Методика аквареабилитации для детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. При возникновении различных заболеваний физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка меняется. Так, у детей с заболеванием ДЦП идет нарушение функционирования костно-мышечного аппарата, что приводит к изменениям вегетососудистой и дыхательной систем, нарушению обменных процессов, изменению психики. Отмечаются такие двигательные расстройства как: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление о ДЦП……………………………………….6
Детский церебральный паралич: понятие, формы………………………6
Характеристика нарушений при ДЦП………………………………….12
ГЛАВА 2. Роль гидрореабилитации в процессе восстановления
детей с ДЦП……………………………………………………………………..15
2.1 Влияние занятий гидрореабилитацией на двигательную и эмоционально-волевую сферу детей с ДЦП…………………………………………………..15
2.2 Условия проведения занятий по гидрореабилитации у детей с церебральным параличом……………………………………………………..19
2.3 Влияние методики аквареабилитации на двигательные способности детей с ДЦП…………………………………………………………………………....23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя 1.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Во время ныряний возникает, так называемая, периодическая гипоксия, которая используется в медицине для лечения сосудистых расстройств, для улучшения снабжения тканей кислородом. В отличие от длительной гипоксии, которая действительно опасна, короткие рефлекторные задержки дыхания тренируют ткани запасать кислород и в целом улучшают состояние ребенка. При правильном ритме ныряния в организме запускаются самооздоровления. Любой ребенок может получить пользу от таких упражнений, более того детям нравится нырять. Большинство детей с двигательными нарушениями чувствуют себя в воде более комфортно, чем на суше.

При погружении тела в воду сопротивление воды оказывает постоянное и многомерное противодействие каждому движению. Это сопротивление в 12 раз превосходит сопротивление воздуха и требует от тела усилий в 3 раза больше, чем при занятиях на суше. В таком случае при каждом движении затрачивается больше мышечных усилий и энергии для преодоления сопротивления, так как сопротивление воды приводит к снижению скорости передвижения. Но снижение скорости зависит также от уровня погружения тела в воду и амплитуды движения. Важно отметить, что при погружении тела в воду появляется гидростатическое давление, пропорциональное глубине погружения, т.е. чем глубже погружение тела, тем сильнее на него давление воды. Именно это давление помогает мышцам расслабиться, а телу ощутить легкость. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови, венозный отток, снижает частоту сердечных сокращений, повышает аэробные возможности организма, оказывает стимулирующий эффект на кардиореспираторную систему. Кроме того, оно создает эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняет массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата. [20]

В методике аквареабилитации используются ритмичные погружения под воду – ныряние; игровые упражнения, направленные на задержку дыхания и доставания игровых предметов со дна. Инструктор по аквареабилитации должен использовать разнообразные упражнения: имитация ходьбы и имитация бега с высоким подниманием бедра, различные упражнения на гибкость, сед на пятках, лежа на спине и животе грести руками и ногами, наклоны из положения стоя (реабилитолог обхватывает ребенка за бедра).

С самых первых, вводных, занятий необходимо подготовить ребенка с ДЦП к правильной задержке дыхания. Для этого инструктор по аквареабилитации должен придерживать за голову, снизу фиксируя подбородок, чтобы ребенок не захлебнулся. Необходимо постепенно погружать лицо ребенка в воду до полного привыкания. В последующем тренер использует упражнения, которые непосредственно влияют на двигательную сферу ребенка.

Методика позволяет работать с детьми буквально с рождения. В этом ее основное достоинство. Чем раньше приступить к восстановлению нарушенной функции, тем лучше, чтобы успеть воспользоваться периодом наибольшей пластичности нервной системы.

Занятия проводить рекомендуется не менее 2-3 раз в неделю, по возможности 3-4 раза, продолжительностью 1,5 часа в день с перерывами на отдых. Это средняя продолжительность. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно ее сокращать. В течение этого времени рекомендуется делать паузы для отдыха. Как правило больше половины всего времени уходит на то, чтобы ребенок "переключился" на водный режим движения, чтобы его отпустила привычка дышать и двигаться так, как он это делает на суше - это довольно сильная привычка. Требуется время, чтобы ребенок настроился на пространство с совсем другими свойствами, чем суша. Основная работа происходит, как правило (обычно), последние 20-30 минут занятия: именно тогда у ребенка начинают появляться новые движения.[22]

Важно не пропускать занятия, проводить регулярно, иначе это может привести к тому, что реабилитацию придется начинать заново. Очень важно при занятиях нельзя допускать такие опасные состояния как переутомление, переохлаждение. [10]

Таким образом, аквареабилитация детей с церебральным параличом в комплексе с другими средствами реабилитации оказывает оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, развивая психоэмоциональную сферу ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

  1. Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией. Наиболее характерные для ДЦП двигательные расстройства: параличи, парезы, насильственные движения, гипертонус мышц, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. Основные формы ДЦП:

1. Двойная спастическая  гемиплегия

2. Спастическая диплегия

3. Гемипарез

4. Гиперкинетическая форма  с подформами:

а) двойной атетоз

б) атетозный баллизм

в) хориоатетозная форма

г) хореический гиперкинез

5. Атонически-астатическая  форма

  1. Гидрореабилитация обладает способностью снимать эмоциональную нагрузку. Занятия гидрореабилитацией приносит детям с церебральным параличом безудержный поток положительных, иногда неконтролируемых эмоций: радости, счастья, развития свободы и повышения двигательной активности, смены новой обстановки, обостренное чувство гидроневесомости. Улучшаются нарушенные процессы эмоционально-волевой сферы такие как: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражимость, плаксивость, колебание настроения,  двигательная расторможенность у одних детей, у других – заторможенность, застенчивость, робость, капризность, реакции протеста. После занятия у детей наблюдается эмоциональная устойчивость, улучшается психическое состояние, снятие проявлений агрессии, истеричности. Все это показывает на необходимость занятий гидрореабилитацией для детей с детским церебральным параличом.
  2. Оздоровительный бассейн для детей с ДЦП имеет размеры 4м х 7м, зеркало воды 28 кв.м., глубина от 1,4м до 1,7м. Помещение, в котором проводится занятие с ребенком, должно быть светлым, проветренным, теплым, температура воздуха 23-25°С, температура воды 32-35°С. Занятия могут поводиться в ваннах и специализированных бассейнах для занятий ЛФК. К воде, для занятий с грудными детьми предъявляются те же требования, что и для питьевой. Не рекомендуется применять раствор хлора из-за повышенной чувствительности детей и возможности возникновения аллергической реакции. Занятия проводятся методистом ЛФК курсами по 15-20 занятий на курс лечения, с перерывами между курсами в 3-4 месяца.
  3. Уникальная особенность методики аквареабилитации в том, что ныряя, ребенок тренирует дыхание, от которого зависит мышечный тонус и общая энергетика организма, Дыхание становиться глубоким и спокойным, от этого снижается напряжение мышц всего тела, движения становятся более мягкими и точными. При соблюдении адекватной температуры воды наблюдается улучшение состояния мышечного тонуса. Плавание в теплой воде оказывает благотворное действие, снижая мышечный тонус, тем самым освобождая его руки и ноги. Но самое главное способствует активным движениям пораженных конечностей. В этом помогает особый метод ныряния, заключающийся в том, что тренер погружает больного ребенка под воду и задерживает его на 5-10, и даже 15 секунд. Раз за разом повторяя этот прием, можно добиться возникновения активных движений в пораженной конечности. А в дальнейшем применение массажа, в том числе точечного, а также подводного душа-массажа дает положительный результат.

 

 

 

Список литературы

  1. Абрашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения / Н.А. Абрашина. Саратов: Приволжское книжное изда-во, 2007. 244 с.
  2. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) / Е. Ф. Архипова.  М.: Лань, 1989.
  3. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина.  Киев: Здоровье, 1998. 328 с.
  4. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / Н. Ж. Булгакова , С. Н. Морозов, О. И. Попов. М.: Академия,2008
  5. Быков А.Т. Гидротерапия: роль погружения в воду и физических упражнений в ней// Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2009. №1(28). с 30 – 42
  6. Гросс, Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс. М.: Советский спорт,  2000.  224 с.
  7. Гусев Е. И. Неврология и нейрохирургия / Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, Г. С. Бурд. СПб.: ФОЛИАНТ, 2004. 512 с.
  8. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. М. - СПб.: 1998.
  9. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии /  Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. М.: Академия, 2002.
  10. Кирстен Хюстер. Аквайога // Лечебное физкультура и спортивная медицина. 2012 №12(108). 47 с.
  11. Мамедов О. Ю. Методика обучения плаванию / О. Ю. Мамедов. Ростов Н/Д: Феникс, 2004. 286 с.
  12. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова М.: Просвещение, 2001. 159 с.
  13. Мосунов Д. Ф. Гидрореабилитация. Адаптивная физическая культура / Д. Ф. Мосунов. 2000.
  14. Осокина Т. И. Обучение плаванию / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. М.: Просвещение, 2002. 126 с.
  15. Попов С. Н. Физическая реабилитация / С. Н. Попов. Ростов : Феникс, 2005.
  16. Попов С.Н. Организационно-методические основы реабилитации / С. Н. Попов. Ростов Н/Д.: Феникс, 1999.  52 – 78 с.
  17. Семенова К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. М.: Медицина, 1999. 328 с.
  18. Фирсов З. П. Плавание для всех / З. П. Фирсов. М.: Физкультура и спорт, 2002. 125 с.
  19. Цукер М. Б. Клиническая невропатология детского возраста / М. Б. Цукер.  М.: Медицина, 2006.
  20. Шапкова Л.П. Частные методики адаптивной физической культуры / Л.П. Шапкова. М.: Советский спорт, 2007. 394 – 397 с.
  21. Шипицына Л. М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, Л. А. Данилова, И. А. Смирнова. СПб.: Образование, 1995.
  22. Шпак С. Л. Индивидуальное обучение плаванию детей с последствиями церебрального паралича / С. Л. Шпак. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: 2002. 24 с.
  23. http://www.aquarehabilitation.ru/
  24. http://www.krokha.ru/razvitie-detey/detskiy-sport

Информация о работе Методика аквареабилитации для детей с ДЦП