Контрольная работа по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

Принцип органической связи физического воспитания с практи-кой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в про-фессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот прин-цип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подго-товке он находит свое специфическое выражение.

Содержание

Введение
Педагогические основы профессионально – прикладной физической подготовки
Организация и методика проведения профессионально – прикладной физической подготовки
Формы проведения профессионально – прикладной физической подготовки в высшем учебном заведении
Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навыков, физических и специальных качеств
Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 45.49 Кб (Скачать файл)

 

  • основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики профессиональных заболеваний;

 

  • влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения.

 

Как правило, эти вопросы  следует изложить в первой половине занятий. Содержание материала должно основываться на общих теоретических  положениях с привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускников  данного факультета. При избытке  материала некоторая часть его  может быть изложена в другой обязательной теме «Физическая культура в режиме труда и отдыха», где имеется  ряд положений, близких к перечисленным  вопросам.

Вторая половина занятий  посвящается вопросам, которые непосредственно  связаны с профессиональной деятельностью  выпускников данного факультета:

  • характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда, на различных рабочих местах;

 

  • основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую продуктивность его труда;

 

  • перечень основных профессионально-прикладных навыков, необходимых специалисту для обеспечения высокой производительности и безопасности труда;

 

  • использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время.

 

Эти вопросы должны освещаться по материалам специальных исследований работников кафедр физического воспитания или других кафедр и учреждений и  содержать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов конкретной профессии, специальности  специализации.

При изложении данной темы должна быть учтена и другая особенность  подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен быть рассчитан  не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и понимания им комплекса  этих вопросов нередко в будущем  зависит степень и масштабы использования  средств физической культуры и спорта в производственном или другом коллективе.

Однако не всегда весь необходимый  теоретический материал по ППФП может  быть изложен в течение двух часов  занятий. В этом случае следует использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практических занятий по разделу физического  воспитания. В частности, вопросы  техники безопасности во многих случаях  более целесообразно объяснять  именно во время практических, а  не теоретических занятий.

Следует указать, что в  различных вузах наряду с обязательными  теоретическими занятиями, предусмотренными единой учебной программой по физическому  воспитанию, проводятся занятия и  на другие темы, освещающие отдельные  разделы ППФП. В содержании таких  занятий, как правило, раскрываются наиболее актуальные стороны ППФП студентов  данного учебного заведения. Так, в университетах и педагогических вузах чаще всего дополнительно читаются лекции о формах и методах физического воспитания в школе, об основных организационно-методических положениях проведения познавательных туристских походов, о подготовке мест для проведения учебных занятий по физической культуре, об организации и проведении массовых спортивных соревнований, о страховке при выполнении упражнений в отдельных видах спорта.

На естественных факультетах  университетов, в геологоразведочных, сельскохозяйственных и некоторых  других вузах на теоретических занятиях студентам даются знания об основах  альпинизма, топографии, спортивного  ориентирования и различных видов  туризма.

Подобные темы в различных  вузах раскрываются с разной степенью детализации отдельных вопросов, зависящих от профиля подготовки специалистов. Следует отметить, что  при достаточном качестве этих лекций, вполне компенсируется соответствующее  сокращение часов практических занятий в связи с повышением уровня подготовки и сознательности студентов в ходе освоения ими практического материала.

 

Практические учебные  занятия по ППФП могут проводиться  в учебных группах всех отделений (специального, подготовительного и  спортивного совершенствования).

В процессе этих занятий  могут в той или иной степени  решаться все основные задачи ППФП. Однако главная целевая направленность этих занятий — преимущественное и специальное воспитание прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков, особенно необходимых  в профессиональной деятельности.

Программа и содержание этих учебных занятий для учебных  групп подготовительного отделения  разрабатывается кафедрой физического  воспитания также на основе изучения условий и характера труда  выпускников данного факультета.

Так, например, в разделе  ППФП слушателей институтов гражданской  авиации и некоторых морских  училищ уделяется большое внимание специальной тренировке вестибулярного аппарата будущих специалистов (элементы акробатики, упражнения на батуте, вращающем  колесе и т.п.). В то же время для  студентов «полевых» и др. подобных факультетов необходимо применять  средства, направленные на акцентированное  развитие общей и специальной  выносливости и т. д.

В то же время следует  учитывать, что само содержание практических занятий, методических разработок и  указаний по одному и тому же виду ППФП, но на разных факультетах может иметь  свою специфику. Например, туристская подготовка будущих специалистов, связанных в своей работе с полевыми изысканиями, имеет существенное отличие от подготовки к познавательным туристским походам будущих педагогов, художников и т. д. По этой причине существующие методические разработки по отдельным разделам ППФП студентов в некоторых вузах (например, для естественных факультетов МГУ) зачастую не могут быть использованы другими вузами без тщательной корректировки.

При проведении практических учебных занятий в специальном  учебном отделении содержание специально направленных занятий по ППФП должно быть согласовано с возможностями  каждого студента в зависимости  от характера отклонений в состоянии  его здоровья. При проведении подобных занятий в учебных группах  отделения спортивного совершенствования  должны быть максимально использованы возможности каждого вида спорта для воспитания прикладных физических и специальных качеств для  успешного формирования прикладных умений, и .навыков.

 

Имеющиеся теоретические  работы, опыт ряда кафедр физического  воспитания указывают на возможность  опосредствованной реализации задач  ППФП студентов не только на специально организованных учебных занятиях, но и для тех практических занятиях, целевая направленность которых  — общая физическая подготовка. По этому поводу проф. В. В. Белинович справедливо отмечал, что ни в коем случае нельзя проводить резкую грань между общеразвивающими и прикладными упражнениями. Как общая, так и прикладная физическая подготовка, поскольку они не противопоставляются, должны идти параллельно на протяжении всего срока обучения, но удельный вес той или другой подготовки может меняться как на протяжении определенного периода, так и в каждом отдельном занятии. Таким образом, прикладные физические упражнения могут одновременно служить средством всесторонней физической подготовки, и наоборот.

Успешность подобной формы  реализации ППФП во многом зависит  от правильного подбора средств  на практических занятиях во всех учебных  отделениях, включая отделение спортивного  совершенствования.

Кроме учебных занятий (обязательных и факультативных) все более широкое  распространение приобретают учебные  занятия по ППФП под руководством преподавателей в период учебных  практик. По примеру МГУ в ряде вузов страны (Горьковском университете, Тюменском индустриальном институте  и др.) ректоратом определен специальный  обязательный курс ППФП и выделены для этой цели дополнительные часы на учебных практиках студентов  на втором и третьем семестрах. Так, в Горьковском университете на учебных  практиках отводится по 6 ч. неделю (2 ч обязательных и 4 факультативных) для проведения занятий по физическому  воспитанию со сдачей зачетов по тем  разделам ППФП, которые направлены на обеспечение безопасности студентов  во время учебных и производственных практик.

Аналогичная работа проводится и в период инструкторской и педагогической практик (в Калининском университете, Московском городском, Дрогобычском пединститутах и др.). В некоторых педагогических вузах (Ростовском, Хабаровском и др.) проводятся и специальные лагерные сборы по подготовке студентов к педагогической практике в пионерских лагерях. На этих сборах студенты, объединенные в отряды по типу организации пионерских лагерей, поочередно отрабатывают практические навыки физкультурной работы.

В некоторых вузах различного профиля практикуется самостоятельное  выполнение студентами . заданий преподавателя физического воспитания, требующих определенных прикладных знаний, способствующих воспитанию и формированию прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков. Выполнение подобных заданий контролируется преподавателем, а в отдельных случаях они включаются в зачетные требования по семестрам. К ним относятся самостоятельное составление и проведение с группой своих товарищей комплексов гигиенической и производственной гимнастики, приобретение прикладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейской работы по физической культуре и спорту и др. Интересен опыт Латвийской сельскохозяйственной академии, где ответственный преподаватель по виду спорта или учебной группе в начале каждого учебного года дает студентам персональные задания по общественной работе, которые заносятся в учебный журнал. Ход и результаты проведенной общественной физкультурной работы фиксируются в учебном журнале.

 

Контрольные задания по общественно-физкультурной  работе для студентов Латвийской сельскохозяйственной академии

Виды и формы работ (по выбору) Требования Судейство соревнований по избранному и по массовым видам  спорта Судить не менее 3—5 соревнований за учебный год или Организовать и провести массовые соревнования по любому виду спорта с участием 25—50 человек Представить отчет по установленной форме о проведенном соревновании или Организовать на факультете спортивную секцию по любому виду спорта и руководить ею в течение учебного года В начале учебного года представить план работы секции, а в конце года — отчет о проведенной работе или Руководить работой физкультурного совета на факультете в течение учебного года Представить в начале учебного года план работы совета, а в конце года — отчет или Активно выполнять обязанности физорга группы, курса в течение года Работа оценивается по членству спортивного клуба, участию студентов в соревнованиях, по подготовке разрядников или Ведение учебно-тренировочной работы с командой по виду спорта в течение учебного года или в детской общественной спортивной школе Представить учебную документацию. Работа оценивается по спортивным достижениям и результатам или Ежедневное проведение утренней гимнастики с группой студентов(10—15 чел.), проживающих в обще житии По выполненной работе или Ведение производственной гимнастики на предприятиях города, в учхозе, колхозе периодически или в течение учебного года По отзыву и результатам работы или Участие в строительстве, ремонте и содержании спортивных баз, летних площадок, спортинвентаря и оборудования Проработать не менее 20 ч или заведовать объектом в течение учебного года или Активно участвовать в работе общественных физкультурных организаций вуза в течение учебного года По выполненной работе, результатам и отзыву или Организовать на курсе, факультете, в общежитии туристскую группу и совершить с нею не менее 5 походов выходного дня и подготовить не менее 5 значкистов «Турист СССР» в течение учебного года По представленным маршрутным листам и оформленной документации по значкистам «Турист СССР» или Изготовить и оформить на факультете, в общежитии в течение учебного года не менее двух фотовитрин, отражающих спортивную жизнь студентов По исполненной работе и положительной оценке или Поместить в стенной и периодической печати не менее 5 статей о спортивной жизни академии, факультета, общежития, команды По опубликованным статьям или Организовать или провести физкультурный вечер, спортивный праздник в вузе, на факультете, в общежитии, на местах практики По выполненной работе и отзыву

 

ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколько форм:

 

— занятия прикладными  видами спорта под руководством преподавателей-тренеров в спортивных секциях спортивного  клуба, ДОСААФ, в оздоровительно-спортивном лагере, на учебных практиках;

 

— самостоятельные занятия  физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и специальных  качеств, формированию прикладных умений и навыков в свободное время  в течение учебного года, на учебных  и производственных практиках, в  каникулярное время.

 

Кроме того, во многих вузах  знания и навыки общественно-физкультурной  работы будущие специалисты получают на соответствующем отделении факультета общественных профессий. Эта форма  подготовки студентов получила особое распространение в педагогических, сельскохозяйственных, медицинских  вузах, в высших учебных заведениях системы Центросоюза.

Не менее распространенной является форма подготовки студентов  к общественной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах  спортивных клубов вузов и добровольных спортивных обществ. При этом одной  из задач таких занятий является привитие будущим командирам производства знаний и навыков, необходимых для  управления группами людей.

Все вышеизложенное, во-первых, свидетельствует о разнообразии форм подготовки студентов к общественно-физкультурной  работе на производстве, а во-вторых, указывает на необходимость унификации в дальнейшем существующих в различных  вузах разнообразных программ, форм, методов и средств такой подготовки.

 

Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультурные  и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь  внутриинститутских соревнований между учебными группами, курсами, факультетами. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спорта пли их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ППФП. Следует указать, что имеется опыт проведения таких мероприятий (соревнований) кафедрами физического воспитания, спортивными клубами совместно с профилирующими кафедрами вузов. В Московском институте инженеров землеустройства уже более 20 лет проводится традиционная летняя спартакиада студентов, находящихся на геодезической практике на загородной базе института. В программу спартакиады, кроме обычных видов спорта, включается и специальная прикладная геодезическая эстафета, правила и условия которой разработаны преподавателями кафедры геодезии. Содержание этого специального командного вида спартакиады предусматривает, например, упражнение по быстрейшему преодолению заданного расстояния с обязательным выполнением серии наблюдений с помощью приборов и точных расчетов.

Информация о работе Контрольная работа по "Физкультуре"