Контрольная работа по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реагирующими ни на какие превратности погоды. Но очень мало кому удается «дойти до конца» по долгой дорожке терпения, постепенности, возврата к самому началу и продолжительных попыток укрепить здоровье.
Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.

Содержание

ЗАКАЛИВАНИЕ
1.1.Основные факторы закаливания.
1.1.1.Среда.
1.1.2.Ребёнок.
1.1.3.Врач.
1.1.4. Родители.
1.2.Основные принципы закаливания.
1. 3.Средства и методы закаливания
2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
2.1.Обливание водой.
2.2.Купания.
2.3. Дети и баня.
2.4. Интенсивный метод закаливания высокими температурами.
2.5.Организация закаливания
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Закаливание детей водой.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

  1. ЗАКАЛИВАНИЕ

1.1.Основные факторы  закаливания.

1.1.1.Среда.

1.1.2.Ребёнок.

1.1.3.Врач.

1.1.4. Родители.

1.2.Основные принципы  закаливания.

1. 3.Средства  и методы закаливания

2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

2.1.Обливание водой.

2.2.Купания.

2.3. Дети и баня.

2.4. Интенсивный  метод закаливания высокими температурами.

2.5.Организация закаливания

Литература.

 

1.ЗАКАЛИВАНИЕ

 

Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реагирующими ни на какие превратности погоды. Но очень мало кому удается «дойти до конца» по долгой дорожке терпения, постепенности, возврата к самому началу и продолжительных попыток укрепить здоровье.

Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.

Вчитайтесь в это  определение и попробуйте разложить  его на несколько составных:

  • Закаливание — это система мероприятий. Вернее, закаливание — это образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда, нельзя придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливать детей можно только вместе — дома, в детском саду, в школе.
  • Механизмы защиты и компенсации генетически предопределены. Это значит, что есть люди изначально более закаленные. Если мы будем ориентироваться только на них, то мы никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвем адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, незакаленные и ранее не закаливаемые дети.

Если у ребенка в  генеалогии есть диабет, ревматизм, сердечно-сосудистые заболевания, ему противопоказаны интенсивные меры по закаливанию организма (необходим генеалогический анамнез).

• Есть механизмы защиты, а есть компенсации, т. е. кому-то нужно только поддерживать определенный уровень здоровья, а кому-то повышать данный уровень. Поэтому закаливание для каждого индивидуально, его нужно проводить только в семье, а в детском учреждении можно выбирать только те методы и методики, которые абсолюто безвредны для всех.

  • Закаленный человек — это тот, кто довольно спокойно физиологично переносит все колебания внешней среды.
  • Гомеостаз — это постоянство внутренней среды организма (о постоянстве говорят пульс, дыхание, артериальное давление и другие показатели деятельности внутренних органов). У закаленного человека при резких изменениях внешней среды, в том числе температурных колебаниях, не происходит серьезных сдвигов в деятельности внутренних органов, т. е. он не болеет.
  • Закаливая часто болеющего ребенка, вы повышаете его стрессоустойчивость.

Современные экологические катастрофы постоянно напоминают нам о необходимости тренировки адаптационных механизмов, особенно у часто болеющих детей с нестабильным гомеостазом.

Принципиальная  схема закаливания детей

 

Факторы закаливания

Тепло, холод; механические и другие раздражители

Средства  закаливания

Воздух, вода, солнце

Механизмы закаливания (какие системы организма участвуют)

Рецепторы кожи, желудочно-кишечного тракта, печени, щитовидной железы и др.

Корковые  отделы центральной нервной системы. Подкорковые отделы нервной системы. Нейроэндокринная система (щитовидная железа, надпочечники)

Внешнее проявление специальной закаливающей процедуры

Сосудисто-двигательная реакция:

I фаза — вазоконстрикция (сужение сосудов),

II фаза — вазодилятация (расширение сосудов)

III фаза — паретическая (нежелательная)

Результат закаливания

Поддержание температурного гомеостаза (теплопродукция при охлаждении, теплоотдача при перегревании)

Морфофункциональные проявления закаливания

Морфофункциональное созревание ЦНС. Улучшение подвижности нервных процессов. Повышение антистрессовой устойчивости. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Положительная динамика клинических проявлений

Компенсация и нормализация функционального состояния организма. Совершенствование обменных процессов. Нормализация поведенческих реакций. Снижение частоты острых заболеваний. Улучшение показателей физического развития. Повышение уровня физической подготовленности


 

Данная схема дает возможность сориентироваться при  выборе средства и метода закаливания, а также режима закаливающих нагрузок (как увеличить нагрузку) в соответствии с состоянием здоровья ребенка.

Так, при слабости со стороны  центральной нервной системы  не всегда можно рекомендовать интенсивное закаливание или резко контрастные процедуры и т. п.

Своеобразный метод  проверки такой: если ребенок летом  не болеет, а болеет зимой, можно  предполагать, что это оттого, что  его плохо закаливают зимой, так  как все системы закаливания  работают исправно: ребенок летом  часто бывает обнаженным, ходит босиком и т. д., его кожные рецепторы действуют, а все системы терморегуляции тренируются. Если же ребенок болеет и летом, и зимой, в данном случае нужно проявить гораздо больше внимания и терпения и не надеяться на то, что все проблемы можно разрешить сразу, одним ведром ледяной воды.

Порозовение кожи, свидетельствующее  о II фазе сосудисто-двигательной реакции, и физиологическая реакция со стороны сердечно-сосудистой системы позволяют дать назначение об усилении закаливающей нагрузки (снизить температуру или увеличить продолжение действия закаливающего фактора).

 

1.1.Основные факторы  закаливания.

 

Структура схемы закаливания  в настоящий момент состоит из четырех основных факторов:

  • среда, окружающая ребенка;
  • сам ребенок;
  • врач, дающий рекомендации;
  • родители и воспитатели — исполнители всех назначений. Рассмотрим отдельно каждый фактор.

 

1.1.1.Среда.

  • частая смена метеоусловий;
  • изменение климата;
  • монотонность температурных условий, плохой микроклимат помещений;
  • постоянное ухудшение экологической ситуации — все это требует тренировки адаптационных механизмов;
  • рост требований к социальной адаптации. (Тренировка механизмов закаливания улучшает социальную адаптацию.)

 

1.1.2.Ребёнок.

Общие особенности терморегуляции в детском возрасте:

Поверхность кожи на 1 кг веса тела

Взрослый

Ребенок

0,025 м2

0,069 м2


 

На основании этих данных очевидно, что ребенок имеет  больше оснований для переохлаждения:

— незрелость всех систем, отсюда боязнь « перегнуть  палку», т. е. специальное закаливание требует осторожности;

  • «гусиная» кожа, помогающая уменьшить поверхность теплоотдачи, имеет место только с 2—2,5 лет, поэтому ребенок быстро переохлаждается;
  • потоотделение у детей раннего возраста бывает даже при

охлаждении;

  • бурая жировая ткань, обладающая теплопроводимостью, содержится между лопатками, поэтому при любом дефиците массы (у недоношенных, морфологически незрелых) нарушена теплопродукция;
  • до 6 мес. ребенок легко принимает температуру окружающей среды;
  • невнимание к движениям, закутывание, утяжеление  одежды ведут к невозможности «съежиться» или расслабиться, т.е. включить мышечную систему (у многих детей снижена мышечная масса);
  • до 2,5 лет ребенок термолабилен.

 

Ряд патологических состояний, затрудняющих формирование нормальной терморегуляции у часто болеющих детей:

  • аллергические заболевания и связанные с ними особенности реагирования сосудистой системы;
  • заболевания носоглотки, сопровождающиеся гипертрофией лимфоидной ткани, аденоиды, синуситы, атопические состояния;

— наличие в анамнезе факторов риска дефицита катехоламиновых ресурсов. Катехоламины — это гормоны коры надпочечника, участвующие в стрессовой реакции мобилизации сил организма. В эксперименте вывод катехоламинов из организма резко снижает адаптивную устойчивость к холоду. Часто болеющие дети с минимальной церебральной дисфункцией — это дети с дефицитом катехоламинов.

У многих детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы формируется вегетососудистая дистония! (синдром ВСД), следовательно, не всегда можно ожидать четкой стадийности сосудистой реакции, значит, нужна большая! Осторожность.

 

1.1.3.Врач.

К сожалению, педиатры редко дают конкретные индивидуальные рекомендации по закаливанию. В лучшем случае — это  беседа о закаливании, щадящем закаливании или уже приведенные ранее рекомендации. В детском учреждении это иногда обязательная процедура, отпускаемая всем детям, независимо от состояния здоровья и условий.

 

1.1.4. Родители.

Бросаются из крайности  в крайность, не получая нужных рекомендаций от врача. Отсюда иногда совершенно неправильные даже теоретически выводы (а главное — перенос на больного ребенка «крайних» методов закаливания, разработанных и рекомендуемых только взрослым).

Еще раз следует подчеркнуть, что закаливание — это образ  жизни, необходимый как система, а не как «хочу — не хочу», «пойдет — не пойдет»...

 

1.2.Основные принципы  закаливания.

 

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей

По индивидуальному  преобладанию процессов возбуждения  и торможения детей шутливо делят на «шустриков» и «мямликов».

Естественно, что «шустрикам» больше подходят процедуры с более высокими температурами, а «мямликам» — более низкими.

• Учет состояния здоровья: больным детям больше подходят 
щадящие процедуры: укорочение времени воздействия закаливающего фактора, уменьшение контраста и т. п.

Необходимо помнить  о возрастных особенностях реакции  детей на закаливающие процедуры: например, ожог от горячей воды или заболевание от слишком холодной воды может наступить не сразу, а к концу дня или через несколько дней.

 

Стратегия адаптации  организма к холоду

—»

«СПРИНТЕРЫ» Бурные и быстрые составляющие закаливания

—>

Быстрая

 

—>

«СРЕДНЕВИКИ» Оптимальная и адекватная реакция

Самый оптимальный эффект

 

—>

«СТАЙЕРЫ» Слабая реакция, медленное приспособление

—>

Долгий стойкий эффект


 

В связи с вышеизложенным заявления некоторых «специалистов» о том, что стоит облить детям ноги холодной водой и «мы увидим, как заблестят их глазенки», можно считать безответственными в рамках детского учреждения, где собраны разные дети.

• Систематичность

• Постепенное увеличение силы раздражителя Ориентир на слабого ребенка. Температура — не ведущий

показатель. Главное —  хороший сон, аппетит, эмоциональное  состояние, отсутствие дрожи, озноба и  т. д.

• Теплые ноги и теплые руки

Нельзя «по приказу» оголять детей в ДОУ. Но постепенно увеличивать порог раздевания нужно, иначе эффективности закаливания не будет.

• Положительная эмоциональная реакция на процедуру - обязательное условие

Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен  предыдущими занятиями.

 

1.3.Средства  и методы закаливания

 

Для закаливания используются факторы внешней среды в следующей последовательности по степени воздействия: воздух, вода, солнце. Данные факторы используются как отдельно, так и в виде комплексных процедур, при этом необходимо учитывать следующее:

  • Постепенное увеличение силы закаливающего фактора (например, увеличение продолжительности воздействия при одной и той же температуре, или наоборот).
  • Контрастность (например, «холод—тепло—холод» или, наоборот, «тепло—холод—тепло»).
  • Без снижения температуры, когда имеет место короткая экспозиция действия закаливающего фактора и частое его повторение.

Информация о работе Контрольная работа по "Физической культуре"