Методика проведения урока гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования моей курсовой работы: изучить особенности содержания и методика проведения урока по гимнастике
Задачи исследования:
1. Рассмотреть классификацию и характеристику форм занятий в физической культуре.
2. Изучить структуру и содержания урока по гимнастике.
3. Рассмотреть методику проведения урока по гимнастике

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
1. Классификация форм занятий в физическом воспитании …………………4
1.1 Урочные формы………………………………………………………………..6
1.2 Неурочные формы……………………………………………………………..8
2. Структура и содержания урока по гимнастике……………………………...10
3. Методика проведения урока по гимнастике…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………. …24
Список использованных источников ………………………………………...25
Приложения 1………………………………………………………………….27
Приложения 2………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.81 Кб (Скачать файл)

 

Средства основной части урока:

Прикладные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах,

акробатика, опорные прыжки, упражнения для развития физических качеств, подвижные игры, полосы препятствий, эстафеты

 
       Заключительная часть урока 
       Назначение заключительной части урока - завершение учебной работы учащихся, снижение нагрузки и приведения их организма в относительно спокойное состояние, подведение итогов урока и ориентирование учащихся на последующую деятельность. Заканчивая урок, необходимо обеспечить ровное, несколько повышенное эмоциональное состояние учащихся. Хорошим средством для решения этой задачи являются упражнения, направленные на успокоение и восстановление деятельности сердца и дыхания. Разбор урока и подведение итогов обычно сводится к оценке его основного содержания, поведения учащихся и постановки задач на будущее. В конце урока ученикам даются рекомендации и задания на дом.  
 
Продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности подготовительной и основной части и колеблется от 3-х до 5 минут.

 

        Средства заключительной части урока:  
        Упражнения на расслабление или внимание, игры на внимание, ходьба с упражнениями на дыхание, танцевальные шаги, строевые приёмы и др.  
Заслуживает внимания и всемерного распространения опыт проведения образных или сюжетных уроков в младших классах, когда ученики, выполняя упражнения и различные задания, становятся персонажами различных сказок или мультфильмов. В такой урок можно внести элементы и атрибутику различных профессий, что одновременно будет способствовать профессиональной ориентации учащихся. Место проведения занятий превращается то в стартовую площадку для полета в космос, то в атомоход, бороздящий безбрежные просторы океана, то в автодром и т.д. 
Например, при изучении акробатических упражнений ученики не просто выполняют перекаты, кувырки, а вырабатывают навыки сохранения равновесия тела в необычных условиях, умения ориентироваться в безопорном положении в условиях невесомости, развивают устойчивость организма к укачиванию в море и так далее. 
          Положительная эмоциональная обстановка на подобных уроках обеспечивают каждому ученику возможность добиться успеха, испытать чувство радости и удовлетворения от своей деятельности и работы всего класса. Новизна таких урока достигается и своеобразной организацией класса: изменением места построения, включением песен, речитативов, элементов ритмики, музыки и другое.

 

Заключение

 

Таким образом в курсовой работе были рассмотрены следующие вопросы: классификация форм занятий в физическом воспитании, урочные формы, неурочные формы, структура занятий урочного типа и методика проведения урока по гимнастике. И были сделаны следующие выводы:

1. Благодаря своим методическим  особенностям, гимнастика является  самым доступным средством физического  воспитания, средством избирательного  и всестороннего воздействия  на двигательную, а через нее  и на другие функции организма, психические и личностные свойства  занимающихся. Именно поэтому ею  занимаются в детских садах, в  средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в средних и  высших учебных заведениях разного  профиля.

2. Гимнастика также выступает  как научная дисциплина и изучает  закономерности физического развития  и совершенствования человека  с помощью характерных для  гимнастики средств, методов и  форм организации занятий.

3. В ходе подготовки к урокам гимнастики следует продумать, какой метод организации учащихся целесообразнее использовать при выполнении тех или иных упражнений.

4. Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключительная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л.Журавин, О.В.Загрядская, Н.В.Казакевич и др.; Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.
  2. Е.М. Чепаков. Гимнастика: учебное пособие. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2004. – 88 с.
  3. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
  4. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б.А.Ашмарина. — М., 1990.
  5. Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. — М., 1997.
  6. .   Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001
  7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия, 2003.
  8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – 4-е изд., стер. – М.:Лань, 2004. – 160 с.
  10. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт; 1976. – Т.1. – 304 с.
  11. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т.2. – 256 с.
  12. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры.
  13. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.: ил. 
  14. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. - 544с.
  15. Гимнастика и методика преподавания: Учебник Г48 для институтов физической  культуры/Под    ред. В. М. Смолевского. — Изд. 3-е, перераб.,    доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. —336 с, ил.
  16. Петров П. К.  Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  17. Теория и методика гимнастики: учеб. пособие / под ред. В.И.Филипповича. – М.: Просвещение, 1971. – 312 с.
  18. Рабиль, Г.Б. Гимнастика в школе. 5 – 11 классы / Г.Б. Рабиль. - Мн.: УНПО «Скарына», 1991. – 137с.
  19. . Куликов,  А.И. Гимнастика: учеб. пособ. для студ. вузов спец. «Физическая культура и спорт» / А.И. Куликов - Гомель:  ГГУ им. Ф.Скорины,   2004. – 111с.
  20. Гимнастика: учебное пособие / Г.Б. Рабиль [и др.]  В.М. Миронов [и др.]; под общ. ред. В.М. Миронова. – Мн.: БГУФК, 2007.- 254с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Формы занятий физическими упражнениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения 2

 

 

КОНСПЕКТ

 

урока по физической культуре

 

для учащихся «9» класса

 

 

 

Тема урока:  « Опорный прыжок  в упор присев  и взмахом рук  соскок   

                          прогнувшись »

 

Задачи урока:

1. « Закрепить технику упоров на гимнастической скамейке и горке матов,   

     а также  соскока прогнувшись»

2. « Оценить выполнение опорного прыжка в упор присев (высота   

     гимнастического  «козла» - 80 см) и взмахом рук соскока  прогнувшись»

3. «Способствовать развитию  силовых способностей»

4. «Способствовать формированию  правильной осанки»

5. «Воспитывать интерес  к выполнению физических упражнений»

 

 

 

 

Место проведения:  спортивный  зал

   

 

Время проведения: 9.55-10.35.

 

 

Необходимый инвентарь и оборудование: гимнастические скамейки, маты, гимнастический «козёл», гимнастический мостик.

 

 

 

 

                                                 

 

                                                 

                                                         

 

Часть урока

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

I.

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

 

Ч

А

С

Т

Ь

 

1.  Построение, отметить присутствующих и отсутствующих, сообщение задач.

 

 

 

 

 

2.  Строевые упражнения: расчет по порядку, повороты на месте.

 

3. гимнастический шаг:

    4 шага - руки вперед,

    4 шага - руки в  стороны,

    4 шага -  руки  вперед,

    4 шага -  руки  вниз,

    8 шагов - на носках, руки за головой,

    8 шагов - на пятках, руки в стороны;

 

4. Ходьба противоходом, шаг  галопа вправо (влево).

 

5.  Бег; бег с поворотом  кругом по сигналу.

 

6. Перестроение в 4 колонны.

 

7.  ОРУ в шеренгах:

 

1) и. п. – стойка руки на плечах рядом стоящих

1-2- плечи поднять

3-4- и. п.

5-6- ссутулиться

7-8- и. п.

 

2) и.п. – стойка – руки вниз, взяться пальцами рук

1-3- три отведения рук  движением вперед

4- и. п.

5-7- то же, что счет 1-3 движением назад

8- и. п.

 

3) и. п. стойка ноги врозь – руки на плечах

1-3- три пружинистых наклона  туловища вперед

4- и. п.

5-7- наклон туловища назад

8- и. п.

 

 

 

4) и. п. стойка – руки на плечах

1-4 - 2 приседа

5-8- мах вперёд правой, мах вперёд левой

 

5) и.п. – о.с.

1-3- три шага вперед  на руках

4- упор лежа 

5-7- три шага назад

8- о. с.

 

6) и.п. – стойка руки на плечах

1-8- прыжки на двух ногах, ходьба на месте.

 

12 мин.

1 мин.

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

1 мин.

 

1 мин.

  

  5мин.

 

4 р.

 

 

 

 

 

4 р.

 

 

 

 

 

 

4 р.

 

 

 

 

 

4 р.

 

 

 

4 р.

 

 

 

4 р.

 

 

    

   .

«Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!» Требовать от учащихся быстроты построения в шеренгу. Обеспечить конкретность и доступность понимания учащимися формулировок задач урока.

 

Внимание на чёткость выполнения.

 

Следить за осанкой, точным выполнением задания.

 

 

 

 

  

  

 Соблюдать интервал.

 

«Через центр по 4 марш!»

 

 

 

Обращать внимание на синхронность выполнения упражнений в шеренгах, точно под  счет

 

 

 

 

Максимально отводить прямые руки

 

 

 

 

 

 

В наклонах вперед прогнуться, в наклоне назад ноги не сгибать

 

 

 

 

 

Мах ногой выполнять прямой, опорную ногу не сгибать.

 

 

Выполнять точное положение упора лежа.

 

 

 

 

Колени, носки натянуть

    II.

 

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

 

Ч

А

С

Т

Ь

 

Переход к гимнастическому «козлу» (снаряд).

 

6)  И. П. – лицом к снаряду.

  - сделать 1-2 шага перед гимнастическим

    мостом.

  - выполнить отталкивание двумя ногами,

    постановку рук на верхнюю часть

    снаряда.

 

7)  И.П. – лицом к снаряду.

- выполнить  разбег, наскок на мостик,

   отталкивание, постановку рук, вскок в

   упор присев на гимнастического «козла»,

   соскок прогнувшись.

8)  Упр. №7 – выполнить  на оценку.

 

 

Построение в 4 колонны.

Комплекс упражнений на развитие силовых способностей:                          выполнить  2 подхода

1. Сгибание и разгибание  рук в упоре лёжа (отжимание):                  мальчики -

                                         девочки –

 

2. Поднимание туловища  лёжа на спине,          ноги согнуты, руки за голову:           

                                        мальчики – 

                                        девочки -

 

 

 

3. Поднимание туловища  лёжа на животе, руки за голову:              мальчики – 

                                        девочки -

 

 

20 мин.

 

 

 

1 р.

(2 мин.)

 

 

 

 

 

 

1 р.

(2 мин.)

 

 

 

4 р.

(1 мин.)

 

 

 

 

 

 

1 р.

(2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

    

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

      

 

 

.

 

 

 

Показать выполнение 1-2 шага с наскоком. Скоординировать движение шагов с наскоком на две ноги и постановкой рук.

 

Показать выполнение 1-2 шага в разбеге и само упражнение в целом.

 

Страховка и помощь. Встать сбоку от учащихся у места приземления и страховать его под грудь или под спину. В момент прихода на снаряд в упор присев -  за руку.

Указать ошибки. Отметить лучших в выполнении упражнения.

 

Настроиться на выполнение прыжка на оценку.

Выставить оценки.

 

Задания выполняются под счёт

Следить за правильностью выполнения: руки – на ширине плеч, в пояснице не прогибаться, животом пола не касаться.

 

Поднимание с касанием локтями колен, опускание с касанием локтями пола.

 

При поднимание туловища прогибание с отведением локтей назад, при опускании быть внимательным ( не удариться об пол).

   III.

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

 

Ч

А

С

Т

Ь

 2. Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

3. Домашнее задание:

-   сгибание–разгибание  рук в упоре лежа;

-   наклон вперёд согнувшись;

 

 

8 мин.

 

6 мин.

   

 

 

 

 

 

2мин

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

- оценка степени решения  задач;

- выявление мнений учащихся  о результативности их деятельности;

 

 

Наглядно показать выполнение упражнений и объяснить необходимость их выполнения.





                                            

 

 

 

 


Информация о работе Методика проведения урока гимнастики