Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:56, контрольная работа
Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реагирующими ни на какие превратности погоды. Но очень мало кому удается «дойти до конца» по долгой дорожке терпения, постепенности, возврата к самому началу и продолжительных попыток укрепить здоровье.
Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.
ЗАКАЛИВАНИЕ
1.1.Основные факторы закаливания.
1.1.1.Среда.
1.1.2.Ребёнок.
1.1.3.Врач.
1.1.4. Родители.
1.2.Основные принципы закаливания.
1. 3.Средства и методы закаливания
2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
2.1.Обливание водой.
2.2.Купания.
2.3. Дети и баня.
2.4. Интенсивный метод закаливания высокими температурами.
2.5.Организация закаливания
Литература.
Содержание
1.1.Основные факторы закаливания.
1.1.1.Среда.
1.1.2.Ребёнок.
1.1.3.Врач.
1.1.4. Родители.
1.2.Основные принципы закаливания.
1. 3.Средства и методы закаливания
2. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
2.1.Обливание водой.
2.2.Купания.
2.3. Дети и баня.
2.4. Интенсивный
метод закаливания высокими
2.5.Организация закаливания
Литература.
1.ЗАКАЛИВАНИЕ
Наверное, нет ни одного человека, кто не хотел бы видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными, не реагирующими ни на какие превратности погоды. Но очень мало кому удается «дойти до конца» по долгой дорожке терпения, постепенности, возврата к самому началу и продолжительных попыток укрепить здоровье.
Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и т. д. не вызывали резких изменений гомеостаза.
Вчитайтесь в это определение и попробуйте разложить его на несколько составных:
Если у ребенка в генеалогии есть диабет, ревматизм, сердечно-сосудистые заболевания, ему противопоказаны интенсивные меры по закаливанию организма (необходим генеалогический анамнез).
• Есть механизмы защиты, а есть компенсации, т. е. кому-то нужно только поддерживать определенный уровень здоровья, а кому-то повышать данный уровень. Поэтому закаливание для каждого индивидуально, его нужно проводить только в семье, а в детском учреждении можно выбирать только те методы и методики, которые абсолюто безвредны для всех.
Современные экологические катастрофы постоянно напоминают нам о необходимости тренировки адаптационных механизмов, особенно у часто болеющих детей с нестабильным гомеостазом.
Принципиальная схема закаливания детей
Факторы закаливания |
Тепло, холод; механические и другие раздражители |
Средства закаливания |
Воздух, вода, солнце |
Механизмы закаливания (какие системы организма участвуют) |
Рецепторы кожи, желудочно-кишечного тракта, печени, щитовидной железы и др. Корковые отделы центральной нервной системы. Подкорковые отделы нервной системы. Нейроэндокринная система (щитовидная железа, надпочечники) |
Внешнее проявление специальной закаливающей процедуры |
Сосудисто-двигательная реакция: I фаза — вазоконстрикция (сужение сосудов), II фаза — вазодилятация (расширение сосудов) III фаза — паретическая (нежелательная) |
Результат закаливания |
Поддержание температурного гомеостаза (теплопродукция при охлаждении, теплоотдача при перегревании) |
Морфофункциональные проявления закаливания |
Морфофункциональное созревание ЦНС. Улучшение подвижности нервных процессов. Повышение антистрессовой устойчивости. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем |
Положительная динамика клинических проявлений |
Компенсация и нормализация
функционального состояния |
Данная схема дает возможность сориентироваться при выборе средства и метода закаливания, а также режима закаливающих нагрузок (как увеличить нагрузку) в соответствии с состоянием здоровья ребенка.
Так, при слабости со стороны центральной нервной системы не всегда можно рекомендовать интенсивное закаливание или резко контрастные процедуры и т. п.
Своеобразный метод проверки такой: если ребенок летом не болеет, а болеет зимой, можно предполагать, что это оттого, что его плохо закаливают зимой, так как все системы закаливания работают исправно: ребенок летом часто бывает обнаженным, ходит босиком и т. д., его кожные рецепторы действуют, а все системы терморегуляции тренируются. Если же ребенок болеет и летом, и зимой, в данном случае нужно проявить гораздо больше внимания и терпения и не надеяться на то, что все проблемы можно разрешить сразу, одним ведром ледяной воды.
Порозовение кожи, свидетельствующее о II фазе сосудисто-двигательной реакции, и физиологическая реакция со стороны сердечно-сосудистой системы позволяют дать назначение об усилении закаливающей нагрузки (снизить температуру или увеличить продолжение действия закаливающего фактора).
1.1.Основные факторы закаливания.
Структура схемы закаливания в настоящий момент состоит из четырех основных факторов:
1.1.1.Среда.
1.1.2.Ребёнок.
Общие особенности терморегуляции в детском возрасте:
Поверхность кожи на 1 кг веса тела | |
Взрослый |
Ребенок |
0,025 м2 |
0,069 м2 |
На основании этих данных очевидно, что ребенок имеет больше оснований для переохлаждения:
— незрелость всех систем, отсюда боязнь « перегнуть палку», т. е. специальное закаливание требует осторожности;
охлаждении;
Ряд патологических состояний, затрудняющих формирование нормальной терморегуляции у часто болеющих детей:
— наличие в анамнезе факторов риска дефицита катехоламиновых ресурсов. Катехоламины — это гормоны коры надпочечника, участвующие в стрессовой реакции мобилизации сил организма. В эксперименте вывод катехоламинов из организма резко снижает адаптивную устойчивость к холоду. Часто болеющие дети с минимальной церебральной дисфункцией — это дети с дефицитом катехоламинов.
У многих детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы формируется вегетососудистая дистония! (синдром ВСД), следовательно, не всегда можно ожидать четкой стадийности сосудистой реакции, значит, нужна большая! Осторожность.
1.1.3.Врач.
К сожалению, педиатры редко дают конкретные индивидуальные рекомендации по закаливанию. В лучшем случае — это беседа о закаливании, щадящем закаливании или уже приведенные ранее рекомендации. В детском учреждении это иногда обязательная процедура, отпускаемая всем детям, независимо от состояния здоровья и условий.
1.1.4. Родители.
Бросаются из крайности в крайность, не получая нужных рекомендаций от врача. Отсюда иногда совершенно неправильные даже теоретически выводы (а главное — перенос на больного ребенка «крайних» методов закаливания, разработанных и рекомендуемых только взрослым).
Еще раз следует подчеркнуть, что закаливание — это образ жизни, необходимый как система, а не как «хочу — не хочу», «пойдет — не пойдет»...
1.2.Основные принципы закаливания.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей
По индивидуальному преобладанию процессов возбуждения и торможения детей шутливо делят на «шустриков» и «мямликов».
Естественно, что «шустрикам» больше подходят процедуры с более высокими температурами, а «мямликам» — более низкими.
• Учет состояния здоровья:
больным детям больше подходят
щадящие процедуры: укорочение времени воздействия закаливающего
фактора, уменьшение контраста и т. п.
Необходимо помнить о возрастных особенностях реакции детей на закаливающие процедуры: например, ожог от горячей воды или заболевание от слишком холодной воды может наступить не сразу, а к концу дня или через несколько дней.
Стратегия адаптации организма к холоду |
—» |
«СПРИНТЕРЫ» Бурные и быстрые составляющие закаливания |
—> |
Быстрая |
—> |
«СРЕДНЕВИКИ» Оптимальная и адекватная реакция |
-» |
Самый оптимальный эффект | |
—> |
«СТАЙЕРЫ» Слабая реакция, медленное приспособление |
—> |
Долгий стойкий эффект |
В связи с вышеизложенным заявления некоторых «специалистов» о том, что стоит облить детям ноги холодной водой и «мы увидим, как заблестят их глазенки», можно считать безответственными в рамках детского учреждения, где собраны разные дети.
• Систематичность
• Постепенное увеличение силы раздражителя Ориентир на слабого ребенка. Температура — не ведущий
показатель. Главное — хороший сон, аппетит, эмоциональное состояние, отсутствие дрожи, озноба и т. д.
• Теплые ноги и теплые руки
Нельзя «по приказу» оголять детей в ДОУ. Но постепенно увеличивать порог раздевания нужно, иначе эффективности закаливания не будет.
• Положительная эмоциональная реакция на процедуру - обязательное условие
Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущими занятиями.
1.3.Средства и методы закаливания
Для закаливания используются факторы внешней среды в следующей последовательности по степени воздействия: воздух, вода, солнце. Данные факторы используются как отдельно, так и в виде комплексных процедур, при этом необходимо учитывать следующее:
Информация о работе Контрольная работа по "Физической культуре"