Лекции по "Физкультуре дошкольной"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:11, курс лекций

Краткое описание

1. Методические принципы физического воспитания
Под методическими принципами физического воспитания понимают основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса.
Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими. Физическое воспитание - один из видов педагогического процесса, и на него распространяются общие принципы педагогики: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Вложенные файлы: 1 файл

физическая культура.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

Дозировка упражнений

Первые три дня:

1-ое упражнение 2 раза  по 8 вдохов, повторить 3 раза (2х8, 3 серии)

4-ое упражнение 2х8, 3 серии

5-ое упражнение 2х8, 6 серий

7-ое упражнение 2х8, 6 серий

За одно занятие делается 288 движений-вдохов. Длительность занятий – 5-6 минут.

4-ый – 6-ой дни: 

1-ое упражнение 4х8, 2 серии

2-ое упражнение 4х8, 1 серия

3-ое упражнение 4х8, 3 серии

4-ое упражнение 4х8, 5 серий

5-ое упражнение 4х8, 1 серия

6-ое упражнение 4х8, 6 серий

7-ой – 9-ый дни:

1-ое упражнение 4х8, 3 серии

2-ое упражнение 4х8, 2 серии

3-ое упражнение 4х8, 1 серия

4-ое упражнение 6х8, 2 серии

5-ое упражнение 6х8, 4 серии

6-ое упражнение 4х8, 3 серии

7-ое упражнение 6х8, 2 серии

10-ый – 12-ый дни:

1-ое упражнение 4х8, 3 серии

2-ое упражнение 4х8, 3 серии

3-ое упражнение 4х8, 2 серии

4-ое упражнение 8х8, 2 серии

5-ое упражнение 8х8, 3 серии

6-ое упражнение 6х8, 2 серии

7-ое упражнение 4х8, 2 серии

8-ое упражнение 4х8, 1 серия

За одно занятие выполняется 768 вдохов. К концу занятий можно  увеличить до 900-1000. На этом можно  остановиться и выполнять комплекс упражнений до тех пор, пока организм не адаптируется и можно будет при желании увеличить количество упражнений и их сложность. Комплекс можно выполнять дважды в день – утром и вечером. Дыхательная гимнастика прекрасно сочетается с оздоровительным бегом, плаванием, спортивными играми, утренней зарядкой и т.д. Но выполнять ее параллельно с другими дыхательными упражнениями не следует. Особенно несовместима дыхательная гимнастика Стрельниковой с йоговской. Опасны глубокие наклоны при сильной близорукости, глаукоме, очень высоком артериальном давлении.

 

 

54. Врачебный контроль

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом

Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности к высокой эффективности учебно-тренировочных занятии и спортивных мероприятий.

Врачебный контроль призван  исключить все условия, при которых  могут появляться отрицательные  воздействия от занятий физическими  упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с "Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Врачебный контроль в  вузе проводится в следующих формах:

- регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

- врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований

- санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

- санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

- профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

- проведение комплексных и восстановительных мероприятий

Для студентов медицинское обследование проводят перед  началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные  осмотры студентов позволяют  изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней  практикой врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:

- основную (без отклонений в состоянии здоровья);

- подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);

- специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

Педагогический  контроль

Педагогический контроль - процесс получения информации о  влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

- степень усвоения техники двигательных действий;

- уровень развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий, осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок:

- предварительную (контрольные нормативы);

- текущую (отмечается в журнале);

- итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического  контроля относятся:

- анкетирование занимающихся;

- анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

- педагогические наблюдения во время занятий;

- регистрацию функциональных и других показателей;

- тестирование различных сторон подготовки.

Самоконтроль 

Самоконтроль -  это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями  и спортом.

Самоконтроль необходим  для того, чтобы занятия оказывали  тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.

 

 

55. Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Утомление.  Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, те.  когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 7.1.

Таблица 7.1 - Внешние  признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)

 

      Признак

    усталости

               Степень утомляемости

1

2

3

4

 

небольшая

значительная

резкая (большая)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение или побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (плечевой пояс)

Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке

Движение

Быстрая походка

Неуверенный шаг, покачивание

Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистких походах, на марше

Внимание

Хорошее, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений

Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды

Самочувствие

Никаких жалоб

Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение

Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, "жжение" в груди, тошноту, и даже рвоту. Такое состояние держится долго





 Сон.  Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).


Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Следовательно, на основании аппетита, студент может судить о соответствии физических нагрузок индивидуальным возможностям организма. Аппетит может быть оценен как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой.

Работоспособность.  Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

 

 

56. 59. Объективные показатели самоконтроля

Пульс.  В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 сек. после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Значительное  учащение или замедление пульса на фоне ухудшения самочувствия - один из симптомов утомления, переутомления или нарушения состояния здоровья.

Вес. Для определения нормального веса используются различные

весо-ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом

от 155 до 165 см = длина тела –100

  1. -  175 см = длина тела -105

175 и выше см = длина тела -110

Более точную информацию о соотношении физического веса и конституции тела дает метод, который кроме роста учитывает и окружность грудной клетки


 

 

И, наконец, для определения веса можно предложить таблицу примерного веса для мужчин и женщин (табл.7.2).

 

Таблица 7.2. - Примерный вес мужчин и женщин (в кг) в зависимости от роста и возраста

 

 

    Женщины

 

         Мужчины

 

Рост в

     18-25 лет

2 5 - 40 лет

18-25 лет

25-40 лет

см

       вес  в кг

вес в кг

вес в кг

вес в кг

152

154

156

158

160

162

164

166

168

170

172

174

176

178

180

182

184

186

188

50,7

52,2

53,8

55,3

56,9

58,5

60,0

61,6

63,1

64,7

66,3

67,8

49,9

51,6

53,4

55,1

56,8

58,5

60,2

62,0

63,7

65,4

67,1

68,8

 

 

 

 

 

53,6

56,1

58,5

61,0

63,4

65,9

68,4

70,8

73,3

75,8

78,3

80,8

83,3

85,9

 

 

 

 

 

59,8

62,2

64,6

67,0

69,4

71,8

74,2

76,6

79,0

81,4

83,9

86,4

88,8

91,2

Информация о работе Лекции по "Физкультуре дошкольной"