Методика технической и физической подготовки баскетболистов 10-12 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование системы подготовки юных баскетболистов является важной проблемой теории и методики спортивной тренировки (Филин В.П., Фомин Н.А. и др.). Одним из наиболее важных направлений специалисты считают научное обоснование, построение и содержание учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки.
Современный баскетбол игра атлетическая. Высокий темп выполнения игровых действий, быстрая смена ситуации на площадке, постоянное единоборство с противником, ограниченное время владения мячом предъявляет высокие требования по всем видам подготовки спортсмена.

Вложенные файлы: 1 файл

методика подготовки баскетболистов 10-12 лет.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Для воспитания ловкости используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых и быстрых действий. А воспитание ловкости в плане формирования умения рационально перестраивать двигательную деятельность в сжатые временные интервалы диктует необходимость использовать упражнения, требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации.

 Больше всего этим требованиям  отвечают спортивные (баскетбол,  футбол и др.) и подвижные игры, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика, отдельные виды лёгкой атлетики, связанные с преодолением препятствий (барьерный бег). Основные упражнения баскетбола, выполняемые в непривычных условиях или из необычных положений, так же способствуют воспитанию ловкости. Например, подбрасывают мяч вверх-вперёд – делают кувырок вперёд – встают – ловят мяч; ведут на месте, одновременно перепрыгивая через большую скакалку, которую вращают партнёры и т.д.

Чтобы учащиеся могли управлять  своим телом в воздухе, «зависать», что особенно важно при изучении броска в прыжке, ловли высоко летящих мячей и при отскоке от щита, следует заранее включать в занятия упражнения, помогающие продлевать безопорную фазу. Например, передачи мяча в парах, отталкиваясь от гимнастического или пружинного мостика.

Для совершенствования координации  движений и ловкости используются мячи различного объёма и веса, упражнения типа жонглирования. Широко применяются баскетбольные упражнения, выполняемые из затруднённых, необычных исходных положений, с непривычной скоростью, а также задания в преодолении полосы препятствий [10].

Ловкость баскетболиста имеет две разновидности: акробатическая ловкость, которая проявляется в бросках, падениях, перекатах во время игры, в защите; прыжковая ловкость – умение владеть своим телом в безопорном положении при выполнении нападающих ударов, блокирования и вторых передач в прыжке.

Основными средствами воспитания специальной  ловкости баскетболиста является гимнастические, акробатические, имитационные и основные упражнения по технике игры.

Упражнения для воспитания прыжковой  ловкости направлены преимущественно  на развитие специальной ловкости, их используют в начале основной части  занятия. Они требуют от спортсменов  проявления не только физических, но и  значительных нервных напряжений.

В одном занятии не рекомендуется  давать много разнообразных упражнений.

 

 

волейболист мышца  вес физиологический

Глава 2. Методы и организации исследования

2.1 Методы исследования:

 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ литературных  источников.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Контрольное тестирование.

5. Метод математико-статистической обработки результатов (t – критерий Стьюдента).

 

  1. Анализ литературных источников.

 Осуществлялся на протяжении всего исследования.

В процессе исследования обобщались и анализировались данные

научно-методической литературы об особенностях использования средств и методов на этапе начальной подготовки в баскетболе, об организационно-методическом обосновании повышения уровня физической подготовленности баскетболистов и влиянии ловкости на физическое развитие спортсменов. 

        Анализ литературы по вопросу подготовки учебно-тренировочного процесса баскетболистов позволил выявить, что для рациональной подготовки баскетболистов в школе необходимо использовать разнообразные средства и методы.

       Анализ литературных источников по данным вопросам дал возможность получить относительно полное представление о состоянии изучаемого вопроса, а также разработать методику повышения физической подготовленности баскетболистов, направленную на рационализацию подготовки баскетболистов в школе, сформулировать цель и задачи исследования.

  1. Педагогическое наблюдение.

         Представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебного процесса баскетболистов 10-12 лет без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Такое наблюдение имеет конкретный объект изучения, наличие специфических приёмов регистрации явлений и фактов (условных обозначений при записях и пр.) и, конечно, проверку результатов наблюдения.

  1. Педагогический эксперимент.

         Педагогический эксперимент создаёт возможность для воспроизведения изучаемых явлений. Это основной метод исследования. Ценность его заключается в том, что, условия, в которых изучается то или иное исследование, создаются экспериментатором. И могут, поэтому многократно повторяться, частично или полностью изменяться. Это позволит глубже и разностороннее познавать изучаемое явление.

     Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ Гимназия МР Чишминский район с баскетболистами группы начальной подготовки второго года обучения. Экспериментальная группа состояла из мальчиков 10-12 лет в количестве 5 человек, в контрольную группу так же вошло 5 мальчиков того же возраста.

В основе планирования программы учебно-тренировочного процесса в экспериментальной и контрольной группе лежала программа Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (Ю.М.Портнов, В.Г.Башкирова, В.Г.Луничкин, М.И.Духовный, А.Б.Мацак, А.Б Саблин, 2004г).

Тренировочные занятия  проводились в количестве 3-х раз в неделю, продолжительностью 2 часа.

 Учебно-тренировочный процесс в контрольной группе осуществлялся на основе предложенных программой средств и методов тренировки.

 

  1. Тестирование.

         В эксперименте были использованы контрольные упражнения для измерения уровня технической подготовки юных баскетболистов 10-12лет.

Тест 1. Ведение мяча с изменением направления (змейка)

30м (2 х15м).

По команде “На  старт!” учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде “Марш!” учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируя время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию. 

Тест 2. Челночный бег с ведением мяча 3х10м.

 Старт тот же, что и в тесте 1. по команде “Марш!” ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом не беря мяч в руки, и устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксирует время, которое ученик показывает, пересекая финишную линию. 

Тест 3. Передача мяча двумя руками от груди в цель за 30с.

 Учащиеся располагаются в 3 метрах от стены и по сигналу тренера в течении 30 сек. выполняют передачи мяча в стену двумя руками от груди. По свистку передачи заканчиваются. Подсчитывают количество выполненных передач за 30 сек. задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихся выполняет передачи, другая считает. Затем группы меняются местами. 

Тест 4. Бросок в кольцо

 Учащиеся строятся у средней линии с правой стороны щита. У каждого мяч. По команде тренера ученик начинает ведение, выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита, затем возвращается на свое место, выполняет второй бросок и т.д. (всего 10). Фиксируется количество точных попаданий в кольцо.

 

  1. Метод математико-статистической обработки результатов.

         Широко применяется для обработки полученных в ходе исследования данных, их логический и математический анализ для получения вторичных результатов, т.е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации.

При обработке полученных результатов вычислялись следующие показатели:

a. Показатели среднего арифметического Х

В работе мы использовали формулу для вычисления средней  арифметической величины для каждой группы в отдельности

где Хi – значение отдельного измерения; n – общее число измерений в группе.

b. Дисперсию по формуле

c. Формулу для вычисления стандартной ошибки среднего арифметического значения (m) по формуле

d. Для оценки достоверности различий средних показателей использовался

t критерий Стьюдента

Где n - объем выборки,

сумма,

х, у - экспериментальные  данные

Sx, Sy -дисперсии.

С помощью методов  статистической обработки экспериментальных  данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом.

2.2. Организация исследования.

Исследование проводилось в естественных условиях на базе МБОУ Гимназия МР Чишминский район РБ. В исследовании принимали участие баскетболисты 10-12 лет, занимающиеся в секции баскетбола. Выборка данной группы испытуемых составила 10 баскетболистов, которые были поделены на 2 подгруппы: контрольная – 5 человек и экспериментальная - 5 человек. Исследование состояло из III этапов.

I этап (сентябрь 2013): определение начального (исходного) уровня специальной физической подготовки баскетболистов (10-12 лет).

II этап (декабрь 2013): выявление разницы специальной физической подготовки баскетболистов (10-12 лет), сравнение полученных данных с начальным (исходными) показателями.

III (декабрь 2013) этап - анализ результатов исследования.

Определение уровня технической  подготовки детей младшего школьного возраста осуществлялось при помощи контрольных упражнений, выполнение которых демонстрирует уровень владения техникой баскетбола.

Педагогические контрольные  испытания (тестирование) были использованы с целью:

а) определение начального (исходного) уровня специальной физической подготовки баскетболистов 10-12 лет;

б) отслеживание разницы  развития специальной физической подготовки баскетболистов 10-12 лет.

Для определения достоверности  различий между рядами показателей  контрольной и экспериментальной  групп была использована методика определения t – критерия Стьюдента.

 

Глава 3. Результаты исследования

3.1 Результаты тестирования

Анализ тестирования показал, что в начале эксперимента статистически значимых различий между группами не выявлено (Р > 0,05). Это указывает на относительную однородность групп в начале эксперимента.

 

 Таблица 1

Сравнение среднегрупповых показателей экспериментальной и

контрольной групп в начале эксперимента.

 

 № п/п

 Тесты

Экспериментальная

 группа

Контрольная

 группа

 δэ

 δк

 t

 P

 1.

Ведение мяча с изменением направления

(змейка 30м, 2* 15м).

 

 

 11,2 ± 0,5

 

 

 11,4 ± 0,5

 

 

0,32

 

 

0,39

 

 

1,4

 

 

>0,05

 2.

Челночный бег 3*10м (сек.)

 

 11,3 ± 0,5

 

 

 11,5± 0,7

 

0,31

 

0,41

 

1,4

 

>0,05

 3.

Передача мяча двумя  руками от груди в цель за 30сx1,5м от стены.

 

 

 25 ± 3

 

 

24 ± 3

 

 

1,94

 

 

1,83

 

 

1,5

 

 

>0,05

4.

Бросок в кольцо

0,5 ±0,5

3 ±1

0,2

0,9

1,5

>0,05


 

После применения эксперимента анализ итогового времени выполнения тестового задания в контрольной и экспериментальной группах выявил статистически значимые различия с преимуществом учащихся экспериментальной группы (P < 0,05).

  Таблица 2

Показатели координационных способностей контрольной

группы в начале и  конце эксперимента.

№ п/п

 Тесты

В начале эксперимента.

 В конце эксперимента.

 Результат.

Результат.

 δ

 t

 P

 1.

Ведение мяча с изменением направления

(змейка 30м, 2* 15м).

 

 

 11,4±0,5

 

 

11,0 ± 0,7

 

 

 0,37

 

 

 1,8

 

 

 >0,05

 2.

Челночный бег 3*10м (сек.)

 

 11,5± 0,7

 

11,3 ± 0,7

 

 0,47

 

 1,9

 

 >0,05

 3.

Передача мяча двумя руками от груди  в цель за 30сx1,5м от стены.

 

 

 24 ± 3

 

 

 27 ± 4

 

 

 1,93

 

 

 2,0

 

 

>0,05

4.

Бросок в кольцо

3±1

4,5±1,5

1,4

2,1

>0,05

Информация о работе Методика технической и физической подготовки баскетболистов 10-12 лет