физкультуры / А.В.
Царик. - М.: Знание, 1999.