Методические особенности занятий по ППФП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 20:07, творческая работа

Краткое описание

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.
Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физической культуры применительно к основной в жизни индивида и общества деятельности – к профессиональному труду.

Вложенные файлы: 1 файл

ТВ, физическая культура.docx

— 38.62 Кб (Скачать файл)

Основная часть

 

1 Методические  особенности занятий по ППФП.

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.

Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физической культуры применительно к основной в жизни индивида и общества деятельности – к профессиональному труду.

Основное назначение ППФП – направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Многочисленные научные данные показывают, что ППФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности, что тем самым увеличивает надежность человеческого звена в системе «человек-машина». ППФП также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников.

Все сказанное свидетельствует о том, что в ППФП наиболее конкретно воплощается в один из важнейших принципов педагогической системы – принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной – профессионально-прикладной физической подготовкой.

ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.

Задачи ППФП обобщенно можно сформулировать следующим образом:

- направленное  развитие физических способностей, специфических для избранной  профессиональной деятельности;

- воспитание  профессионально важных для данной  деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств  внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.).;

- формирование  и совершенствование профессионально-прикладных  умений и навыков (связанных с  особыми внешними условиями будущей  трудовой деятельности, в том  числе сенсорных навыков);

- повышение  функциональной устойчивости организма  к неблагоприятному воздействию  факторов специфических условий  трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, температура  и перепады температуры окружающей  среды, нахождение на большой  высоте, укачивание, действие токсических  веществ и др.);

- сообщение  специальных знаний для успешного  освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.

ППФП, как и специальная, строится на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Содержание ОФП и частично ППФП в учебных заведениях определено государственными программами по физическому воспитанию.

В настоящее время выделяют ряд основных показателей, которые являются наиболее информативными и значимыми для построения конкретных методик и технологий ППФП. К ним относят:

- типичные  трудовые действия, операции;

- типичные  ошибки;

- основные  и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;

- двигательная  активность, физическая нагрузка  и ее направленность;

- характер  психической и психофизической  нагрузки;

- климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические  производственные условия;

- профессиональные  вредности и заболевания;

- ключевые  профессионально значимые физические  качества, двигательные умения и  навыки;

- ключевые  профессионально значимые психофизические  функции;

- ключевые  профессионально значимые психические  качества и способности, деловые  и другие личностные свойства.

Затраты времени в часах на ППФП зависят от сложности и объема профессиональных требований.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее направленности на достижение в процессе обучения и воспитания непосредственно прикладных результатов для избранной профессиональной деятельности. Такая направленность находит конкретное выражение в специфическом содержании и методике ППФП.

Научное обоснование специфического содержания и методов ППФП может быть дано с позиций учения об адаптации организма человека и теории переноса тренированности.

Воздействие труда на человека вызывает в его организме определенные приспособительные изменения, т.е. адаптационные процессы носят специализированный характер. Вследствие этого требуется строго адекватный подбор средств и методов ППФП, чтобы ее влияние проходило в направлении естественного хода адаптации организма человека к конкретному виду труда. Поэтому в качестве средств ППФП надо выбрать те из них, которые дают прямой или наибольший перенос эффекта упражнений. Именно степенью положительного переноса сформированных умений, навыков и развитых психических и физических качеств на трудовую деятельность определяется, в конечном счете, практическая эффективность ППФП.

Физическая подготовка, организуемая вне связи со спецификой труда, может не только не способствовать освоению профессии, но в ряде случаев и затруднять в силу отрицательного переноса формирования профессионально важных качеств и навыков. Учет этого факта имеет принципиальное значение, в частности, для обоснования необходимости специальной физической подготовки применительно к требованиям профессии.

Совершенствование физических качеств и сопряженных способностей, функций органов и систем организма, имеющих ключевое значение для той или иной профессии, обеспечивается прикладно-специализированной подготовкой, включающей средства и методы, адекватные особенностям избранной профессиональной деятельности (см. приложениеА).

Основными средствами ППФП служат физические упражнения, соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целенаправленно используемые физические упражнения (как фактор адаптации к труду) имеют значительные преимущества в сравнении с трудовыми движениями.

Подбор средств и методов ППФП практически неограничен, что позволяет применять оптимальные нагрузки, дозировать их с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и достигать большего, чем при труде, тренировочного эффекта.

Средства ППФП распределяются по группам по их направленности:

а) развитие профессионально важных физических способностей;

б) воспитание волевых и других психических качеств;

в) формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;

г) повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры и др.; туризм; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий и пр. Большое применение в практике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий.

В полном объеме совокупность адекватных средств ППФП не ограничивается физическими упражнениями. В комплексе с ними или самостоятельно для решения исследуемых в ней задач используют естественные средовые факторы закаливания, и при необходимости специальные гигиенические и другие средства повышения условий адаптационных возможностей организма и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям специфических условий профессиональной деятельности. Для этого используют тренировку в термокамерах и барокамерах, искусственное ультрафиолетовое облучение и аэронизацию, специализированное питание. Кроме того, в процессе ППФП должны находить применение соответствующие ее особенностям средства интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной психической подготовки, без которых не мыслится всесторонняя профессиональная подготовка.

В профтехучилищах, специальных и высших учебных заведениях преимущественно используются следующие формы:

1) Академические  учебные занятия. Различают комплексные  и специализированные. Специализированные  уроки направлены на решение  прикладных задач (обучение прикладным  навыкам, совершенствование их, углубленное  развитие отдельных качеств и  функций). Комплексные уроки могут  быть двух типов:

а) включающие в свое содержание средства общей и профессионально-прикладной физической подготовки;

б) включающие только средства ППФП из различных ее разделов.

По типовому признаку уроки с профессиональной направленностью делятся на вводные, контрольные, смешанные.

Вводные уроки проводятся в начале года, полугодия. Основное содержание их составляет новый материал и материал для повторения с целью восстановления утраченных во время каникул важнейших профессиональных качеств, навыков, функций.

Контрольные уроки проводятся для сдачи нормативных требований, зачетов.

Смешанные содержат две или более дидактические цели. Основное содержание уроков направлено на закрепление нового и совершенствование пройденного по профессионально-прикладной подготовке.

Урок физического воспитания с профессиональной направленностью состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Физические упражнения с профессиональной направленностью включаются во все части. При этом преподавателю необходимо разъяснять и подчеркивать прикладную сущность упражнений. Например, при совершенствовании прыжка в длину способом «согнув ноги» на дальность и точность указать, что это способствует укреплению мышц стопы, совершенствует координацию движений, чувство пространственной ориентировки, глазомер, т.е. тех качеств и свойств, которые имеют важное значение при освоении профессии «металлист-станочник».

2. Производственная  гимнастика. Включает в себя вводную  гимнастику, физкультурную паузу  и физкультминуту. Может ежедневно компенсировать от 15-20% суточного объема двигательной активности.

Вводная гимнастика проводится перед началом работы и способствует улучшению жизнедеятельности организма и сокращению периода «врабатывания». Она обеспечивает быстрое «вхождение» в ритм рабочего процесса. Изучение процесса врабатывания показало, что этот период длится около часа, а после – выполнение комплекса сокращается вдвое. В состав комплекса входит 6-8 упражнений. Продолжительность – 5-7 минут. По своему содержанию физические упражнения должны быть сходны по структуре, темпу и ритму с профессиональными трудовыми движениями, т.к. при этом происходит усвоение повышенных скоростей физиологических процессов.

3. Спортивно-прикладные  соревнования. Являются высокодейственной формой ППФП. Это связано с максимальными психофизическими нагрузками, характерными для них, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенным к типичным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнований в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного вида труда (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта у пожарных, по водно-моторному и парусному спорту у рулевых водного транспорта), но чаще действия, требуемые особыми внешними условиями профессиональной деятельности.

4. Утренняя  гимнастика с профессионально-прикладной  направленностью. Зарядка проводится  ежедневно, как правило, на открытом  воздухе с элементами тренировки, включая беговые упражнения на  выносливость, кроссовые пробежки  в конце зарядки.

В комплексы утренней гимнастики включаются как упражнения общеразвивающего характера, так и специальные – для повышения устойчивости вестибулярных реакций, увеличения подвижности в лучезапястном суставе, на координацию движений, на силу различных мышечных групп.

Элементы ППФП должны составлять не менее 30% от общего времени отводимого на зарядку с обязательным использованием элементов закаливания. Продолжительность зарядки – 15-20 минут, включая водные процедуры и обтирание, что ежедневно компенсирует около 20% суточного объема двигательной активности.

Смену комплексов упражнений утренней гимнастики следует осуществлять не реже 1 раза в месяц.

5. Самостоятельные  тренировочные занятия по заданию  преподавателя(домашние задания). Позволяют совершенствовать качества и функции, необходимые при овладении тем или иным видом труда, закреплять слабо освоенные умения и навыки программного материала по физической культуре. С системой домашних заданий учащихся знакомят в начале учебного года. Рекомендуется выполнять их не реже двух раз в неделю со средней продолжительностью не менее 20-30 минут. В зависимости от сложности домашних заданий учащихся ознакамливают с ними в начале или конце урока. Если в комплексе содержатся новые упражнения, новые, трудные для выполнения, элементы, преподаватель перед началом урока должен показать и объяснить их, а наиболее трудные отработать в процессе занятий.

Информация о работе Методические особенности занятий по ППФП