Методика проведения урока гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования моей курсовой работы: изучить особенности содержания и методика проведения урока по гимнастике
Задачи исследования:
1. Рассмотреть классификацию и характеристику форм занятий в физической культуре.
2. Изучить структуру и содержания урока по гимнастике.
3. Рассмотреть методику проведения урока по гимнастике

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
1. Классификация форм занятий в физическом воспитании …………………4
1.1 Урочные формы………………………………………………………………..6
1.2 Неурочные формы……………………………………………………………..8
2. Структура и содержания урока по гимнастике……………………………...10
3. Методика проведения урока по гимнастике…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………. …24
Список использованных источников ………………………………………...25
Приложения 1………………………………………………………………….27
Приложения 2………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.81 Кб (Скачать файл)

2. Задачи педагогического  аспекта— формирование у учащихся  умений выполнять двигательные  действия в разном темпе, с  разной амплитудой и степенью  мышечного напряжения, овладение  школой движений. В зависимости  от класса, типа урока задачи  педагогического аспекта могут  требовать на одних уроках  больше времени, на других— меньше. Например, перед контрольными уроками, когда идет повторение и совершенствование  основных упражнений или комбинаций, подготовительную часть целесообразно  посвятить разминке, т. е. решению  в большей степени задач биологического  аспекта. В младших классах или  на уроках, направленных

преимущественно на освоение новых упражнений, большее

внимание следует уделять задачам педагогического аспекта. Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, так как они могут снизить работоспособность учащихся в

основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у

учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость.

Основная часть урока занимает 30-35 мин и содержит следующие задачи:

1. Формирование жизненно  необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.

2. Развитие волевых и  физических качеств учащихся. Для  решения этих задач в основной  части урока используется значительный  объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические  и вольные, общеразвивающие упражнения  повышенной интенсивности). На заключительную  часть отводится 3-5 мин. Основными  ее задачами являются подготовка  организма учащихся к предстоящей  деятельности, подведение итогов  данного урока, задание на дом.

В заключительной части урока обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, умеренный бег, упражнения на расслабление и массаж),  отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, маршировка с песней и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика проведения урока по гимнастике.

 

Логика любого учебно-воспитательного процесса требует последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность, постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности, последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся

Поэтому, как и другие уроки физического воспитания, урок по гимнастике также состоит из трех взаимно связанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Такое деление урока вызвано необходимостью подготовки организма учащихся к предстоящей деятельности, определенного периода врабатывания всех органов и систем организма, повышение уровня работоспособности занимающихся.    
        Основная часть урока является определяющей и главенствующей в структуре урока. Именно в этой части урока проводится практически вся запланированная учебная работа с учениками и максимум нагрузки на их организм также даётся в этой части урока.  
        После такой нагрузки опять таки нужен определенный период времени для постепенного ее снижения до исходного или близкого к нему уровня. Этому посвящена заключительная часть урока.

 

Подготовительная часть урока 
          Цель подготовительной части урока – организовать класс и обеспечить физиологическую подготовку организма учащихся к предстоящей учебной работе.  
        Организация класса сводится к построению учащихся, проверки явки на уроках, объяснение основных задачи и содержания предстоящего урока. Построение является началом взаимоотношений между учителем и занимающимися. Объяснение задач урока и построения должно пробуждать у учащихся интерес к занятиям, а также повышать их деятельность и сознательность, активность. Необходимо, чтобы оно было кратким, ясным и понятным. Проверку явки на урок нужно максимально упростить, с тем, чтобы сохранить время для учебной работы.  
      Организация внимания сводится к тому, чтобы отвлечь учащихся от всего, что не имеет непосредственное отношение к уроку, и сосредоточить их внимание на предстоящей работе. Это достигается повышением интереса и сознательным отношением учащихся к учебной деятельности. Для этого часто используются специальные упражнения для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся, - к ним относятся короткие, постепенно усложняющиеся комбинации движений, состоящие из шагов, прыжков, поворотов на месте и на ходу, приседов, хлопков и т.д. С той же целью используются упражнения для развития быстроты, ловкости, и точности реакций, заключающиеся в быстром выполнении непредвиденных распоряжений (лечь, встать, сесть и др.).  
         Подготовка организма учащихся к предстоящей учебной работе заключается в активизации деятельности функциональных систем организма (сердечнососудистой и дыхательной систем, повышение общего обмена веществ, разогревание мышц и др.) и центральной нервной системы. Средствами подготовительной части являются: построения и перестроения; ходьба мягким, обычным, высоким и пружинящим шагом, с перекатом с пятки на носок, другими способами; различные способы бега и прыжков; подскоки; танцевальные упражнения; преодоления препятствий; упражнения на внимание; общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка), в движении и на месте, в парах.  
        Для выполнения упражнений используются разнообразные формы построения в разомкнутом и сомкнутом строю, кругу, (двух-трех кругах), квадрате, треугольнике, дугами и другое. Если в зале установлены снаряды, учащиеся занимают места врассыпную, так чтобы было удобно выполнять упражнения, видеть учителя и не мешать товарищам. 
    Подобранные упражнения должны при наименьшей затрате времени обеспечить одновременное и наиболее эффективное решение нескольких задач. 
           Подготовительная часть, проводимая игровым способом, должна быть четко направленной на решение задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального состояния учащихся. В то же время благодаря включению в игры и игровые задания целенаправленных движений и упражнений, решаются задачи закрепления пройденного материала и развития физических качеств. 
        Такая разносторонняя предварительная подготовка занимающихся является важным профилактическим мероприятием от возможных перегрузок и травм. Методически грамотное проведение перечисленных выше мероприятий содействует повышению работоспособности занимающихся, эффективности урока. 
         Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку, по заданию на результат и т.д. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников. 
         Продолжительность первой части урока зависит от подготовленности учащихся и условий, в которых он проводится. Порядок проведения подготовительной части урока может несколько меняться в зависимости от состояния места занятий, подготовки учащихся и задач урока. В целом, продолжительность подготовительной части урока колеблется от 7 до 12 минут.

 

Задачи подготовительной части урока:  
          Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной части урока, условно объединяются в три большие группы: образовательные, оздоровительные (психофизиологически) и воспитательные. Воспитательные задачи, в свою очередь можно разделить на 2 направления – воспитание регламентных привычек (соблюдение этических норм и правил поведения на уроке) и морально-волевых качеств (соблюдения этических правил и воспитание психологических качеств).  
К образовательным задачам относятся:  
а) обогащение занимающихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о возможности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях;  
б) формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих, прикладных, спортивно-гимнастических упражнений; 
в) обучение гимнастическому стилю выполнения упражнений, правильной осанке, красивой манере движений и походки и др. 
В группу психофизиологических задач входят:  
а) подготовка ЦНС, вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся к интенсивной работе;  
б) разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению предстоящих упражнений;  
в) подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим больших амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, выносливости;  
г) развитие психомоторных способностей и др.  
Воспитательные задачи включают:  
а) привитие любви и формирование активного и глубоко осознанного отношения к занятиям гимнастикой;  
б) приучение к опрятности во внешнем виде, организованности, подтянутости, к красоте движений;  
в) развитие целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности и смелости; 
г) воспитание скромности, трудолюбия, старательного выполнения поручений учителя, уважительного отношения к товарищам и старшим, постоянной готовности оказать помощь нуждающимся в ней;  
д) приучение к коллективным действиям, взаимовыручке;  
е) воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении любых заданий учителя и др. 

Средства подготовительной части урока:  
          Строевые и прикладные упражнения (ходьба с различными заданиями, бег, прыжки, преодоление препятствий, метания и ловля), комплексы ОРУ, упражнения с заданием на быстроту и точность реакции, на координацию, различные подвижные игры. 

Основная часть урока.

          В этой части урока решаются важнейшие задачи гимнастики - изучение и совершенствование гимнастических упражнений, развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости), совершенствование деятельности функциональных систем организма и психомоторики школьников.  
          Основная часть урока служит для формирования у учеников знаний о технике изучаемых двигательных действий и влиянии выполняемых упражнений на организм занимающихся, формировании знаний о мерах безопасности, приёмах страховки и самостраховки, для обучения учеников прикладным и специальным гимнастическим умениям и навыкам, для совершенствования у них двигательных качеств и воспитания этических и волевых качеств.  
          Основная часть урока должна быть построена так, чтобы одновременно с всесторонним овладением своим двигательным аппаратом, координацией движений, формированием и совершенствованием двигательных навыков, учащиеся непрерывно совершенствовались в ловкости, гибкости, силе, быстроте, воспитывали в себе смелость, решительность, самообладание, настойчивость, целеустремлённость и др.

 
      В основной части урока решаются следующие задачи:  
а) повышение функциональных возможностей организма, физической подготовленности и работоспособности занимающихся; 
б) сообщение новых теоретических сведений о назначении изучаемых упражнений и о технике их исполнения:  
в) развитие способностей, необходимых для овладения более сложными упражнениями, трудовыми и прикладными двигательными действиями;  
г) приучение к тщательному продумыванию техники исполнения упражнений; 
д) обучение самостраховке в случае неудачного исполнения упражнения; 
е) воспитание готовности оказать помощь нуждающимся в ней;  
ж) приучение к коллективным действиям, взаимовыручке;  
з) воспитание чувства ответственности за класс, группу, команду при выполнении любых заданий учителя и др. 
       Продуктивность основной части урока во многом зависит от того, насколько удачно по количеству и степени сложности подобраны упражнения. Важно сохранить высокую работоспособность учащихся в течение всей основной части, а в конце ее, можно было бы выполнить комплекс упражнений на развитие двигательных способностей, необходимых для овладения новыми, более сложными упражнениями на последующих уроках.  
        Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью следующих методических приемов: 
1. Новый материал изучается в начале основной части урока на первом снаряде, на втором - может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем - повторяется пройденное, развиваются двигательные способности. 
2. Подбирая упражнения для основной части урока, следует учитывать, какую они дают нагрузку на организм учащихся и примерно знать, сколько подходов к снаряду (избранному виду занятия) может сделать ученик. При работе на снарядах, упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре. При этом нагрузка на мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты распределяется равномерно. В работу вовлекается, возможно, большее количество мышечных групп. Этим достигается гармоническое развитие мышечной силы, быстроты и выносливости к мышечной работе. При развитии у занимающихся двигательных способностей в начале основной части урока выполняются упражнения для развития координации движений, гибкости, равновесия, затем - быстроты; урок заканчивается выполнением упражнений для развития мышечной силы и выносливости. 
3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению последующими упражнениями или не оказало бы отрицательного влияния.

Успешное решение задач основной части урока в целом зависит от правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от чередования режима работы и отдыха. Интервалами отдыха регулируется интенсивность нагрузки. В ее дозировании нужна большая осторожность, чтобы не нанести ущерб здоровью учащихся. Перегрузка особенно опасна при занятиях с детьми младшего школьного возраста. Они, в силу недостатка опыта и нужных знаний, часто переоценивают свои возможности при выполнении задания педагога. Дети еще плохо знают функциональные возможности своего организма, ошибаются при оценке собственных способностей к овладению сложными упражнениями, требующими хорошо развитой координации движений, больших мышечных и психических напряжений. 
          Признаки, наличие которых могут свидетельствовать о нагрузке, превышающую оптимальную норму для занимающегося: побледнение лица, дрожание конечностей, расстройство координации движений. Эти признаки являются показанием к необходимости снижения нагрузки или прекращения работы данным учеником.  
 
Для того чтобы избежать перегрузки, учитель должен уметь своевременно определить степень утомления каждого занимающегося и, если необходимо, снизить нагрузку. Недостаточная нагрузка также не побуждает к высокой активности и не даст должных оздоровительных, образовательных и воспитательных результатов. 
         Планируя учебный материал на урок, определяя физиологическую нагрузку, учитель должен исходить из степени подготовленности учеников, интенсивности требуемого нервно-мышечного напряжения при выполнении того или иного упражнения и функционального состояния детей (уровня их работоспособности, степени утомления и т.д.).  
         Необходимо учесть, что с 5-го класса у учеников становятся более выраженными особенности в развитии организма мальчиков и девочек. С этого времени для девочек следует планировать несколько меньшую нагрузку, чем для мальчиков, особенно в упражнениях, связанных с силовым напряжением, лазанием, упражнениями в упоре и т.д.  
         Величина нагрузки планируется учителем при составлении конспекта к уроку. Подбирая упражнения, определяя очередность их выполнения, он одновременно может составить усредненную кривую нагрузки по пульсу. Для этого надо знать пульсовую стоимость планируемых упражнений при заданной дозировке (темп, количество повторений или время выполнения).  
        Исходный уровень пульсовой кривой можно определить, измерив показатели у 3-х - 5-ти учащихся разного уровня физической подготовленности. Полученный таким образом стартовый уровень пульсовой кривой, позволяет своевременно внести коррективы в интенсивность нагрузки, более точно регулировать ее в ходе самого урока, избегать перегрузки или недогрузки. 
        Способы дозирования физиологической нагрузки на уроках гимнастики следующие:

1. Изменение условий выполнения  упражнений путем: 
- изменение исходного положения; 
- применения отягощений; 
- использования сопротивлений (амортизаторы) или партнёра;

  1. Изменение числа повторений упражнения
  2. Изменение способа проведения упражнений путем:
  • изменения темпа выполнения;
  • применения поточного способа выполнения; 
    - выполнения упражнений в соединении с другими элементами или в комбинации; 
    - использования других мер, изменяющих трудность выполнения упражнения (ограничение пространства, зрительных ориентиров, времени выполнения и др.). 
             При выборе способа регулирования нагрузки следует руководствоваться принципами постепенного повышения нагрузки и разностороннего воздействия на организм. Нагрузка, испытываемая учащимися в основной части урока и их работоспособность, в значительной мере зависят от правильного чередования работы и отдыха во время выполнения упражнений. Разнообразие упражнений, используемых в процессе урока, может обеспечить подобное чередование работы различных групп мышц, что дает возможность значительно повысить дозировку упражнений. Вместе с тем, и присущая школьникам высокая подвижность нервных процессов, является причиной быстрой врабатываемости и восстановления организма после физической нагрузки. Поэтому перерыв между подходами может быть относительно кратким. Но важно знать, какая степень восстановления от предыдущего выполнения упражнения является оптимальной. Известно, что уменьшение или увеличение продолжительности отдыха от оптимальной величины приводит к возрастанию погрешностей в технике исполнения изучаемых упражнений. Данные научных исследований говорят о том, что таким оптимумом является промежуток времени от окончания упражнения до установления пульса 90 - 100 уд/мин. В течение этого времени в памяти занимающихся еще хорошо сохраняется сформированный педагогом образ упражнения, а органы и системы занимающихся сохраняют высокий уровень работоспособности.  
               Успешность формирования двигательных навыков и развития физических качеств зависит не только от многократного повторения, но и от определенной частоты их выполнения на уроке. Причем необходимое количество повторений обусловлено сложностью упражнений. Практикой и специальными исследованиями показано, что наибольшее число повторений должно быть на первом этапе разучивания движений. По мере его закрепления количество повторений может постепенно снижаться и в дальнейшем, когда навык, хорошо закреплен, следует лишь периодически возвращаться к данному упражнению, чтобы добиться более высокого уровня в выполнении упражнений.  
              Путем правильной организации учащихся и рационального использования оборудования, можно добиться необходимого количества повторений на уроке изученного материала. Например, для успешного овладения элементами акробатики, оптимальной частотой повторения на уроке, будет в среднем 6-9 подходов, причем при выполнении более трудных элементов, таких, как стойка на голове и на руках, следует ограничиться 5-6 подходами. При разучивании техники лазания по канату, подходов должно быть не менее 3-4 для девочек, и 4-6 для мальчиков. В опорных прыжках допускается до 12 подходов для всех этапов обучения.  
             В процессе урока необходимо следить за длительностью интервалов между повторениями. Оптимальная длительность интервалов, как показали специальные исследования, составляет в среднем: 
    - 1,5 мин при повторении опорных прыжков, акробатических упражнений, кратковременных висов и упоров, и других, даже интенсивных, но непродолжительных упражнений;  
    - 2-2,5 мин при повторении более длинных комбинаций на снарядах, лазания по канату и других упражнений, для которых характерны интенсивность и величина мышечных усилий.  
     Непременное условие результативности основной части занятий – внимательное наблюдение учителя за правильностью выполнения учениками заданий, упражнений и их оценка. Не опасаясь частичного снижения моторной плотности урока, педагоги должны тут же исправлять допускаемые ошибки, вносить необходимые корректив. Ведь плотность не самоцель, а одно из условий успешного решения задач уроков. 
             Обязательным условием эффективности основной части урока является обеспечение оптимального эмоционального состояния. Положительные эмоции содействуют не только обучению. На их фоне успешнее совершенствуются физические качества. 
            Продолжительность основной части зависит от продолжительности урока в целом. В школьном уроке продолжительностью в 45 мин, основная часть составляет от 28 до 35 мин.

Информация о работе Методика проведения урока гимнастики