Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:36, реферат
В данном реферате освещаются вопросы общей спортивной и физической подготовки в системе физического воспитания.
Введение ………………………………………………………………………3
1. Методические принципы физического воспитания …………………….4
1.1. Принцип сознательности и активности……………………….…4
1.2. Принцип наглядности ……………………………………………6
1.3. Принцип доступности и индивидуализации …………………..8
1.4. Принцип систематичности ……………………………………..10
1.5. Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов) …………………………………………………………….13
2. Методы физического воспитания ………………………………………15
2.1. Методы регламентированного упражнения ………………….15
2.2. Игровой метод ……………………………………………….…16
2.3. Соревновательный метод ……………………………….……..18
2.4. Использование словесных и сенсорных методов …..………..21
Заключение …….……………………………………………………………26
Литература ….….……………………………………………………………27
Введение ………………………………………………………
1. Методические принципы физического
воспитания …………………….4
1.1. Принцип сознательности и активности……………………….…4
1.2. Принцип наглядности ……………………………………………6
1.3. Принцип доступности и индивидуализации
…………………..8
1.4. Принцип систематичности ……………………………………..10
1.5. Принцип динамичности (постепенное
усиление развивающихся факторов) …………………………………………………………….13
2. Методы физического воспитания ………………………………………15
2.1. Методы регламентированного упражнения
………………….15
2.2. Игровой метод ……………………………………………….…16
2.3. Соревновательный метод ……………………………….……..18
2.4. Использование словесных и сенсорных
методов …..………..21
Заключение …….……………………………………………………………26
Литература ….….……………………………………………………………27
Введение
Теория физического воспитания,
как и всякая обобщающая физическая
дисциплина, требует при знакомстве
с ее содержанием четкого
Понятие «физическое воспитание», о чем
говорит уже сам термин, входит в общее
понятие «воспитание» в широком смысле.
Это означает, что так же, как и воспитание
в целом, физическое воспитание представляет
собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных
задач, который характеризуется всеми
общими признаками педагогического процесса
либо осуществляется в процессе самовоспитания.
Отличительные же черты физического воспитания
определяются прежде всего тем, что это
процесс, направленный на формирование
двигательных навыков и развитие так называемых
физических качества человека, совокупность
которых в решающей мере определяет его
физическую работоспособность.
В физическом воспитании различают две
специфические стороны, или «части»: обучение
движениям (двигательным действиям) и
воспитание физических качеств (способностей).
Физическое воспитание есть вид воспитания,
специфика которого заключается в обучении
движениям и воспитании физических качеств
человека. В прикладном отношении физическое
воспитание представляет собой процесс
физической подготовки человека к социально
обусловленной деятельности (трудовой,
военной и т.д.). В единстве с другими видами
воспитания может приобретать значение
одного из основных факторов всестороннего
развития личности.
В данном реферате освещаются вопросы
общей спортивной и физической подготовки
в системе физического воспитания.
1. Методические принципы
Известно, что «принципами» в науке о воспитании
называют особенно важные теоретико-практические
положения, которые отражают общие закономерности
воспитания и служат в силу этого главными
ориентирами на пути к цели. Принципы имеют
в качестве своей основы объективные,
не зависящие от желания человека закономерности.
Закономерности физического воспитания
получили свое отражение в ряде принципов,
имеющих более или менее широкую сферу
применения. Одни из них, наиболее общие,
относятся ко всей деятельности по физическому
воспитанию, оставаясь справедливыми
независимо от ее частных задач, конкретных
форм и условий. Другие отражают преимущественно
методические закономерности (принципы
методики физического воспитания) или
специфические закономерности отдельных
направлений и форм физического воспитания.
1.1. Принцип сознательности и активности
Не требует доказательств, что результативность
педагогического процесса зависит от
того, насколько сознательно и активно
относятся к делу сами воспитуемые. Понимание
существа заданий, как и активное заинтересованное
выполнение их, ускоряет ход обучения,
способствует результативности совершаемых
действий, обуславливает творческое использование
приобретаемых знаний, умений и навыков
в жизни. Эти давно подмеченные закономерности
и лежат прежде всего в основе принципа
сознательности и активности.
Выдающуюся роль в научной разработке
данного принципа сыграл П.Ф. Лесгафт.
Показав всю несостоятельность упрощенных
воззрений на физические упражнения лишь
как на игру «физических сил», он создал
целостное учение о физическом образовании.
Принцип сознательности и активности
раскрывается в следующих требованиях:
1.Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий. Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны.
Вместе с осмыслением сущности
физкультурной деятельности развивается
и устойчивый интерес к ней. Ни
развлекательный характер занятий,
ни другие факторы, не вытекающие из сущности
физического воспитания, не могут
служить полноценным стимулом, мобилизующим
на систематические занятия
2. Стимулировать сознательный анализ,
самоконтроль и рациональное использование
сил при выполнении физических упражнений.
Хотя физические упражнения представляют
собой подконтрольные сознанию произвольные
движения, при их выполнении сама собой
необходимая степень осмысления действий
не достигается.
В процессе формирования двигательных
навыков происходит автоматизация
движений, что в принципе не умаляет
роли сознания, а, наоборот, составляет
одно из условий повышения качества
сознательного управления двигательной
деятельностью. Но это справедливо
если автоматизация достигается
не механическим повторением, а рационально
организованным упражнением, в ходе
которого специально ставятся и решаются
задачи по анализу, оценке и детальному
контролированию выполняемых
Большое значение имеют также идеомоторные
методы, включающие мысленное воспроизведение
движений с установкой исправить или усовершенствовать
те или иные моменты действий, прежде чем
они будут реально выполнены. Интересно,
что по некоторым экспериментальным данным
такая воображаемая практика дает в определенных
случаях не меньший эффект, чем фактическое
выполнение упражнений.
Активность обусловлена
1.2. Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает
как широкое использование зрительных
ощущений, восприятий, образов, так и постоянную
опору на свидетельства всех других органов
чувств, благодаря которым достигается
непосредственный контакт с действительностью.
В процессе физического воспитания наглядность
играет особенно важную роль, поскольку
деятельность занимающихся носит в основном
практический характер и имеет одной из
своих специальных задач всестороннее
развитие органов чувств.
Наглядность - необходимая предпосылка
освоения движений. Создавая чувственные
предпосылки освоения движений, приходится
преодолевать известную методическую
трудность. А именно: чтобы по-настоящему
«прочувствовать» движение, его необходимо
выполнить, но правильно выполнить движение
невозможно, если не располагать предварительно
существующими двигательными представлениями.
Это противоречие решается двумя путями.
Во-первых, путем соблюдения рациональной
последовательности обучения, благодаря
чему двигательный опыт, приобретенный
на предыдущих ступенях, естественно подводит
к новым двигательным умениям. Во-вторых,
путем комплексного использования разнообразных
форм наглядности, в частности, демонстрации
изучаемых действий и различного рода
наглядных пособий, воссоздающих отдельные
стороны этих действий в сочетании с образным
словом, идеомоторным упражнением, а также
имитационными и другими подводящими
упражнениями.
Наглядность - неотъемлемое условие совершенствования
двигательной деятельности. Ни совершенствование
двигательных навыков, ни развитие физических
способностей вообще немыслимы без постоянной
опоры на четкие ощущения, восприятия,
наглядные представления.
По мере освоения двигательных актов различные
органы чувств функционируют во все более
тесном взаимодействии, образуя, по выражению
А.Н. Крестовникова, единый «комплексный
анализатор». Это способствует наиболее
тонким и в то же время обобщенным восприятиям,
необходимым для совершенного управления
движениями.
В ходе освоения движения роль и характер
взаимодействия различных органов чувств
не остаются неизменными. Соответственно
должен меняться и удельный вес различных
форм наглядности. Так, вначале наиболее
важную роль играют обычно зрительные
восприятия. Поэтому преимущественное
место среди способов наглядного обучения
занимают на первых порах, как правило,
те, которые обеспечивают формирование
зрительных образов. В дальнейшем же резко
возрастает роль двигательного анализатора
и соответствующих способов обеспечения
наглядности. Но на любом этапе обучения
незыблемым остается правило: не ограничиваться
какой-либо одной формой наглядности,
а комплексно использовать многообразные
пути наглядной информации и совершенствования
органов чувств.
Взаимосвязь непосредственной и опосредованной
наглядности.
Первостепенную роль в осуществлении
принципа наглядности играют непосредственные
контакты с действительностью. Вместе
с тем нельзя недооценивать и опосредованную
наглядность. Иногда она оказывается не
менее, а даже более доходчивой, чем прямое
восприятие. Речь идет, в частности, о пояснении
деталей и механизмов движений, с трудом
поддающихся непосредственному наблюдению
или вообще скрытых от него. Не случайно
в современную практику физического воспитания
все шире внедряются кино, видеомагнитофоны
и другие технические средства, с помощью
которых создается четкое представление
о движениях.
Различные формы наглядности не только
взаимосвязаны, но и по своему действию
переходят одна в другую. Это объясняется
единством чувственной и логической ступеней
познания, а с физиологической точки зрения
- единством первой и второй сигнальных
форм действительности.
Наглядность важна не только сама по себе,
но и как общее условие реализации принципов
обучения и воспитания. Широкое использование
различных форм наглядности повышает
интерес к занятиям, облегчает понимание
и выполнение заданий, способствует приобретению
прочных знаний, умений и навыков.
1.3. Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации
называют также принципом учета особенностей
воспитуемых и посильности предлагаемых
им заданий. Обе эти формулировки выражают,
по существу, одно и то же - необходимость
строить обучение и воспитание в соответствии
с возможностями воспитуемых, учитывая
особенности возраста, пола, уровень предварительной
подготовленности, а также и индивидуальные
различия физических и духовных способностей.
Особое значение этого принципа в области
физического воспитания обусловлено тем,
что здесь подвергаются интенсивным воздействиям
жизненно важные функции организма. Стоит
превысить посильную меру физических
нагрузок, как возникает угроза для здоровья
занимающихся и физические упражнения
вместо оздоровительного могут дать противоположный
эффект. Умелое соблюдение принципа доступности
и индивидуализации является поэтому
залогом оздоровительного эффекта физического
воспитания. Вместе с тем это и одна из
необходимых предпосылок активности занимающихся
и ускоренного достижения ими намеченных
целей.
Доступность физических упражнений непосредственно
зависит, с одной стороны, от возможностей
занимающихся, а с другой - от объективных
трудностей, возникающих при выполнении
того или иного упражнения в силу характерных
для него особенностей (координационной
сложности, интенсивности и длительности
усилий, и т.д.). Полное соответствие между
возможностями и трудностями означает
оптимальную меру доступности.
Доступность означает не отсутствие трудностей,
а посильную меру их, т.е. такие трудности,
которые могут быть успешно преодолены
при надлежащей мобилизации физических
и духовных сил занимающихся. Вместе с
тем не всякую преодолеваемую трудность
можно считать с педагогической точки
зрения доступной. Если, скажем, начинающий
спортсмен способен какое-то время выполнять
тренировочную работу в том же объеме,
что и квалифицированные спортсмены, то
это еще не значит, что данная нагрузка
ему доступна. Правильно оценить доступность
физических нагрузок можно лишь с учетом
их оздоровительного эффекта. Доступными
можно считать те нагрузки, которые ведут
к укреплению и сохранению здоровья.
Индивидуальный подход в процессе обучения
и воспитания необходим при решении любой
частной задачи - будь то формирование
знаний, умений и навыков или воспитание
физических и духовных качеств. Он выражается
в дифференциации учебных заданий и путей
их выполнения, норм нагрузки и способов
ее регулирования, форм занятий и приемов
воздействия в соответствии с индивидуальными
особенностями занимающихся.
Индивидуальные особенности не исключают
общих свойств, присущих различным индивидам.
Поэтому индивидуальный подход неверно
было бы рассматривать как нечто несовместимое
с общими путями воспитательного процесса.
Индивидуализация осуществляется на основе
общих закономерностей обучения и воспитания,
причем большей частью ее вполне можно
обеспечить в групповых занятиях.
Нужно подчеркнуть, что учитывать индивидуальные
особенности - это не значит идти на поводу
у них. Индивидуальные свойства, в частности
типологические особенности высшей нервной
деятельности, поддаются направленному
изменению. В процессе физического воспитания
предусматривается гармоническое всестороннее
совершенствование форм и функций организма.
При этом ставится задача не только улучшить
врожденные данные, но и сформировать
новые (умения, навыки, формы поведения).
1.4. Принцип систематичности
Суть принципа систематичности раскрывается
в ряде положений, касающихся регулярности
занятий и системы чередования нагрузок
с отдыхом, а также последовательности
занятий и взаимосвязи между различными
сторонами их содержания.
Физическое воспитание мыслится в
целом как непрерывный процесс,
охватывающий все основные периоды
жизни.
Поэтому понятно, что оптимальные
условия для физического
Однако если ограничиваться лишь повторением
(понимая под этим стереотипное воспроизведение
пройденного), то рано или поздно это
приведет к косности приобретенных
навыков и приостановит развитие
физических способностей. Поэтому повторяемость
- только одна из черт рационального
построения процесса физического воспитания.
Столь же существенное значение имеет
противоположная черта - вариативность,
то есть широкое видоизменение
Доступность, таким образом, обусловливает
последовательность. Но проблема последовательности
не сводится к проблеме доступности,
поскольку на каждом данном этапе
физического воспитания возможны различные
пути следования, причем все они
могут быть посильными. Каким же
из них лучше всего идти? В ответе
на этот вопрос и заключается решение
проблемы оптимальной
Последовательность занятий и упражнений
зависит от многих конкретных условий,
в том числе от особенностей контингента
занимающихся, от общей направленности
занятий на том или ином этапе физического
воспитания, от величины применяемых нагрузок
и особенностей их динамики и т.д. Учесть
всю совокупность этих условий и применительно
к ним выбрать наиболее целесообразный
путь, разумеется, не просто.
1.5. Принцип динамичности (постепенное
усиление развивающихся факторов)
Этот принцип выражает общую тенденцию
требований, предъявляемых к занимающимся
в процессе физического воспитания, которая
заключается в постановке и выполнении
все более трудных новых заданий, в постепенном
нарастании объема и интенсивности связанных
с ними нагрузок.
Необходимость регулярного обновления
заданий с общей тенденцией к росту нагрузок.
Физическое воспитание, как и всякий процесс,
находится в постоянном движении, в развитии,
изменяясь от занятия к занятию, от этапа
к этапу. Характерная черта при этом - повышение
сложности упражнений, нарастание силы
и длительности их воздействия.
Переход в процессе физического воспитания
от одних форм двигательной деятельности
к другим, все более сложным, необходим
в первую очередь для выполнения образовательных
задач: не обновляя упражнения, нельзя,
естественно, приобрести достаточно широкий
круг жизненно важных умений и навыков.
Это необходимо вместе с тем и как условие
дальнейшего совершенствования приобретенных
ранее умений и навыков. Не менее важно
и то, что в процессе освоения разнообразных
двигательных координаций, в результате
преодоления возникающих при этом трудностей
(«двигательных задач»), развивается сама
способность координировать, преобразовывать
и безгранично совершенствовать двигательную
деятельность.
Наряду с усложнением форм двигательной
деятельности в процессе физического
воспитания должны возрастать все компоненты
физической нагрузки. Это более всего
диктуется закономерностями развития
таких физических качеств, как сила, быстрота
и выносливость.
Степень положительных изменений, происходящих
в организме под воздействием физических
упражнений, пропорциональна (в определенных
физиологических границах) объему и интенсивности
нагрузок. Если соблюдаются все необходимые
условия - в том числе если нагрузки не
превышают меру, за которой начинается
переутомление, - то чем больше объем нагрузок,
тем значительнее и прочнее адаптационные
перестройки; чем интенсивнее нагрузки,
тем мощнее процессы восстановления.
Следует подчеркнуть также значение прочности
приобретаемых навыков и адаптационных
перестроек, лежащих в основе развития
физических качеств. Переход к новым, более
сложным и трудным, упражнениям должен
происходить по мере закрепления формируемых
навыков и приспособления к нагрузкам.
Волнообразные колебания нагрузок - недельной,
месячной, годовой - являются как бы фоном,
на который накладывается и прямолинейная,
и ступенчатая формы их динамики. Использование
той или иной формы зависит от конкретных
задач и условий на различных этапах физического
воспитания.
2. Методы физического воспитания
Вполне очевидно, что действенность любого
педагогического средства зависит во
многом от метода (способа) его применения.
Специфические методы физического воспитания
неотделимы от физических упражнений.
Но никакое обучение и воспитание не мыслится
без методов, связанных с применением
всеобщих педагогических средств - слов
и сенсорно-образных воздействий, причем
в процессе физического воспитания эти
методы приобретают свои особенности.
Учитывая это, следует охарактеризовать
в целом как специфические, так и другие
методы, органически включаемые в процесс
физического воспитания.
2.1. Методы регламентированного упражнения
В методах этого типа - о чем говорит уже
их наименование - деятельность занимающихся
организуется и регулируется с возможно
полной регламентацией, которая состоит:
1) В твердо предписанной программе движений
(заранее обусловленный состав движений,
порядок их повторения, изменения и связи
друг с другом);
2) В возможно точном дозировании нагрузки
и управлении ее динамикой по ходу упражнения,
а также в возможно четком нормировании
интервалов отдыха и строго установленном
порядке чередования их с фазами нагрузки;
3) В создании или использовании внешних
условий, облегчающих управление действиями
занимающихся (построение и распределение
группы на местах занятий, использование
вспомогательных снарядов, тренажеров
и других технических устройств, способствующих
выполнению учебных заданий, дозированию
нагрузки, контролю за ее воздействием
и т.д.).
Смысл такой регламентации заключается
в том, чтобы обеспечить оптимальные условия
для усвоения новых двигательных умений,
навыков или гарантировать точно направленное
воздействие на развитие физических качеств,
способностей.
Методы строго регламентированного упражнения
имеют множество конкретных вариантов,
применение которых зависит в первую очередь
от содержания занятий и этапов (периодов),
последовательно сменяющихся в процессе
физического воспитания.
Несмотря на все достоинства и разнообразие
методов строго регламентированного упражнения,
в них, по сути, воплощается лишь одна из
главных методических линий в процессе
физического воспитания, предполагающая
возможно полное упорядочивание действий
занимающихся и условий их выполнения.
В определенных ситуациях не менее существенное
значение имеет и иная методическая линия,
связанная с игровым и соревновательным
методами.
2.2. Игровой метод
Значение игры как многообразного общественного
явления, вообще говоря, выходит далеко
за сферу физического воспитания и даже
воспитания в целом. Возникнув на ранних
этапах истории и развиваясь вместе с
культурой общества, игра служила и служит
удовлетворению различных потребностей
- в самопознании и внешнем контактировании,
духовном и физическом развитии, отдыхе
и развлечении, и т.д. Однако одна из главнейших
функций игры - педагогическая: игра издавна
является одним из основных средств и
методов воспитания.
Понятие игрового метода в сфере воспитания
отражает методические особенности игры,
т.е. то, что отличает ее в методическом
отношении (по особенностям организации
деятельности занимающихся, руководства
ею и другим педагогическим существенным
признакам) от других методов воспитания.
При этом игровой метод не обязательно
связан с какими-либо общепринятыми играми,
например футболом, волейболом или элементарными
подвижными играми. В принципе он может
быть применен на основе любых физических
упражнений при условии, конечно, что они
поддаются организации в соответствии
с особенностями этого метода.
Игровой метод в физическом воспитании
характеризуют в целом следующие черты:
Информация о работе Методические принципы и методы физического воспитания