Методика совершенствования техники броска в игре "Дартс" у детей 14-18 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Спортивная деятельность представляет собой одну из сфер деятельности, где человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов. Благодаря высокой конкуренции, эта деятельность имеет четкие критерии оценки результатов, требует высокой активности от человека и обладает высочайшей мотивацией.

Вложенные файлы: 1 файл

дартс.docx

— 77.06 Кб (Скачать файл)

И том случае, когда спортсмены смещают голову несколько левее (правши) для того, чтобы лучше  ориентироваться в пространстве и видеть более полную картину (дротик, точку прицеливании и мишень), уточняя  при этом положение дротика, они  ориентируют окончание его иглы относительно точки прицеливания и  представляют в уме более целесообразную (по их мнению) возможную траекторию полета дротика, заканчивающуюся в точке прицеливания.22 При этом виде прицеливания единообразное положение головы особенно важно, так как любое его изменение может негативно сказаться на эффективности прицеливания и точности попадания в цель.

Вначале выполнить все  составляющие прицеливания слишком  трудно, так как у большинства  спортсменов, как правило, сознание направлено и основном на ожидание момента наилучшей устойчивости системы «дартсмен—дротик». Поэтому для освоения прицеливания дартсмены должны под руководством тренера многократно выполнить эти движения и учиться относительно неподвижно удерживать дротик в течение нескольких секунд (задержка дыхания 8-10 с). Однако общее время удержания без задержки дыхания может быть гораздо больше (от 8-10 с до 1 мин).23

Для обучения удержания дротики  на мишени могут быть использованы следующие упражнения:

- удержание окончания  хвостовика (иглы) на фоне «белой  мишени»;

- удержание окончания  хвостовика (иглы) на фоне белого  листа бумаги небольшого размера,  прикрепленною па мишени;

- удержание окончания  хвостовика (иглы) в перекрестье,  нарисованном на белом листе  бумаги;

- удержание окончания  хвостовика (иглы) в круге разного  диаметра, нарисованном на листе  белой бумаги и др.

При выполнении последнего упражнения целесообразно соотносить диаметр  круга с величиной района прицеливания, соответствующего ни данный момент уровню подготовленности дартсмена. Под районом прицеливания принято понимать площадь круга, ограниченного окружностью с центром в точке прицеливания. Он может быть больше или меньше в зависимости от степени устойчивости. Чем выше уровень мастерства дартсмена, тем меньше район колебаний дротика (район прицеливания).

Для того чтобы выбрать новую точку прицеливания, в том случае, если она выше прежней, необходимо уменьшить угол наклона (угол, образованный вертикальной осью и туловищем), то есть отклониться назад относительно мишени, если же она расположена (выбрана) ниже, то наоборот, нужно увеличить угол наклона, то есть наклонить туловище вперед по направлению к мишени (без смешения веса тела как в том, так и в другом случае на опорную ногу). При этом положение других звеньев системы «дартсмен—дротик»: головы, плеча, предплечья, кисти, дротика относительно друг друга не меняется24.

При изменении точки прицеливания по горизонтали (в горизонтальной плоскости) дартсмену рекомендуется либо:

1) поменять место, то  есть принять изготовку на  линии броска непосредственно  напротив выбранной им точки  прицеливания;

2) изменить положение изготовки  путем изменения положения стоп  ног, то есть развернуться непосредственно  к новой точке прицеливания (без  «скручивания» туловища), правда  в этом случае расстояние между  ним (дротиком) и точкой прицеливания  немного увеличивается.

При этом необходимо также  следить, чтобы плечо ведущей  руки оставалось в фиксированном  положении в плечевом суставе  и остальные части тела (голова, предплечье, кисть, а также дротик) не меняли своего положения относительно друг друга.25

Все эти действия многократно  повторяются дартсменам и под руководством и контролем со стороны тренера, который следит за правильностью их выполнения.

1.3.6 Обучение выполнению  броска. Выпуск

 

Под броском подразумевается способ метания дротика. Прицельный бросок выполняется с целью попадания  дротика в точку прицеливания. Основная задача выполнения прицельного броска заключается в том, чтобы развить необходимую скорость движения дротика в нужном направлении и обеспечить наиболее рациональную траекторию его полета для попадания дротика точно в точку прицеливания.26 Для решения этой задачи необходимо выполнить как минимум три основных условия:

придать дротику максимально возможную  скорость движения в выбранном направлении  в момент вылета (отделение дротика  от пальцев руки, выполняющих его  захват и удержание) без нарушения  координации движений;

передать  основное усилие непосредственно от пальцев ведущей руки точно в  центр тяжести дротика в плоскости  броска;

обеспечить  необходимый для наиболее рациональной траектории полета угол вылета дротика.

Бросок  принято условно разделять на три фазы:

начальная (отведение);

средняя (основная);

заключительная.27

Начальная фаза. Основной задачей это фазы броска является обеспечение ведущей руке такого положения, которое позволяет во время ее разгибания в локтевом суставе развить максимальную скорость движения предплечья, кисти и соответственно дротика в избранном направлении. При выполнении отведения происходит сгибание ведущей руки в локтевом суставе (приведение предплечья к плечу) и разгибание в лучезапястном суставе. Это движение должно выполняться плавно за счет минимально возможного напряжения мышц. Плечо фиксировано в плечевом суставе (положение плеча определяется одним из вариантов изготовки). Во время выполнения отведения все движения ведущей руки должны осуществляться в вертикальной плоскости, без горизонтальных смещений (нельзя допускать скручивание в локтевом суставе). Этот элемент броска выполняется только ведущей рукой, без участия других частей тела.

Средняя фаза. Основная задача этой фазы - придать дротику максимальную скорость вылета в выбранном направлении. Во время этой фазы броска происходит разгибание ведущей руки в локтевом суставе и соответственно движение предплечья, кисти и дротика в направлении точки прицеливания. При этом, в процессе все ускоряющегося движения предплечья в локтевом суставе, кисть вначале как бы отстает от него. Затем же на фоне поступательного движения предплечья начинается выполнение плавного, но быстрого сгибания кисти в лучезапястном суставе точно в плоскости броска - кисть начинает обгонять предплечье. Обычно это происходит в конце средней фазы броска.

Заключительная  фаза. Основная задача этой фазы броска - это передача всей накопленной в процессе разгибания руки энергии под определенным углом точно в центр тяжести дротика в плоскости броска в момент освобождения его от захвата и придание ему нового направления.

В заключительной фазе броска скорость движения предплечья и особенно кисти, удерживающей дротик, должна достичь  максимально возможной величины. Однако, следует отметить, что при этом не должно происходить нарушения координации движений.28 Надо помнить о том, что скорость вылета дротика является очень важным фактором, влияющим на высоту траектории и точность попадания в цель, однако, если достижение максимальной скорости будет связано с нарушением навыка выполняемого движения, то это существенно снизит эффективность броска и не позволит достичь желаемого результата. Следовательно, величина скорости должна быть оптимальной с учетом уровня подготовленности и возможностей дартсмена.

Соблюдение следующего очень важного  условия заключается в том, что  основное усилие в момент отделения  дротика от пальцев в процессе освобождения от захвата должно быть приложено точно в центр тяжести  дротика под определенным углом  в плоскости выполняемого броска, что должно обеспечить оптимальный  угол вылета, от которого во многом зависят  траектория полета и правильное направление  движения дротика.29

И, наконец, в заключительной фазе спортсмен выполняет один очень  важный элемент техники броска - выпуск (способ освобождения дротика из хвата пальцев). Выпуск является заключительным элементом техники броска. Выполнить его правильно в сочетании с другими элементами в начале обучения весьма трудно. Поэтому после рассказа и показа выполнения выпуска тренер может использовать следующую схему для разучивания этого элемента30:

1. Спортсмен может сесть  за стол, поставить локоть либо  на сам стол, либо на какой-то  специальный упор. Угол, образованный  плечом и предплечьем, должен  быть немного больше 90°, кисть  находится в вертикальном положении.  Затем спортсмен должен расслабить  мышцы предплечья, поддерживающие  кисть в вертикальном положении,  и дать ей возможность свободно  «упасть» вперед с одновременным  расслаблением пальцев,

2. Выполняется то же  самое упражнение, но с предварительным  выполнением хватки для удержания  дротика. После одновременного, мгновенного  и полного расслабления пальцев  дротик должен путем их раскрытия освободиться от захвата и упасть (воткнуться) и подложенный предварительно пенопласт, линолеум или любой подходящий для этого материал.

3. Выполняется то же  самое упражнение, но добавляется  предварительное «отведение» (приведение  предплечья к плечу), а затем  движение предплечья вперед от  плеча.

Необходимо следить за тем, чтобы движения выполнялись  в вертикальной плоскости, мышцы  не перенапрягались и чтобы все  движения были хорошо согласованы между  собой.31

4. Выполнить то же самое  упражнение в положении изготовки,  предварительно подложив какой-либо  подходящий материал, чтобы дротик  после падения попал точно  в него. Обратить внимание на  угол, под которым он воткнется.

5. Выполнить бросок в  целом.

Неправильное или несвоевременное  выполнение этого элемента может  очень существенно снизить эффективность  всего броска. Основная задача при выполнении выпуска заключается в практически мгновенном и полном расслаблении одновременно всех пальцев, удерживающих дротик в избранном и постоянно контролируемом положении, которое должно быть согласовано с движением и положением кисти ведущей руки. При соблюдении этого условия дротик как бы сам "раскрывает" удерживающие его до этого момента пальцы и освобождается от их захвата под определенным углом. Для избегания угловых смещений в горизонтальной плоскости (разброс по горизонтали), все движения должны выполняться точно в плоскости броска.32

 

1.3.7 Обучение управлению  дыханием

 

Для обеспечения наилучшей устойчивости необходимо приостановить дыхание  на время выполнения броска, чтобы  исключить нежелательные движения грудной клетки. Задержка дыхания на 3-10 секунд не представляет трудности даже для нетренированного человек. Этого времени вполне достаточно для выполнения броска.

На начальном этапе  обучения навык управления дыханием необходимо начинать формировать после  освоения изготовки. Затухание дыхания  начинается сразу же после принятия изготовки и выбора точки прицеливания. Затем на одном из полувыдохов происходит задержка дыхания, уточнение прицеливания и непосредственно сам бросок33.

В зависимости от длительности задержки дыхания, психического И физического состояния дартсмена, уровня его подготовленности и развитого усилия, дыхание после броска может быть нормальным, несколько углубленным и глубоким. Нецелесообразно затягивать задержку дыхания и тем самым вызывать затруднения и неприятные ощущения. Необходимо соотносить время задержки дыхания со временем выполнения броска              (8-10 с). Следует отметить, что управление дыханием может способствовать как успокоению, так и активизации, так как состояние спокойствия и уверенности характеризуется спокойным дыханием.34 Таким образом, использование определенной манеры дыхания с затуханием дыхательных движении к периоду наибольшей устойчивости системы «дартсмен-дротик»,  и как бы естественной непродолжительной задержкой его к моменту выполнения броска,  является наиболее рациональной схемой дыхания дартсмена. Обучение управлению дыханием должно органически сочетаться с обучением технике изготовки, прицеливания, броска и выпуска.

Итак, игроку-чемпиону по дартс, который редко набирает менее 100 тремя дротиками и может попасть в любое удвоение по требованию, завидуют и восхищаются все. Может ли такое мастерство быть выучено или приобретено? Ответ, откровенно говоря, нет. Игроками Топ класса, как виртуозами скрипки, великими художниками и великими писателями, рождаются, не становятся. Секрет великого дартсмена, несомненно, в психологической предварительной подготовки. Человек, который может бросить дротик, чтобы поразить любое желаемое место на диске диаметром 18 дюймов, с расстояния в 9 футов, концентрируется на тех местах и полностью исключает из своего сознания все остальное, и его мозг автоматически координирует движение каждой мышцы в его теле таким образом, что, однажды поразив, дротик не может не достичь своей цели. Это все работает, как точная машина, установленная и настроенная до совершенства. Хотя, те, кто менее одарен может никогда не достичь таких головокружительных высот, многого можно добиться на практике и соблюдении некоторых общих принципов, полученных от методов успешных игроков.35

Многие думают, что игра дартс очень простая, не требующая усилий и не оказывающая никакого воздействия на здоровье. Однако, после ряда исследований выяснились любопытные факты. Общеизвестно, что, перенеся тяжелые заболевания, дети длительное время и с большим трудом восстанавливают свой привычный ритм жизни и свою физическую активность. Восстанавливать, зачастую, приходится не только физическое состояние, но и эмоциональное. И как раз в поправке настроения, как заметили врачи, очень способствует игра дартс. Для этой игры нет ограничений в возрасте   и физическом состоянии. Азарт, захватывающий игроков, позволяет им отвлечься от своих недугов и получить удовольствие от игры.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Аксянов Н. Дартс: метод. пособие / Аксянов Н., Яковлев В. - М.: МСП «Инерконтакт», 1991.

Аксянов Н., Яковлев В. История, виды игр, техника./ Методическое пособие, 1991.

Аксянов Н., Яковлев В. Методическое Пособие  По Дартсу, 2010.

Ашмарин   Б.А.   Теория   и   методика  физического   воспитания. -  М.: Просвещение, 1990.

Бабинина, Т. Дартс: учебно-практическое пособие. – М.: Моск. гос. индустр. ун-т, 2009.

Бутаев В.К. Влияние физической нагрузки на технику движений, требующих целевой точности. - М.: 1990.

Верхошанский Ю.В.  Основы подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

Виленский, Туревский, Торочкова: Физкультура: 5 - 7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвящение, 2011.

Гальперин С.И. Физические особенности  детей. - М.: Просвещение, 1996.

Годик М.А. Контроль тренировочных и  соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1990.

Голомазов С.В. Кинезиология точностных действий человека / Голомазов С. В. - М.: СпортАкадемПресс, 2003.

Григорьев В.И. Концепция физкультурного образования в материалах нового сборника научных трудов СПбГАФК / В. И. Григорьев // Теория и практика физической культуры,  1998.

Ерофеева О. Игра в дартс: Метод. указания. – Уфа: 1998.

 

Захаров Е., Королев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовленности. - М.: Просвещение, 1994.

 

Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / Зациорский В.М. - М.: Физкультура и спорт, 1979.

Зациорский В.М. Структура и изменения физической пригодности. // Теория и практика физической культуры, № 6,1999.

Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: ФиС, 1999.

Кузин В.В. Мониторинг развития спонсорства  российского спорта // Теория и практика физической культуры. - № 2. - 1997.

Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов / В. В. Кузнецов. - М.: Физкультура и спорт, 1970.

Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. // Физкультура в школе, № 1,2000.

Кутенков В.Я. Дартс как форма активной деятельности студенческой молодежи: учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2009.

Лотоненко Андрей Васильевич Физическая культура студентов вузов - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. - М.: ACT, 1998.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977.

Мунтян В. Стратегия, технико-тактическая и психологическая подготовка.– М.: ХаГАФК, 2001.

Назаренко Л.Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества / Л.Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001.

Немцев О.Б. Биомеханические основы точности движений: монография / О.Б. Немцев. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2004.

Немцев О.Б. Теоретические основы точности движений / О.Б. Немцев // Вестник  Адыгейского государственного университета. - 2005.

Никитин, А. А. Дартс : Руководство для начинающих. М.: Эксмо, 2004.

Нортон Д., Маклафлин П. Дартс. Энциклопедия Арт-Родник, 2010. 

Озолин Н.Г. Молодому коллеге.- М.: ФиС, 1988.

Основы теории и методики физической культуры. Учебник для  тех. физкульт. Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: ФиС, 1980.

Паначев В.Д. Дартс - спорт для всех. - Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2009.

Перевалов А., Шамаева Е. Современные тактико-технические принципы игры в дартс среди молодежи.- Тверь, 2010.

Платонов  Д.Н.   Подготовка  квалифицированных  спортсменов. - М.: ФиС, 1986.

Поташник М.М. Как подготовить и  провести открытый урок (современная  технология) : метод. пособие / М. М. Поташник, М. В. Левит. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Пед. об-во России, 2008.

Решетняков Н.Р., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для  студентов  средних спец-х учреждений. - М.: Издательство центр «Академия», 1998.

Фарфель В.П. Направление движениями в спорте. -М.: ФиС, 2005.

Физиология человека. Учебник для  студентов высших учебн. заведений. /Под общ. ред. Зимкина Н.В. -М.: Высшая школа, 1984.

Физическая культура: программа для  уч-ся средней общеобразовательной школы (1-11 классы) // Под ред. Н.В. Барышевой. -  Самара, 1995.

Филин В.П. Воспитание физических качеств  у юных спортсменов.- М.: ФиС, 2004.

Филиппович В.Н. Теория и методика гимнастики. – М.: 1975.

Фомин  Н.А.,  Вавилов Ю.Н.  Физиологические  основы  двигательной активности. - М.: ФиС, 1991.

Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. -М.: ФиС, 1982.

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. /Учебн. пособие для ст-ов высш. учебн. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. - М.: Просвещение, 1990.

Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1991.

Шилин Ю., Каневская А. Теория и методика тренировки в дартс: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2010.

Информация о работе Методика совершенствования техники броска в игре "Дартс" у детей 14-18 лет