Кто есть кто в мире спортивного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:24, практическая работа

Краткое описание

В аналитическом обзоре приведены результаты исследования современного состояния системы спортивного образования в России, дан обзор российских учебных заведений, которые готовят специалистов для развития физической культуры и спорта, в том числе спорта высших достижений. Определены ведущие государственные ВУЗы, рассмотрены современные коммерческие программы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Особое внимание уделено вопросам организации подготовки спортивных менеджеров. Проведен анализ международного опыта в области организации спортивного образования.

Содержание

Список сокращений 3
Введение 4
1. Государственное регулирование системы спортивного образования 5
2. Образовательные спортивные учреждения в России 5
3. Рейтинги спортивных ВУЗов 8
4. Подготовка специалистов по специальности «спортивный менеджмент» 12
5. Международный опыт спортивного образования 15
5.1. Спортивное образование в России и Болонский процесс 15
5.2. Опыт международного сотрудничества ведущих спортивных ВУЗов России 15
5.3. Создание Российского международного олимпийского университета в г.Сочи. 16
5.4. Международная образовательная практика в области спортивного менеджмента 17
Заключение 19

Вложенные файлы: 1 файл

Кто есть кто в мире спортивного образования в России.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

 

В отличие от государственных ВУЗов, с целью подготовки спортивных менеджеров эффективно реализуются коммерческие программы повышения квалификации и переподготовки специалистов с высшим образованием и опытом работы. В Приложении 4 приведены актуализированные данные по коммерческим программам подготовки спортивных менеджеров. Кроме этих программ, каждое из таких коммерческих учебных заведений предлагает дополнительно и кадровые услуги по поиску и подбору специалистов, и консалтинговые услуги.

 

Как показали экспертные опросы выпускников спортивных ВУЗов, одна из главных проблем в сфере подготовки спортивных менеджеров состоит в том, что в отечественной практике спортивные ВУЗы ориентированы на подготовку тренеров и педагогов.  Поэтому традиционно считаются самыми сильными факультеты «тренерский» и «педагогический». С другой стороны, для выпускников экономических и управленческих факультетов сильную конкуренцию составляют бывшие тренеры, прошедшие дополнительное обучение.  В силу этого, несмотря на достаточную подготовку для работы в спортивных клубах и на спортивных сооружениях, знание специфики отрасли, выпускникам экономических и управленческих факультетов спортивных ВУЗов трудно получить работу в спортивной сфере. Кроме того, многие не идут работать по специальности из-за невысокой заработной платы. Часто можно услышать, что Олимпиада в Сочи пройдет, а жить нужно сегодня и завтра.

5. Международный опыт  спортивного образования

5.1. Спортивное образование в России  и Болонский процесс

 

Система спортивного образования в России подчиняется общим тенденциям, в рамках которых развивается вся отечественная система высшего образования. Одна из таких тенденций - интеграция в мировое образовательное пространство, в частности путем присоединения России к «болонскому» процессу. Начало «болонскому» процессу было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации. В этом документе были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства. Дальнейшее совершенствование высшего профессионального образования в России связано с реализацией идей этого документа.

 

«Россия в полной мере планирует перейти на трехступенчатую  систему высшего образования, предусматривающую  подготовку бакалавров, магистров и  докторов, в 2011году» - заявил в марте 2010 г. глава департамента государственной политики в образовании Минобрнауки И.Реморенко на международной конференции, посвященной 10-летию Болонского процесса.

 

Реализация новых образовательных  стандартов, планируемая с 1 сентября 2011 г., позволит выдавать дипломы, которые будут признаваться всем европейским сообществом.

5.2. Опыт международного сотрудничества  ведущих спортивных ВУЗов России

 

Российские спортивные ВУЗы, в соответствии с общероссийскими тенденциями в области высшего образования, активно участвуют в международных проектах. В табл. 5 приведены данные о направлениях сотрудничества с зарубежными партнерами пяти ведущих спортивных ВУЗов России.

 

Таблица 5. Международное сотрудничество спортивных ВУЗов России

пп.

Наименование ВУЗа

Международное сотрудничество

1

Российский ГУФК

В 1997 году вошёл в Европейскую  сеть спортивных наук в высшем образовании, в 1998 - в Международный комитет  спортивных наук и физической культуры. Участвует в Американском консорциуме  по культурному и академическому обмену.

Активно сотрудничает с  университетами, учебными и научными институтами и академиями физической культуры и спорта Германии, Кореи, Китая, Польши, Вьетнама, Бразилии, Италии, стран Восточной Европы и Центральной  Азии.

2

Санкт-Петербургский ГУФК

Является членом Ассоциации физкультурных ВУЗов Европы и Европейского союза спортивной науки и высшего образования.

Налажены прочные деловые  отношения с образовательными и  спортивными учреждениями 15 стран  Европы, Азии, Америки:  Корейским  университетом спорта, Стаффордширским университетом физического воспитания, Сеульским научно-спортивным университетом, Спортивным институтом Катовицы и др.

3

Великолукская ГАФК

В 2006 году подписаны:

= соглашение о научном, образовательном и культурном сотрудничестве с членами Международной организации спортивных наук и здоровья (International network of Sport Science and Health), в г. Магдебург (Германия);

= договор с Международной Ассоциацией спортивной кинетики;

= договор с Международным советом спортивных наук и физкультурного образования;

В рамках сотрудничества с Тартуским университетом участвует  в международной программе «Baltic Sea Region Interreg III».

4

Краснодарский ГУФК

В 2009 году заключены договоры о творческом сотрудничестве с университетами York St. John, Leeds Metropolitan, Worcester, а также колледжем г.Гилдфорд (Великобритания) и Южнокорейским Пуссанским университетом (Gosin University).

5

Дальневосточная ГАФК

Поддерживает научные  связи с Сувонским университетом (Южная Корея), Фэрбэнкским университетом (США, Аляска), Харбинским институтом физической культуры (КНР).


5.3. Создание Российского международного  олимпийского 
университета в г.Сочи.

 

Одним из важных направлений  международного сотрудничества является создание в России международных образовательных центров. Первым российским прототипом международных центров по подготовке спортивных менеджеров станет АНО «Российский международный олимпийский университет» в г.Сочи. В качестве соучредителей университета выступили Минспорттуризм России, Международный олимпийский комитет, Оргкомитет «Сочи 2014», Олимпийский комитет России, ЗАО «Интеррос».

 

Цель этого университета - подготовка руководителей высшего звена (управление олимпийскими объектами, организация массовых мероприятий, стратегическое планирование), профессионалов спортивной индустрии (менеджмент, спортивный маркетинг, спортивная дипломатия, логистика), специалистов в области туризма, гостиничного бизнеса, индустрии развлечений, работников сферы обслуживания.

 

Российский международный  олимпийский университет рассчитан на специалистов, уже имеющих высшее образование и желающих дополнить его образованием по программе бизнес-администрирования. Планируется, что преподавать будут отечественные и зарубежные специалисты. Большинство курсов будет вестись на официальных языках олимпийского движения - английском и французском. Только часть предметов будет преподаваться и на русском.

 

Стоимость обучения в ВУЗе будет соответствовать мировой практике. В зависимости от формата и продолжительности программы стоимость обучения может составить до 30 тыс. долл. за двухлетнюю программу Master of Sport Administration. Предусматриваются следующие основные направления подготовки:

    • менеджмент спортивных объектов (venue management);
    • менеджмент спортивных мероприятий (event management);
    • менеджмент медиа в спорте (media);
    • государственное управление и спортивная дипломатия (governance);
    • управление кадрами (talent management - процесс, ориентированный

на привлечение, управление, развитие и удержание ключевых талантливых сотрудников).

5.4. Международная образовательная  практика в области  
спортивного менеджмента

 

Есть несколько путей стать спортивным менеджером. Классический для Запада 70-80-х годов вариант: бывший тренер или спортсмен  заканчивал экономический факультет и начинал работать в спортивном бизнесе.

 

В Советском Союзе  спортивными менеджерами становились, в основном, представители военных  и других силовых ведомств. Именно они создали спортивные клубы  ЦСКА, «Динамо» и «Спартак».

 

В 80-90 годы в Европе стали  появляться учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров по программам MBA или по национальным образовательным стандартам. Их главное отличие от традиционных спортивных ВУЗов  состоит в том, что они готовят именно менеджеров, а не тренеров. Знания стали узко специализированными, а спортивные отрасли – высококонкурентными и зрелищными. Спорт стал бизнесом. Зарубежный спорт сегодня порой больше зарабатывает, чем требует от государства.

 

На сегодняшний день наиболее продвинутыми в области  подготовки спортивных менеджеров считаются Великобритания, Франция, Швейцария и Германия.

 

В Великобритании и за ее пределами известны подготовкой  в области спортивного менеджмента  следующие университеты:

    • De Montfort University 
    • Leicester University
    • Central Lancashire University 
    • London Metropolitan University
    • Northumbria University
    • Sheffield Hallam University
    • Luton University
    • Leeds Metropolitan University
    • Loughborough University 
    • Coventry University
    • Edinburgh University
    • Bolton Institute

 

Типичная годовая программа  подготовки спортивных менеджеров представлена на примере английского университета De Montfort University. Программа включает следующие  учебные курсы:

  • первый курс - история спорта, этика и социология;  процесс обучения проходит в стенах университета;
  • второй курс – финансовый менеджмент, управленческие дисциплины, планирование, управление человеческими ресурсами, маркетинг и информационные технологии; процесс обучения проходит в Италии в одной из лучших школ SDA Bocconi School of Management;
  • третий курс - юриспруденция, законодательная база спортивных ассоциаций и федераций, правовые вопросы, связанные со средствами массовой информации, добросовестной конкуренцией в спорте, со здоровьем спортсменов и допингом; обучение проходит в швейцарском университете «De Neuchatel»;
  • четвертый курс  - студенты разбиваются на небольшие группы и в рамках выбранной специализации готовят дипломную работу.

 

Стоимость такой программы составляет порядка 27 тыс. долларов.

 

Французская система  подготовки спортивных менеджеров в целом аналогична английской. Во Франции имеется два известных высших учебных учреждения в области спортивного менеджмента – Audencia Nantes и Euromed Marseille. Стоимость обучения составляет порядка 8 тыс. евро за курс. В обеих школах так же, как и в английских программах, предусмотрена обязательная четырехмесячная практика в спортивных организациях.

 

 

Заключение

 

Современное состояние  спортивной отрасли России характеризуется, с одной стороны, положительной динамикой развития по сравнению с девяностыми годами прошлого века, повышением внимания к спорту со стороны руководителей государства и принятием ряда документом стратегического характера. С другой стороны, имеет место явное и существенное отставание от других стран, где спорт 21-го века стал успешным высоко конкурентным и зрелищным бизнесом. Поражение в Ванкувере многие эксперты и политики оценивают как свидетельство системного кризиса в области физической культуры и спорта,  в том числе и в области спортивного образования.

 

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации  на период до 2020 года и план мероприятий  по ее реализации обуславливают интенсивный рост потребности в спортивных менеджерах и, как следствие, потребность соответствующего развития системы спортивного образования.

 

Система спортивного  образования в России находится  в процессе модернизации и развития рынка образовательных услуг. Государственные вузы спортивного профиля обязаны переходить на европейские стандарты обучения. Однако по различным причинам этот процесс тормозится. В результате современные востребованные специальности на коммерческой основе преподаются на курсах повышения квалификации и переподготовки, создаваемых  при этих же вузах.

 

Лидерами в области  спортивного образования в России являются два федеральных государственных  образовательных учреждения высшего  профессионального образования -  Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма и  Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафтана.

 

Однако ни эти крупнейшие спортивные вузы, ни более молодые  негосударственные образовательные учреждения не могут удовлетворить возрастающие потребности в подготовке высокопрофессиональных кадров в области спортивного менеджмента.

 

Нишу повышения квалификации и переподготовки специалистов в  условиях рынка делят с государственными вузами негосударственные коммерческие образовательные учреждения. У них больше свободы выбора. Они умеют зарабатывать деньги и имеют возможность привлечь к образовательному процессу лучших российских и зарубежных специалистов. Это самый перспективный сегмент в области подготовки высокопрофессиональных менеджеров для спорта.

 

При разработке проектов выхода на этот сегмент рынка образовательных  услуг необходимы дополнительные проработки по нескольким направлениям.  Прежде всего, необходимо детальное  изучение успешного зарубежного опыта с целью его адаптации к российским условиям. Далее, целесообразно проанализировать перспективные формы организации государственно-частного партнерства в сфере спортивного образования, особенно учитывая новые тенденции государственной политики в области развития спорта, в том числе спорта высоких достижений, спортивного туризма и спортивных аспектов молодежной политики.

Информация о работе Кто есть кто в мире спортивного образования в России