Контрольная работа по дисциплине «Физическая культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

1. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры.
2. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.64 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Задание 4

1. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры.

2. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

 

 

  1. Физическая культура личности.

Физическая  культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная  двигательная деятельность, построенная  на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в  обществе для физического совершенствования  человек.

Физическая  культура личности - это социально-детерминированная  область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся  определенным уровнем специальной  образованности, физического совершенства, мотивационно- ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно - спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.[1]

Физическая  культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается  главным образом в том, что  этот вид культуры профилирован в  направлении, приводящем к оптимизации  физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим  развитием на основе рационализации и эффективного использования его  собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными  ценностями.[2]

Физическая  культура – это часть культуры общества, которая представляет  собой интеграцию различных видов  человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных  норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).

Главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках "переноса тренированности" и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.

В технологическую структуру физической культуры личности включаются пять основных составляющих, 27 компонентов и 46 признаков  качеств этих компонентов (см. таблицу).

 

В данной структуре физическая культура личности является сложным системным  образованием. Все представленные в  ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.

 

 

 

Физическая  культура личности 

п/п 

Основные составляющие 

Компоненты качеств 

Признаки качеств 

Знания и интеллектуальные способности 

Объем 

Эрудиция 

Научность 

Степень абстракции Обоснованность 

Осознанность 

Степень осознанности Способность  к переносу Способность к объяснению 

Умения 

Уровень усвоения 

физическое совершенство 

физическое развитие 

Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика физические качества 

Двигательные умения 

Репродуктивный уровень  усвоения Контроль сознания 

Двигательные навыки 

Продуктивный уровень  усвоения Точность  Автоматизация Надежность

физическая подготовленность 

Эталон Результат Динамика 

Мотивационно-ценностные ориентации 

Мотивы 

Социально значимые Профессионально  значимые Личностно значимые 

Интересы 

Спортивные Физкультурно-оздоровительные 

Установки 

Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность 

Убеждения 

Степень осознанности 

Потребности 

Самоактуализации Самоуважения В социальных связях  Безопасности Физиологические 

Социально-духовные ценности 

Нравственность 

физкультурно-спортивная этика  и культура 

Эстетика 

Чувство прекрасного  
Чувство красоты 

Отношение к труду 

Трудолюбие 

Мировоззрение 

Степень научности знаний и убеждений 

Здоровый образ жизни 

Отказ от вредных привычек 
Системность  
Научная основа 

Физкультурно-спортивная деятельность 

Спортивная  
Оздоровительная  
Прикладная  
Образовательная 
Пропагандистская 
Организаторская  
Судейская  
Инструкторская 
Самосовершенствование 

Частота использования  
Затраты времени  
Уровень достижения  
Динамика 


 

 

Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни.

Физическая  культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно  выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.

Основными признаками физической культуры можно  считать: систематические занятия  физическими упражнениями для решения  задач физического самосовершенствования; специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить  их на практике; владение определенными  двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач; владение достаточными организационно-методическими  умениями построения своих самостоятельных  физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная  деятельность по праву считается  высшей формой личной физической культуры.

Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые  в той или иной степени связаны  с двигательной активностью и  значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут  быть отнесены к физической культуре.

Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.

  Выполняемые при этом физические  нагрузки могут быть разной  величины, зависящие от поставленных  задач – восстановить, поддержать  или развить свои физические  кондиции. Поэтому не всякая, а  только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом  на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре  физической. А вот двигательная  деятельность, например, грузчика к  физической культуре напрямую  не имеет непосредственного отношения,  т.к. она имеет цель не развитие  самого себя, а выполнение производственного  задания, которое может быть  достигнуто любой ценой, даже  перенапряжением. Подобная ситуация  в физической культуре в принципе  недопустима и вредна.

Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания.

В отличие от других видов физической активности человека физкультурная  деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

1.                Физкультурная деятельность обязательно  содержит двигательный компонент,  который в ней, как правило,  является преобладающим;

2.                Деятельность в сфере физической  культуры представлена наиболее  рациональными формами двигательных  действий, имеющими свою конкретную  методику занятий;

3.                Физкультурная деятельность человека  всегда направлена на совершенствовании  самого себя в аспекте овладения  рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств,  формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д.  Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать  и решаться параллельно, но  ведущими при этом не являются.

Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны[6].

 

Ценности физической культуры.

Приобщение  людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится  и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы .[7]

Ценности  физической культуры необходимо рассматривать  как единство объективных и субъективных ценностей.  Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности  к физической культуре являются: культуры);

- информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).

2. Основные положения организации  физического воспитания в высшем  учебном заведении.

 

Физическая  культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в  высших учебных заведениях как учебная  дисциплина и важнейший компонент  целостного развития личности. Являясь  составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент  образования, значимость которого проявляется  через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

 

Свои  образовательные и развивающие  функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического  воспитания. Она выступает одним  из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента.

 

Содержание  Примерной учебной программы  для вузов по физической культуре (далее - Программа) определяется "Требованиями (федерального компонента) к обязательному  минимуму содержания уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие  гуманитарные и социально-экономические  дисциплины", утвержденными Государственным  комитетом Российской Федерации  по высшему образованию. Результатом  образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации  и потребности к здоровому  и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого  использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.

 

На  основе настоящей Программы кафедры  физического воспитания разрабатывают  рабочие программы, в которые  могут вносить научно обоснованные изменения и дополнения (сверх  требований федерального компонента) в формы организации, содержание учебного материала, подведение итогов его освоения с учетом национальных, регионально-территориальных, климатических, социокультурных, материально-технических условий, особенностей профессиональной подготовки студентов, наличия и квалификации педагогических кадров.

 

 

     Физическая культура   в   Основах   законодательства   Российской

Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях  как  учебная  дисциплина  и важнейший компонент целостного

развития  личности.  Являясь  составной  частью   общей   культуры   и

профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения,

физическая  культура  входит  обязательным  разделом  в   гуманитарный

компонент   образования,   значимость   которого   проявляется   через

гармонизацию   духовных   и   физических   сил,   формирование   таких

общечеловеческих  ценностей,  как  здоровье,  физическое и психическое

благополучие, физическое совершенство.

  Свои образовательные  и   развивающие  функции физическая  культура

наиболее полно осуществляет в  целенаправленном педагогическом процессе физического    воспитания.    Она    выступает   одним   из   факторов

социокультурного  бытия,   обеспечивающего   биологический   потенциал

жизнедеятельности,   способ   и   меру  реализации  сущностных  сил  и

способностей студента.

    Содержание Примерной   учебной  программы  для  вузов по физической культуре (далее - Программа) определяется "Требованиями  (федерального компонента)  к  обязательному  минимуму  содержания  уровню подготовки выпускника   высшей   школы   по   циклу   "Общие    гуманитарные    и социально-экономические   дисциплины",  утвержденными  Государственным комитетом Российской Федерации  по  высшему  образованию.  Результатом образования  по  завершении  обучения  в  области  физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому  и продуктивному    стилю   жизни,   физическому   самосовершенствованию, приобретение личного опыта  творческого  использования  ее  средств  и методов,     достижение    установленного    уровня    психофизической подготовленности.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Физическая культура»