Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:51, реферат
Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика поворотов в движении на лыжах……………………5
2. Методика обучения поворотам в движении на лыжах……………………..7
2.1. Поворот переступанием………………………………………………….7-9
2.2. Поворот упором……………………………………………………………9
2.3. Поворот "плугом" и «полуплугом»…………………………………...9-12
2.4.Поворот на параллельных лыжах……………………………………...…12
2.5. Поворот «ножницами»………………………………………………...…15
3.Заключение……………………………………………………………………..16
4.Список литературы…………………………………………………………....17
Типичные ошибки:
1. разведение носков лыж;
2. излишне крутая постановка лыж на ребра в «плуге» и тормозящей лыжи
в «полуплуге»;
3. неправильное положение туловища;
4. недостаточный перенос тяжести тела на рулящую лыжу;
5. слабое закручивающее усилие стопы внешней ноги в «плуге».
Способы устранения ошибок:
- многократное выполнение основных упражнений и их элементов в
облегченных условиях спуска или на месте.
2.5. Повороты из «полуплуга» и из «плуга»
Задача 1. Освоение работы ног и загрузки лыж.
Средство. Имитация поворотов.
Методические указания.
При имитации поворотов на месте следует добиваться полного переноса веса тела на наружную лыжу с последующим переходом в стойку поворота на параллельно расположенных лыжах.
Задача 2. Овладение поворотом в целом.
Средство: Выполнение поворота в движении.
Методические указания.
Изучение поворота проводить на пологом (12 — 15°) укатанном склоне
вначале из прямого спуска к косому, далее — из косого к прямому и, затем
— из косого к косому в другую сторону.
Задача 3. Совершенствование в выполнении поворотов из «полуплуга»
и «плуга»
Средства:
1. Спуски со свободными поворотами.
2. Спуски с поворотами по заданию.
Методические указания
При выполнении серии поворотов обращать внимание на быстрый слитный переход от окончания одного ко входу в очередной поворот.
Типичные ошибки:
1. медленный вход в поворот;
2. жесткий вход в поворот с крутым кантованием лыж на ребра;
3. отклонение туловища назад;
4. поднимание носкового загиба приставляемой лыжи.
Способы устранения ошибок.
Выполнение прямых спусков боковым соскальзыванием, сочетание спуска наискось с боковым соскальзыванием и при спуске в «плуге» - поочередный полный перенос тяжести тела с одной на другую плужащую лыжу.
2.4. ПОВОРОТЫ НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛЫЖАХ.
Эти повороты, вследствие сочетания различных по направлению движений и сил, являются сложными упражнениями. К изучению этой группы поворотов рекомендуется приступать после освоения ряда подводящих упражнений, таких как:
1. боковое соскальзывание вниз по склону;
2. боковое соскальзывание в спуске наискось;
3. остановка поворотом;
4. движение по дуге с незначительным углом «заноса» пяток лыж.
Методические указания.
Выполнение спуска наискось соскальзыванием требует почти равномерной загрузки лыж и относительно плоского расположения их на склоне. Движение по дуге должно выполняться с увеличенной загрузкой передней части лыж (общим наклоном туловища) с одновременным кантованием их на внутренние к повороту ребра. Остановка поворотом и вход в движение по дуге начинается из прямого спуска рывковым смещением пяток лыж с соответствующим встречным движением туловища. Эта стойка сохраняется до конца спуска или остановки. Дуга поворота — пологая, без излишнего бокового заноса.
Задача 1. Изучение техники входа в поворот.
Средство: Имитация входа в поворот на месте.
Методические указания.
Упражнение выполнять на ровной площадке с незначительным уклоном вперед.
При «перескоках» ступни и колени поворачиваются вместе с лыжами, а туловище — с одновременным наклоном в обратную («внешнюю») сторону.
Задача 2. Изучение поворотов в целом.
Средство: Выполнение входа в поворот и дальнейшее движение по дуге.
Методические указания.
Вход в поворот выполнять вначале с места, затем разучивать вход в поворот из прямого спуска и далее — из спуска наискось от склона. Пятки лыж высоко не поднимать, а в последнем упражнении опускать их на снег, как только лыжи займут прямое по отношению к склону положение.
Для облегчения условий входа в поворот использовать места склона с увеличивающейся крутизной.
Задача 3. Совершенствование в выполнении поворотов на параллельных лыжах.
Средства:
1. Спуски со свободными поворотами.
2. Спуски с поворотами по заданию.
Методические указания.
При выполнении серии поворотов исходным положением для входа в поворот является стойка окончания предыдущего, поэтому на положение
туловища во второй фазе поворота обращать особое внимание.
В конце дуги плечи начинают поворот к носкам лыж. Это движение сливается с последующим входом в обратный поворот. Руки, согнутые в локтях до прямого угла, слегка разведены в стороны.
Одновременно с совершенствованием в технике поворотов и их сочетаний усложняется рельеф склона и задание. Путем подбора бугристых склонов и сокращения расстояний между воротами последовательно прививаются навыки быстрых и точных действий.
Типичные ошибки:
1. широкое ведение лыж;
2. значительная загрузка внутренней лыжи;
3. излишний занос пяток лыж;
4. высокая стойка;
5. недостаточный наклон вперед;
6. закручивание плеч в сторону поворота.
Способы устранения ошибок:
- повторение предыдущих упражнений и подбор ряда вспомогательных
упражнений;
- использование соответствующих мест на склоне, неровностей, перепада
крутизны и т. п.
Использование лыжных палок при поворотах
Для быстроты и точности поворотов, увеличения скорости и
поддержания равновесия при их выполнении может применяться опора на палки.
При выполнении пологих и свободных поворотов опора на палки не нужна, движение по крутому склону с крутыми поворотами значительно облегчается применением различных способов опор на одну и обе палки.
Обучение использованию опоры на палки рекомендуется проводить на этапе совершенствования. Иначе может выработаться навык использования палок только с целью дополнительной опоры для сохранения устойчивости, который затормозит дальнейшее овладение техникой поворотов.
Опоре на внутреннюю палку рекомендуется обучать при овладении способами поворотов из «полуплуга» и на параллельных лыжах.
Опора на обе палки используется на крутых склонах, где необходим большой «переброс» пяток при входе в поворот. В таких условиях чаще используются повороты на параллельных лыжах, поэтому следует обучение опоре на обе палки совмещать с совершенствованием в выполнении этого поворота.
2.7. ПОВОРОТ «НОЖНИЦАМИ».
Поворот « ножницами »
Для выхода из поворота и
дальнейшего движения по прямой лыжник
подтягивает внешнюю лыжу к внутренней.
Общая схема обучения повороту « ножницам
Главное при выполнении данного поворота -
жесткое удержание внутренней лыжи на
внешнем ребре за счет отведения колена
в сторону и перенос на нее веса тела. Новички
и малоквалифицированные лыжники поворот « ножницами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь важной стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки.
Обучение – это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.
Результатом обучения является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания – это определённая система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.
Основная задача занятий лыжным спортом – достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами.
Между лыжной подготовкой и лыжным спортом существует тесная взаимосвязь. Основой развития лыжного спорта высших достижений является массовая лыжная подготовка.
Лыжные гонки оказывают благотворное воздействие на организм человека. При занятиях в работу вовлекается большинство мышц тела.
Поэтому регулярные тренировочные занятия здесь направлены, главным образом, на выработку у человека общей и специальной выносливости. Эти качества приобретаются организмом студента в процессе регулярных тренировочных занятий в связи со значительными повышениями работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а так же связи с улучшением обменных процессов в организме.
Для того, чтобы добиться высоких результатов в лыжном спорте необходимо знать методику обучения поворотам на лыжах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аграновский М.А. Лыжный спорт. Учебник для институтов физической
культуры. — М.: ФиС, 1980.
2. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений. — М., Издательский центр
«Академия», 2000.
3. Евстратов В.Д., Чукардин Г.Б., Сергеев Б.И. Лыжный спорт. Учебник для
институтов и техникумов физической культуры. - М.: ФиС, 1989.
4. Кальюсто Ю.-Х.А. Основы техники лыжных ходов. - Тарту, 1990.
5. Кудрявцев Е.И., Сергеев Б.И., Чукардин Г.Б. Лыжный спорт. Учебное
пособие ТФК — М.: ФиС, 1983.
6. Пальчевский В.Н., Киселёв В.М. На лыжах ходят все. — Мн., Полымя,
1985.
7. Пальчевский В.П., Демко Н.А., Корнюшко СВ. Лыжные гонки. Новичку,
мастеру, тренеру. — Мн., ООО «Четыре четверти», 1996.
8. Перов А.В., Корчевский А.В. Лыжная подготовка: учебное пособие.
Минск, 2006.
9. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга - М:
СпортАкадемПресс, 2001.
10. Раменская Т.И. и др. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт». -
М.:РИО РГАФК, 1998.
11. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника / Учебно-практическое
пособие. — М.: ФиС, 1999.
12. Спортивная энциклопедия Беларуси — Мн. Беларуская энцыклапедыя
им. Петруся Бровки, 2005
ПРИЛОЖЕНИЯ
[Приложение №1]
[Приложение №2]
Поворот переступанием
[Приложение №3]
Поворот упором
[Приложение №4]
Поворот «плугом» и «полуплугом»
[Приложение №5]
Поворот на параллельных лыжах.
Информация о работе Методика обучения поворотам в движении на лыжах