Методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 02:09, курсовая работа

Краткое описание

Физического воспитания детей имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А потому во время планирования и проведения в дошкольных учреждениях занятий по физической культуре, необходимо учесть возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка (чему посвящен I раздел данной курсовой работы), создать все условия для нормального физического развития детей (II раздел).
В данной работе также рассмотрены методические рекомендации по проведению физических занятий с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (III раздел).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА 7
РАЗДЕЛ II. УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 9
РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА 9
ПИТАНИЕ 9
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 10
ЗАКАЛИВАНИЕ 11
ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ 12
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ 15
ПОДБОР ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 18
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УЛИЦЕ 20
РАЗДЕЛ IV. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА 21
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА 21
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ 23
Ходьба 24
Бег 25
Равновесие 25
Лазание и ползание 26
Прыжки 27
Метание 31
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ 32
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ 33
УПРАЖНЕНИЯ СПОРТИВНОГО ХАРАКТЕРА 35
Санки 35
Лыжи 36
Бадминтон 39
РАЗДЕЛ V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗАНЯТИИ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 40
ПОКАЗАТЕЛИ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕТЬМИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ССЫЛОК 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА 46

Вложенные файлы: 1 файл

5ballov-76793.rtf

— 14.70 Мб (Скачать файл)

При обучении передвижению на лыжах значительное место отводится играм. Они дают возможность совершенствовать навыки ходьбы на лыжах по ровной местности, выполнять спуски, подъемы и торможение.

Бадминтон

 

Играть в бадминтон можно на любой ровной площадке. Эта игра развивает у детей пяти -- семи лет быстроту реакции, ловкость, силу мышц рук, ног и туловища, координацию движений, выносливость и глазомер.

Вначале ребенка обучают правильно держать ракетку. Ее берут более сильной рукой (перпендикулярно к земле), обхватывают всеми пальцами, а большим придерживают слева. Этот способ дает возможность отбивать волан из любых положений (слева, справа и сверху), не перемещая ручку ракетки в кисти.

Перед тем как обучать технике ударов, ребенок должен овладеть правильной стойкой: бадминтонист стоит немного с согнутыми ногами в коленях, левая нога впереди на расстоянии полушага (если ракетка в правой руке), ракетку держат одной рукой, обод ее несколько приподнят вверх. Стойка бадминтониста должна быть непринужденной, чтобы иметь возможность быстро выполнить движение за воланом в любую сторону (рис. 12) [1].

Рис. 12.

При игре приходится постоянно двигаться приходится постоянно двигаться по площадке, перемещаются приставными шагами, избегая перекрещивания ног, чтобы не потерять равновесие и не упасть. Все удары по волану с левой и правой стороны выполняются легким и отрывистым движением кисти руки. Во время удара игрок как бы наваливается на волан, продвигаясь с ракеткой немного вперед. Удар над головой применяется во время подачи, а также в том случае, когда нужно отбить волан, который летит над головой. Поднятую вверх ракетку наклоняют кистью руки назад (под углом 30--45°), и после того как волан приблизится к ракетке на 25--30 см, резким движением кисти ударяют по нему. Рука при этом выпрямляется в локтевом суставе, а вес тела перемещается вперед на левую ногу [1].

Игру в бадминтон через сетку с соблюдением всех правил с дошкольниками обычно не практикуют. Основная цель двухсторонней игры -- научить детей наиболее простым элементам техники игры, чтобы они могли в будущем использовать их в занятиях этим видом спорта.

 

Раздел V. Педагогический контроль занятии  
по физической культуре

 

Занятие по физической культуре должно проходить в хорошем темпе с учетом возрастных особенностей детей. Для того чтобы определить рациональное использование времени, предусмотренное для занятия, проводится хронометраж. Это дает возможность оценить эффективность применяемой методики организации детей, выявить объем моторной и общей плотности занятия. Моторная плотность -- время, затраченное на непосредственное выполнение детьми движений. Общая плотность -- время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснение воспитателя, построение и перестроение детей.

Педагог секундомером фиксирует и записывает время: одним секундомером определяется общее время занятия с момента его проведения и до конца, вторым -- отдельные отрезки действия одного ребенка в течение всего занятия. Затем время суммируется и вычисляется общая и моторная плотность занятий (в %) [7].

Анализируя содержание занятия и время можно судить о правильности подбора упражнений, их сочетании. Все это поможет в дальнейшем более четко организовать занятие.

На любом занятии в любой деятельности дети совершают различного рода движения. Качественное выполнение определенного вида движений -- одна из задач занятий по физической культуре. В основу проверки основных видов движений положен анализ элементов движения, характерных для данного вида. Но притом необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей при выполнении движений.

Движения ребенка раннего возраста (2 - 3 года) считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

У детей младшего дошкольного возраста наблюдается быстрая утомляемость от выполнения однообразных движений, они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Новые движения детьми выполняются не точно, с излишним напряжением [3].

Дети четвертого года жизни, хотя и выполняют упражнение по подражанию, уже могут выполнить упражнение более качественно, движения их приобретают преднамеренный характер. Дети с большим вниманием наблюдают за показом и объяснением воспитателя. В этом возрасте они увлекаются самим процессом движения, не проявляя большого интереса к результатам своих действий.

На пятом году жизни значительно улучшается качество выполнения физических упражнений. Дети следят за движением частей своего тела, придают им то или иное положение в пространстве. Они практически осваивают знания о функциональных возможностях своего организма. Начинается так называемый золотой период для развития их координационных способностей. На занятиях по физической культуре дети пятого года жизни участвуют в показе физических упражнений, выполняют ответственные роли в подвижных играх [7].

Показатели правильного выполнения детьми  
основных видов движений

Ходьба ребенка считается правильной, если он держит корпус прямо, смотрит вперед, движения рук и ног согласованные, ногами не шаркает, сохраняет заданное направление. При обследовании ребенок проходит расстояние 10 м и выполняет задание дважды. Время учитывается с точностью до 1/10 с, начиная с момента, когда ребенок переступит линию старта, и кончая, когда перейдет линию финиша.

Бег можно считать правильным, если в момент движения ребенок немного наклоняет туловище вперед, голову держит прямо, согласовывает движения рук и ног, сохраняет заданное направление. Дистанция бега 10 м. Ребенок бегает два раза и оба результата заносятся в протокол. Время учитывается с точностью 1/10 с, начиная с момента, когда ребенок переступит линию старта, и кончая, когда переходит линию финиша.

Метание на дальность считается выполненным правильно тогда, когда ребенок в момент действия стоит по направлению броска, слегка расставив ноги, туловище держит прямо, замах выполняет от плеча и делает энергичный бросок в указанном направлении. Дети бросают мешочек массой 150 г 3 раза правой и левой рукой (без перерыва). Результаты замеряются металлической сантиметровой лентой (рулеткой).

Прыжок в длину с места на двух ногах считается выполненным правильно, если ребенок слегка расставит ноги, немного согнет колени, корпус несколько наклонит вперед, оттолкнется одновременно обеими ногами и мягко приземлится на них. Прыжок ребенок выполняет 3 раза подряд [3].

Результаты обследования можно использовать для того, чтобы проследить динамику развития основных видов движений у каждого ребенка. Чтобы определить уровень двигательной подготовленности мальчиков и девочек, обследование проводится в начале и конце учебного года.

В таблице 2 [1] представлены средние показатели уровня сформированности навыков в основных движениях  и отклонения от них в пределах нормы. Если на результаты выполнения основных движений ребенка превышают средние показатели, это свидетельствует о его хорошей двигательной подготовленности, если же они ниже, преподавателю следует обратить особое внимание на физическое развитие данного ребенка.

 

Таблица 2

Средние показатели уровня сформированных навыков в основных движениях

 

Возраст

Пол

Виды основных движений

Бег (10 м), с

Прыжок в длину с места, см

Прыжок в высоту с разбега, см

Прыжок в длину с разбега, см

Метание мешочка с песком (100--200 г) на дальность, м

городские дети

сельские дети

городские дети

сельские дети

городские дети

сельские дети

городские дети

сельские дети

городские дети

сельские дети

3

м

4,0 ±0,3

3,9±0,3

51 ±9

53±9

_

--

--

--

3,22±0,8

3,46±0,8

д

4,0 ±0,3

4,1 ±0,3

46±8

47±9

_

--

--

--

2,61±0,6

2,75±0,7

4

м

3,5 ±0,3

3,8±0,4

66±9

72±8

--

_

--

--

3,97±0,7

3,64±0,9

д

3,7 ±0,3

4,0±0,4

64±9

64±8

__

--

--

--

3,32±0,5

3,18±0,8

5

м

3,3 ±0,2

3,4±0,5

80±8

83±11

46±4

41±4

144±20

140±21

5,8±0,9

5,87±1,3

д

3,4 ±0,2

3,7±0,3

76±9

81±10

45±4

40±4

123±16

121±18

4,55±0,6

3,79±0,9

6

м

3,1  ±0,2

2,9±0,3

99±10

97±12

54±6

49±7

167±17

160±23

7,9б±1,4

7,65±1,5

д

3,2 ±0,2

3,0 ±0,5

95 ±9

89±И

53±4

46±7

152±14

141 ±23

5,54+0,5

5,21±1,3

7

м

2,9 ±0,2

2,7±0,2

115±8

107±9

66±8

58±5

203±27

184±27

9,64±1,4

9,99±1,6

д

3,0 ±0,2

2,9±0,2

106±8

104±12

60±8

52±6

182±25

161 ±25

6,75±1,0

6,31±1,4


 

Заключение

 

Большую часть потенциала украинского общества первой половины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Украины.

В ходе написания данной курсовой работы мы выяснили, что в соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания в дошкольном учреждении является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение детьми основ личной физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом целенаправленно следует вести работу с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.

Основное средство изучения физической культурой - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными -- задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности, а также функциональные возможности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре. Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.

Организм дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции.

Забота о физическом воспитании ребенка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качества детского организма, профилактике различных заболеваний.

В данной курсовой работе также были рассмотрены структура, способы и методы организации занятий по физической культуре в дошкольных учреждениях. Приведены данные об организации и проведении подвижных играх, занятиях физической культурой с детьми разного возраста; даны рекомендации по обучению детей основным движениям (ходьба, бег, прыжки, метания и др.), общеразвивающим упражнениях и упражнениям спортивного характера (катание на лыжах, санках, игра в бадминтон) и др.

 

 

 

Список ссылок

 

  1. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 1987. - 128 с.: ил.
  2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1998. - 143 с.: ил.
  3. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил.
  4. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. -- М.: Педагогика, 1983.
  5. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.
  6. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61 с.
  7. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил.
  8. http://fkvot.infosport.ru/1996N1/p5-10.htm 
    Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. - 1996. - № 1. - С. 5-10.
  9. http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N3/p54-58.htm  
    Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 1999. -  
    № 3. - С. 54-58.

 

 

Список использованной литература

 

    1. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 1987. - 128 с.: ил.
    2. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.
    3. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. -- М.: Педагогика, 1983.
    4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил.
    5. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1998. - 143 с.: ил.
    6. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61 с.
    7. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил.
    8. http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N3/p54-58.htm  
      Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 1999. -  
      № 3.
    9. http://fkvot.infosport.ru/1996N1/p5-10.htm 
      Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. - 1996. - № 1.

Информация о работе Методика физического воспитания детей дошкольного возраста