Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:40, курсовая работа
Цель адаптивной ФК позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста).
Отметим, что при выделении компонентов, видов, разделов адаптивной физической культуры в качестве основного критерия выступают потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, поскольку потребности общества, в этом случае даже на теоретическом уровне, достаточно размыты и неконкретны.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………..5
1.Важные компоненты адаптивной физической культуры……………….....5
2. Понятие и основные черты креативных видов АФК………..……………6
3.Понятие экстремальных видов АФК, их цели, задачи, функции и принципы……………………………………………….………………..………8
4. Главные средства экстремальных видов АФК.……………………………11
5. Отличительные черты экстремальных видов адаптивной физической культуры………………………………………………………………….……..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Достижение данной цели позволяет реализовывать профилактику состояний фрустрации, апатии, депрессии, страхов жизни (общение ответственности, позора, несоответствия нормам, быть виновным и т.п. смерти (старения, увядания, одиночества и т.п.); создавать у инвалидов лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценно!' полнокровной жизни [9, 13].
К основным задачам экстремальных видов двигательной деятельности относятся:
-формирование чувства
опасностью;
-адаптация к повышенному
формирование активной жизненной позиции;
-демонстрация потенциальных возможностей человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида в управлении двигательными действиями в экстремальных условиях, требующих повышенного напряжения;
-преодоление психологических
профилактика состояний фрустрации, апатии,
депрессии, страхов жизни и смерти, наркотической
и алкогольной зависимости и др.;
-формирование у инвалидов и
лиц с отклонениями в
здоровья ощущений полноценного, полнокровного
существования,
повышение уровня качества их жизни.
В качестве важнейших условий применения экстремальных видов адаптивной физической культуры должны выступать:
-наличие технических
-наличие у специалистов
-совершенное владение
культуре техникой выполнения и демонстрации экстремальных упражнений, наличие
у них иллюстративных материалов (видеозапись,
фото
графии и т.п.) с демонстрацией выполнения
экстремальных двигательных действий
инвалидами;
-наличие средств оказания
проведения занятий по экстремальным видам адаптивной
физической
культуры.
Ведущие функции и принципы экстремальных видов двигательной активности [1, 2]:
- престижная,
- социализирующая,
- интегративная.
Преодоление себя, самоутверждение, завоевание своего социального пространства, принятие тех или иных ролей в иерархии взаимоотношений сверстников в микросоциуме - вот далеко не полный перечень действий занимающихся, позволяющих подтвердить приоритет перечисленных функций.
Преодоление страха и боязни выполнения рискованного двигательного задания приводит к выделению гипофизом занимающегося эндорфинов—гормонов счастья и даже эйфории, а это, в свою очередь, выдвигает в качестве ведущей функции экстремальных видов адаптивно физической культуры гедонистическую.
Профилактика состояний фрустрации, апатии, депрессии, различных страхов, преодоление психологических комплексов с помощью экстремальных видов двигательной активности подчеркивают значимость профилактической и коррекционно-компенсаторной функций в данном виде адаптивной физической культуры.
Ведущими принципами экстремальных видов двигательной деятельности являются социальные, а именно - интеграции, приоритетной роли микросоциума и социализации.
Среди специально-
4. Главные средства экстремальных видов АФК
В настоящее время растет количество разнообразных видов экстремальной двигательной деятельности, которая осуществляется на земле и под землей, на воде и под водой, в небе.
Все эти виды активности, как правило, сопряжены с использованием новых оригинальных технических средств, спортивного оборудования и приспособлений.
Как уже отмечалось ранее, для адаптивной физической культуры экстремальными видами двигательной активности могут быть хорошо известные упражнения, выполняемые в необычных условиях [6].
Так, на пример, к таким упражнениям могут быть отнесены:
-ходьба и бег с закрытыми глазами, особенно если они выполняются на ограниченной опоре (на гимнастической скамейке);
- ходьба, бег и прыжки на возвышенной опоре ограниченной площади (гимнастическое бревно);
-прыжки в глубину (с возвышения - стула, тумбочки, гимнастического коня и т.п.);
-лазанье по канату, гимнастической стенке с открытыми и закрытыми глазами;
-спуск с возвышения (вершины пандуса) в
инвалидной коляски
спиной вперед, с закрытыми глазами и т.п.
Таких упражнений можно придумать очень много, главное при и выполнении — обеспечить надежную страховку.
Очень важной группой средств являются упражнения с ускорениями тела человека в вертикальном, горизонтальном направлениях, упражнения с вращениями тела в различных плоскостях, совершаемы как в условиях опоры, так и в безопорном положении.
Такие упражнения очень полезны и для вестибулярной тренировки, что имеет большое значение для неслышащих спортсменов и использующих инвалидные коляски. Последние, в частности, испытывают в повседневной жизни значительные ускорения (особенно в вертикальном направлении), поскольку лишены возможности использовать амортизационные свойства нижних конечностей и туловища.
К этой же группе средств можно отнести и обычные подвесные качели, и также качели, состоящие из доски, середина которой устанавливается на горизонтальную ось вращения.
Для инвалидов некоторых нозологических групп (по слуху, зрению, с поражением интеллекта, некоторых функций опорно-двигательного аппарата), для лиц с наркотической и алкогольной зависимостью вполне приемлемы многие виды спорта, объединяемые Центральным Советом Российской оборонной спортивно-технической организации (ЦС РОСТО): автомобильный спорт, водно-моторный спорт, гребля на ялах, гребно-парусное многоборье, парашютный спорт и др [3].
В ряде случаев инвалидам может быть рекомендован фридайвинг -новый экстремальный вид спорта — ныряние без акваланга на задержке дыхания.
Для многих лиц с отклонениями в состоянии здоровья вполне возможно использовать виды двигательной активности, включенные в уже упоминавшуюся энциклопедию экстремальных видов спорта.
К ним относятся следующие виды на земле:
Скейтинг — катание на роликовых коньках с использованием защитной экипировки: наколенников, налокотников, защитных пластин для запястий и шлема для защиты головы.
Скейтбординг — катание на доске с роликами. Современный скейтборд — это доска из семи слоев шпона с наклеенной сверху водостойкой самоклеющейся лентой и нанесенной на нее абразивной крошкой; две алюминиевые подвески, четыре колеса из полиуретана, восемь подшипников и определенное количество шайб, болтов и гаек. Ширина доски — от 17 до 21 см, длина — от 78 до 84 см. Экипировка занимающегося предусматривает наколенники, налокотники, защитные перчатки и шлем.
Сноубординг — катание на доске по снегу.
Маунтинбайк (горный велосипед) — горный велоспорт.
Лазанье по вертикальной стене с выступами со страховочной лонжей. Этот вид активности является подготовкой человека к скалолазанию.
Виды на воде:
Рафтинг - сплав (рупповой) по бурной воде. Рафт - широко распространенный вид судна, который используется для сплава по самым сложным рекам. В качестве обязательного атрибута защитного снаряжения выступает жилет. Российским родственником рафтинга является водный туризм.
Вейнбординг - катание на доске по воде с буксировкой спортсмена катером.
Аквабайк (гидроцикл) - это плавательный аппарат, позволяющий передвигаться по воде с большой скоростью, его можно иначе назвать водный мотоцикл [10, 12].
4. Отличительные черты экстремальных видов адаптивной физической культуры
К отличительным чертам экстремальных видов адаптивной физической культуры относятся:
1.Наличие риска, повышенное психическое
напряжение, новые, опасные условия
выполнения двигательных
тельные черты экстремальных видов адаптивной
физической культуры.
2. Отсюда следует, что для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья, и особенно инвалидов,
экстремальными упражнениями могут быть
самые обычные для здоровых людей двигательные
действия (прыжок в глубину
прыжок в глубину спиной вперед, лазанье
по канату, гимнастической
стенке; такие виды спорта, как велоспорт,
туризм, прыжки на батуте
и т.п.) и что здесь совершенно не следует
стремиться к использовании:
реально опасных и рискованных для здоровья
и даже жизни людей двигательных заданий.
Главное состоит в том, что занимающиеся воспринимали их как опасные и рискованные упражнения, выполнение которых сопряжено с преодолением чувства страха.
3. Для того чтобы риск и
опасность при использовании
экстремальных двигательной
предусмотреть все необходимые меры обеспечения
безопасности, в том
числе и для случаев неадекватных действий
занимающихся. Кроме того
они должны хорошо владеть умениями и
навыками оказания физической помощи
и страховки [10].
4. Важнейшей отличительной особенностью
экстремальных видо
адаптивной физической культуры является
возможность в полной мер
использовать так называемый эндорфиновый
эффект.
Эндорфины – это морфиноподобные вещества, вырабатываемые гипофизом в различны ситуациях, в том числе в результате напряженной физической активности, и прежде всего в период опасности и преодоления страха.
По своему эффекту эндорфины
способны оказывать
5. Следующая отличительная
В этот момент у него
формируются ощущения
Так же, как и в креативных телесно-ориентированных
практиках,
в экстремальных видах адаптивной физической
культуры возникает возможность вытеснения
из сознания занимающихся предшествующего
мировосприятия и мироощущения, полного
переключения на другой
вид деятельности. Однако в экстремальных
видах двигательной активности это достигается
использованием ситуаций, связанных с
риском, с
преодолением чувства страха.
В настоящее время экстремальные виды
двигательной активности
получили развитие в антинаркотической
профилактической работе с
детьми, подростками и молодежью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, выделение новых видов физической культуры, формирование потребности личности в здоровье, гармоничном развитии должны осуществляться, исходя из тщательного изучения всесторонних и постоянно увеличивающихся ее потребностей, аксиологической концепции жизни каждого конкретного человека.
При выделении компонентов, видов, разделов адаптивной физической культуры в качестве основного критерия такого выделения будут выступать потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, поскольку потребности общества, в этом случае даже на теоретическом уровне, достаточно размыты и неконкретны.
Экстремальные виды двигательной активности — компоненты (виды) адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни. Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки [1, 2].
Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности, формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилактика состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни.
В экстремальных видах адаптивной физической культуры ведущими функциями являются: престижная, социализирующая и интегративная.
Креативные (художественно-музыкальные) выды адаптивной физической культуры — это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.