Медицинское обслуживание студентов. Комплектование учебного отделения для физической культуры и спорта в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:30, реферат

Краткое описание

Медицинское обеспечение — одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта , высокой эффективности учебно-тренировочных занятий, массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий. Оно способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля.

Содержание

Медицинское обслуживание студентов, обеспечение физкультуры и спорта в вузе 3
Программное построение курса физического воспитания и формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы 6
Физкультурно-спортивные клубы 8
Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки 9
Спортивные секции 11
Комплектование учебного отделения для физической культуры и спорта в вузе 12
Спортивный клуб 15
Планирование, организационная и учебно-спортивная работа 16
Взаимодействие спортивного клуба с администрацией, общественными организациями вуза, кафедрой физического воспитания 18
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

токер.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

276 69 27 революционная 70 литер 1 201б парадокс НОУ ВПО «САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

Специальность 030501Юриспруденция

 

 

 

 

 

 

Медицинское обслуживание студентов.     Комплектование учебного отделения  для физической культуры и спорта в ВУЗе.

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

2 курса С-Ю121:

Фролова Юлия Валерьевна

 

Преподаватель:

Токер Д.А.

 

 

 

 

 

Самара

2012

 

Содержание

 

  Медицинское обслуживание студентов, обеспечение  физкультуры   и   спорта   в вузе 

 

     Медицинское  обеспечение  —  одно  из  решающих  условий  рационального использования средств физической культуры  и    спорта ,  высокой  эффективности учебно-тренировочных   занятий,  массовых  оздоровительных физкультурных    и  спортивных    мероприятий.    Оно    способствует    реализации     принципа оздоровительной   направленности   системы    физического    воспитания     и осуществляется в виде врачебного контроля.

     Врачебный контроль — раздел медицины, призванный исключить условия, при которых могут проявляться отрицательные воздействия физкультурных занятий   и  мероприятий на организм занимающихся,  содействуя  наилучшему  использованию средств физической культуры  и    спорта   для укрепления  здоровья,  повышения функциональных возможностей  и  общей работоспособности организма,  достижения

высоких  спортивных  результатов.  В  его  задачу  входит  оценка  здоровья,

физического  развития   и   функционального состояния организма,   а   также изучение изменений,  возникающих в нем под влиянием систематических  занятий физкультурой   и   спортом.

     Врачебный  контроль   в    вузе   обеспечивает  медицинское наблюдение  за

динамикой здоровья студентов  в течение  всего  периода  обучения  в  вузе  и

проводится в следующих  формах:

 

  • регулярные медицинские обследования  студентов,  занимающихся  физической культурой;
  • врачебно-педагогические наблюдения за  студентами  во  время  занятий  по физическому воспитанию (в т.ч. физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований);
  • санитарно-гигиенический  контроль  за  местами  и  условиями  проведения занятий,   физкультурно-оздоровительных    мероприятий    и    спортивных соревнований;
  • санитарно-просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни.

 

    Врачебный контроль за физическим  воспитанием  студентов  вузов  России осуществляется  врачами,  работающими  во  врачебно-физкультурных  кабинетах районных поликлиник  и  здравпунктов  вузов  под  организованно-методическим руководством врачебно-физкультурных диспансеров.

Принято различать первичное,  повторное  и  дополнительное  медицинское

обследование студентов. Первичное обследование проводится  на  первом  курсе до начала занятий физическими упражнениями. Оно  включает  опрос,  врачебный осмотр, определение  физического  развития,  функциональные  пробы,  подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после  мышечной  работы.

В  большинстве  случаев  такое  обследование  оказывается  достаточным   для заключения о состоянии здоровья. Однако иногда  появляется  необходимость  в уточнении  некоторых  данных,  в   связи   с   этим   студенту   назначается консультация специалистов (хирурга, окулиста, ревматолога и  др.),  а  также дополнительное   клинико-инструментальное   обследование.   Например,    для уточнения  изменений  со   стороны   сердца   первичный   врачебный   осмотр дополняется консультацией  ревматолога,  рентгеноскопией грудной клетки  и регистрацией  электрокардиограммы.  В  конечном  итоге  на  основании   всех выполненных исследований и наблюдений  врач  определяет  состояние  здоровья студента,  уровень  его  физического  развития,  степень   приспособленности (адаптации) к физическим нагрузкам и медицинскую группу.

 

На основе данных медицинского обследования студенты распределяются на 3 медицинские группы:

  • основную (лица без  отклонений  в  состоянии  здоровья);
  • подготовительную   (лица   с   недостаточным   физическим   развитием    или подготовленностью);
  • специальную (лица,  имеющие отклонения  в состоянии здоровья и требующие ограничения физических нагрузок). 

 

Занятия  физическими упражнениями  проводятся  с  этими   студентами   по   специальным    учебным  программам.

Повторное врачебное обследование студенты проходят в на 2, 3, 4  и  5-м

курсах  в  начале  учебного   года.   Во   время   повторного   медицинского

обследования вновь оценивается  состояние  здоровья,  определяется  динамика физического  развития  и  функционального  состояния  студента,  обсуждается возможность изменения медицинской группы. Кроме того, результаты  повторного медицинского обследования используются для корректировки  учебного  процесса

по физическому воспитанию.  Они  позволяют  выявить дефекты в методике  и организации учебных занятий, способствуют совершенствованию последних.

Дополнительные медицинские обследования проводятся  после  перенесенных заболеваний  при  наличии   неблагоприятных   субъективных   ощущений,   при ухудшении основного заболевания и во  всех  других  случаях  по  направлению преподавателя по физическому воспитанию.

Как уже указывалось, при любом  медицинском  обследовании,  прежде  всего

определяется состояние здоровья. При этом  под  здоровьем  понимается  форма жизнедеятельности, которая обеспечивает человеку оптимальную деятельность  и адекватные условия существования в окружающей среде, полноценное  участие  в общественной и трудовой жизни. Полноценное здоровье определяется у  84—90 % студентов.    У    остальных    выявляются    заболевания,    ограничивающие трудоспособность.

 

     Врачебно-педагогические  наблюдения   представляют   собой   совместное наблюдение врача и преподавателя за состоянием студентов  непосредственно  в процессе занятий физической культурой  и  спортом.  Они  проводятся  до,  во время и после окончания  занятий.  Различают  текущий  и  этапный  врачебно-педагогический контроль. Текущий контроль дает возможность оценить  здоровье студента в каждый конкретный момент времени, выявить  реакцию  организма  на то  или  иное  упражнение  или  занятие   в   целом,   определить   качества приспособления к учебно-тренировочным нагрузкам.

Результаты текущего контроля могут  использоваться для анализа объема  и

интенсивности отдельных упражнений и занятий в целом,  а  также  для  оценки моторной   плотности   занятий,   эффективности   выбранных    нагрузок    и целесообразности их  последовательности  в  занятии.  Эти  результаты  имеют также  немаловажную  роль  при  решении  вопроса  о  допуске   студентов   к вневузовским (в т.ч. межвузовским) спортивным мероприятиям.

 

Программное построение курса физического воспитания и формы организации физкультурно-оздоровительной  и  спортивной работы

 

 

     Содержание    курса     физического     воспитания     регламентируются

государственной  учебной  программой для  вузов  «Физическое воспитание». 

Учебный  материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов  и  состоит из теоретического и практического разделов.

Содержание  теоретического  раздела  программы  предполагает  овладение

студентами знаний по  основам  теории   и   методики  физического воспитания.

Теоретические знания сообщаются в  форме лекций,  систематических  бесед,  на практических занятиях, а также путём  самостоятельного  изучения  студентами учебной   и  специальной литературы.

Лекционный курс в объёме 20 часов  рассчитан  на  два  года  обучения   и 

состоит из восьми тем. Первые четыре темы в  объёме  10  часов  читаются  на первом курсе, а четыре последующие темы  в  таком  же  объёме  -  на  втором курсе.

Практический  раздел  программы  содержит   учебный   материал  для всех 

учебных   отделений , который направлен на решение конкретных задач физической подготовки  студентов.  В  содержание   занятий   всех    учебных     отделений  включаются разделы:

 

  • гимнастика;
  • лёгкая атлетика;
  • плавание;
  • лыжный  спорт  (для бесснежных  районов — марш-бросок  или велосипедный спорт );
  • туризм;
  • спортивные игры;
  • стрельба.

В содержание  практических  занятий  всех   отделений   включается  также

материал  по  профессионально-прикладной  физической   подготовке,   который определяется каждым  вузом  применительно к профилирующим специальностям.

Наряду с   учебным   материалом  для всех   учебных    отделений   программа включает материал для специального  учебного   отделения   и   материал  по  видам спорта  для  учебного   отделения  спортивного совершенствования.

    Программа определяет особенности обучения в каждом  учебном   отделении   с учётом направленности их работы.

 

В  высших   учебных   заведениях  получили  распространение такие формы

организации   физкультурно-оздоровительной   работы,    как    физкультурно-спортивные клубы по интересам; группы здоровья, общей физической  подготовки и ГТО, специальной физической подготовки; спортивные секции;  индивидуальные занятия.

 

Физкультурно-спортивные клубы

 

 

     Физкультурно-спортивные клубы (ФСК) создаются при спортивном клубе  вуза и решают следующие задачи: вовлечение студентов, аспирантов,  преподавателей и сотрудников,  а  также  членов  их  семей  в  регулярные,  преимущественно самостоятельные  занятия  физическими   упражнениями,    спортом ,   туризмом; утверждение в коллективе вуза  здорового  образа  жизни  и  на  этой  основе укрепление   здоровья    занимающихся,    повышение    уровня    их    общей работоспособности. ФСК  осуществляют  также  функцию  пропаганды  физической культуры, спорта, здорового образа жизни в высшем учебном заведении.

 

     Создание ФСК оформляется постановлением правления спортивного клуба.  В ФСК могут вступить студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники, а  также члены  их  семей,  желающие  заниматься  соответствующим  видом   физических упражнений, допущенные врачом к физкультурно-оздоровительным занятиям.

 

     Работа ФСК строится на основе добровольности, самодеятельности, широкой творческой инициативы физкультурной общественности,  выборности  руководящих органов клуба, их отчетности перед членами клуба  и  правлением  спортивного клуба  вуза.  В  клубах  создается  неформальная   атмосфера   товарищества, основанная на принципиальности и дисциплине.

 

     Высшим органом физкультурно-спортивного клуба является  общее  собрание его членов, на котором открытым голосованием сроком на два  года  избирается совет  клуба,  осуществляющий  непосредственное  руководство  его   работой. Главным пропуском в клуб является интерес к тому или иному  виду  физических упражнений, виду спорта.

По  решению  членов   клуба,   особенно   аспирантов,   преподавателей,

сотрудников и членов их семей, при  клубах  могут  создаваться  абонементные платные группы, работающие на основе самоокупаемости.

 

Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки

 

     В дополнение к физкультурно-спортивным клубам или в тех  вузах , где нет

условий  для  их  организации,   при   спортивном   клубе    вуза   создаются

физкультурно-оздоровительные группы  трех  видов:  группы  здоровья,  группы общей  физической  подготовки  (ОФП)   и   группы   специальной   физической подготовки (СФП).

Организация, направленность и содержание занятий этих групп значительно

различаются.

К группам здоровья относятся группы утренней  гигиенической  гимнастики

(зарядки),  реабилитационной  (восстановительной)  гимнастики   и   лечебной

гимнастики.

     Группы общей физической подготовки (ОФП)  и   ГТО организуются  из  лиц, отнесенных по результатам медицинского освидетельствования  к  основной  или подготовительной медицинским группам, одного пола, однородные по возрасту   и  физической подготовленности.

Занятия в этих группах   2—3  раза  в  неделю  проводят  преподаватели,

имеющие высшее или среднее физкультурное  образование, а  также  общественные инструкторы спортивного клуба, прошедшие соответствующую подготовку.

Занятия  проводятся  с  широким  использованием  разнообразных  средств

Информация о работе Медицинское обслуживание студентов. Комплектование учебного отделения для физической культуры и спорта в ВУЗе