Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:36, реферат
В данном реферате освещаются вопросы общей спортивной и физической подготовки в системе физического воспитания.
Введение ………………………………………………………………………3
1. Методические принципы физического воспитания …………………….4
1.1. Принцип сознательности и активности……………………….…4
1.2. Принцип наглядности ……………………………………………6
1.3. Принцип доступности и индивидуализации …………………..8
1.4. Принцип систематичности ……………………………………..10
1.5. Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов) …………………………………………………………….13
2. Методы физического воспитания ………………………………………15
2.1. Методы регламентированного упражнения ………………….15
2.2. Игровой метод ……………………………………………….…16
2.3. Соревновательный метод ……………………………….……..18
2.4. Использование словесных и сенсорных методов …..………..21
Заключение …….……………………………………………………………26
Литература ….….……………………………………………………………27
Игровой метод в силу всех присущих
ему особенностей используется в
процессе физического воспитания не
столько для начального обучения
движениям или избирательного воздействия
на отдельные способности, сколько
для комплексного совершенствования
двигательной деятельности в усложненных
условиях. В наибольшей мере он позволяет
совершенствовать такие качества и
способности, как ловкость, быстрота
ориентировки, находчивость, самостоятельность,
инициативность. В руках умелого
специалиста он является также весьма
действенным для воспитания коллективизма,
товарищества, сознательной дисциплины
и других нравственных качеств личности.
2.3. Соревновательный метод
Соревнование (или состязание), подобно
игре, относится к числу широко распространенных
общественных явлений. Оно имеет существенное
значение как способ организации и стимулирования
деятельности в самых различных сферах
жизни. Естественно, что конкретный смысл
соревнований при этом различен.
Соревновательный метод в процессе физического
воспитания используется как в относительно
элементарных формах, так и в развернутой
форме. В первом случае речь идет о нем,
как о подчиненном элементе общей организации
занятия (способ стимулирования интереса
и активизации при выполнении отдельных
упражнений, включенных в данное занятие);
во-вторых - об относительно самостоятельной
форме организации занятий (контрольно-зачетные,
официальные спортивные и подобные им
состязания).
Основная определяющая черта соревновательного
метода - сопоставление сил в условиях
упорядоченного соперничества, борьбы
за первенство или возможно высокое достижение.
Отсюда вытекают и все другие особенности
этого метода.
Фактор соперничества в процессе состязаний,
а также условия их организации и проведения
(официальное определение победителя,
поощрение за достигнутые результаты
пропорционально уровню достижений, признание
общественной значимости достижений,
«отсев» менее сильных при многоступенчатых
соревнованиях-первенствах и т.д.) создают
особый эмоциональный и физиологический
«фон», который усиливает воздействие
физических упражнений и может способствовать
максимальному проявлению функциональных
возможностей организма. Функциональные
сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний,
как правило, более значительны, чем при
внешне аналогичных несоревновательных
нагрузках.
Во время состязаний, особенно значимых
в личном и общественном отношениях, в
большей мере, чем в игре, выражены моменты
психической напряженности. Здесь постоянно
действует фактор противодействия, противоборства,
столкновения противоположно направленных
интересов. Командные состязания характеризуются
наряду с этими отношениями взаимопомощи,
взаимной ответственности и ответственности
перед целым коллективом за достижение
соревновательной цели - победы.
Соревновательный метод характеризуется
также унификацией (приведением к некоторому
единообразию) предмета состязания, порядка
борьбы за победу и способов оценки достижения.
Вполне понятно, что невозможно сравнивать
силы, если нет общего эталона для сравнения
и если не упорядочен сам процесс сопоставления.
В отдельных случаях унификация может
иметь силу лишь в пределах данного коллектива
(группы, класса и т.п.). Но она всегда так
или иначе присутствует при использовании
соревновательного метода. В спорте же
унификация закрепляется едиными правилами
состязания, которые во многих случаях
приобрели уже значение международных
норм состязания. Вместе с тем унификация
в соревновательном методе не регламентирует
деятельность соревнующихся во всех деталях.
Характер этой деятельности определяется
в решающей мере логикой борьбы за первенство,
победу или возможно высокое достижение.
Поэтому соревновательный метод предоставляет
относительно ограниченные возможности
для точного дозирования нагрузки и непосредственного
руководства деятельностью занимающихся.
Можно сказать, что в данном отношении
он занимает как бы промежуточное положение
между игровым методом и методами строго
регламентированного упражнения. (Если
соревнуются в играх, то соревновательный
и игровой методы, естественно, совпадают).
Соревновательный метод применяется при
решении разнообразных педагогических
задач - воспитании физических, волевых
и моральных качеств, совершенствовании
умений, навыков и способностей рационально
использовать их в усложненных условиях.
Сравнительно с другими методами физического
воспитания он позволяет предъявить наиболее
высокие требования к функциональным
возможностям организма и тем способствовать
их наибольшему развитию. Исключительно
велико значение соревновательного метода
и в воспитании морально-волевых качеств:
целеустремленности, инициативности,
решительности, настойчивости, способности
преодолевать трудности, самообладания,
самоотверженности и др. Необходимо, однако,
помнить, что фактор соперничества и связанные
с ним отношения могут способствовать
формированию не только положительных,
но и отрицательных черт характера (эгоизма,
чрезмерного честолюбия, тщеславия и т.п.).
Поэтому соревновательный метод оправдывает
свою роль в нравственном воспитании лишь
при условии высококвалифицированного
педагогического руководства.
2.4. Использование словесных и сенсорных
методов
Слово и организованная «чувственная
информация» (направленная демонстрация
реальных явлений или их образных отображений),
как известно, составляют основу общепедагогических
методов обучения и воспитания. Они широко
используются и в процессе физического
воспитания.
Практически все основные стороны деятельности
педагога в процессе физического воспитания
связаны с использованием слова: посредством
слова сообщают знания, активизируют и
углубляют восприятия, ставя задания,
формируют отношение к ним, руководят
их выполнением, анализируют и оценивают
результаты, направляют поведение воспитуемых.
Слово играет в то же время необходимую
роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции
действий воспитуемыми. В зависимости
от этих многообразных функций слова пользуются
теми или иными методами его применения.
Общепедагогические методы - дидактический
рассказ, беседа, обсуждение и т.д. - приобретают
в физическом воспитании, как правило,
более лаконичную форму, чему в немалой
степени способствует специальная гимнастическая
и спортивная терминология. Непосредственно
в процесс занятий физическими упражнениями
включаются преимущественно те словесные
методы, которые позволяют сохранять высокую
моторную плотность занятий и органически
связывать слово с движением. К ним относятся,
в частности:
Сенсорные методы основаны на наглядности.
Наглядность в физическом воспитании
понимается широко: как опора на
свидетельства всех органов чувств,
благодаря которым достигается
контакт с действительностью (использование
зрительных, двигательных, зрительно-двигательных
и других ощущений и восприятий).
Обеспечивая наглядность в
Есть все основания считать, что
по мере дальнейшего внедрения в
физическое воспитание идей кибернетики,
бионики, теории информации в их творческом
педагогическом преломлении, равно
как и современных научно-
3. Комплекс утренней гимнастики
1. Ходьба с размашистыми движениями рук
в ускоренном темпе. Длительность упражнения
1 минута.
2. Стойка ноги врозь, пальцы рук переплетены.
Поворачивая ладони наружу, руки вверх,
подняться на носки — вдох; разъединяя
кисти, руки через стороны вниз, вернуться
в исходное положение — выдох.
3. Бег (15-20 с) с замедлением и переходом
на ходьбу.
4. Стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 —
поворот туловища влево, руки в стороны;
2-3 — пружинящий наклон назад; вдох; 4 —
исходное положение; выдох; 5-8 — то же с
поворотом вправо. Темп средний.
5. Лежа на спине, руки в стороны. Поднять
правую ногу, опустить ногу вправо до касания
пола; поднять ногу; исходное положение.
То же левой ногой, опуская ее влево. Дыхание
равномерное, темп медленный.
6. Исходное положение — стать на колени
и затем сесть на пятки с наклоном вперед,
ладони на полу. 1-3 — скользя грудью над
полом, вначале сгибая, а затем выпрямляя
руки, перейти в положение упора лежа на
бедрах — вдох; 4 — сгибая ноги, быстро
вернуться в исходное положение — выдох.
Темп медленный.
7. Лежа на спине, руки в стороны. Ноги согнуть
и, взявшись за середину голени, прижать
колени к груди, голову наклонить к коленям
— выдох; вернуться в исходное положение
— вдох. Темп медленный.
8. Сидя, ноги врозь, руки в стороны. Наклон
вперед, правой рукой коснуться носка
левой ноги, левую ногу назад — выдох;
исходное положение — вдох; повторить
то же к правой ноге. Темп средний.
9. Исходное положение — упор стоя на колени.
Разгибая левую ногу и поднимая ее назад,
согнуть руки и коснуться грудью пола
— вдох; отжимаясь, вернуться в исходное
положение — выдох; повторить то же, поднимая
правую ногу. Руки в упоре на ширине плеч.
Темп средний.
10. Исходное положение — упор присев. 1
— толчком ног, упор лежа; 2 — упор лежа,
ноги врозь; 3 — упор лежа, ноги вместе;
4 — толчком ног, упор присев. Дыхание произвольное.
Темп медленный.
11. Исходное положение — упор присев. Выпрямиться,
мах левой ногой назад, руки в стороны
— вдох; упор присев — выдох; то же махом
правой ноги. Темп средний.
12. Бег на месте с переходом на ходьбу.
Дыхание равномерное, темп средний.
13. Стоя, руки за спину. 1 — прыжком ноги
врозь; 2 — прыжком. Вернуться в исходное
положение; 3—4 — прыжки на двух ногах.
Дыхание произвольное. Продолжительность
от 20 с.
14. Стойка ноги врозь. Руки вверх, прогнуться
— вдох; пружинящий наклон вперед, руки
в стороны — выдох. Темп средний. Ходьба
на месте, темп средний, 30-40 секунд.
При проведении утренней гимнастики следует
соблюдать определенные гигиенические
правила: по возможности зарядку рекомендуется
проводить круглый год на открытом воздухе,
что дает наибольший эффект. При выполнении
ее в помещении необходимо хорошо проветрить
комнату, делать зарядку при открытом
окне или форточке. Комплекс упражнений
следует выполнять в легкой спортивной
одежде.
В комплексы утренней гимнастики следует
включать упражнения для всех групп мышц,
а также упражнения на гибкость, подвижность
и дыхательные упражнения. Упражнения,
как и вся зарядка, не должны вызывать
утомления.
При выполнении утренней гимнастики рекомендуется
придерживаться определенной последовательности:
- медленный бег или ходьба (2-3 минуты);
- упражнение на «потягивание» с глубоким
дыханием,
- упражнения на гибкость и подвижность
для рук, шеи, туловища и ног (3-4 минуты);
- силовые упражнения без отягощений или
с небольшими отягощениями для рук, туловища
и ног (сгибание и разгибание рук в упоре
лежа, упражнения с легкими гантелями
- для женщин 1,5-2 кг, для мужчин 2-3 кг, с эспандерами
и резиновыми амортизаторами и др.);
- различные наклоны и выпрямления в положении
стоя, сидя, лежа, приседания на одной и
двух ногах и др.;
- легкие прыжки или подскоки (например,
со скакалкой) - 20-35 секунд;
- медленный бег и ходьба (2-3 минуты), упражнения
на расслабление с глубоким дыханием.
Заключение
Физическое воспитание - общественно явление.
Оно возникает вместе с обществом и развивается
по законам общественного развития. Идеи,
направляющие социальную практику физического
воспитания, и формы ее организации всегда
обусловлены конкретными общественными
отношениями, что находит свое выражение
в особенностях систем физического воспитания,
создаваемых в условиях общественных
формаций.
Понятие «система физического воспитания»
отражает в целом исторически определенный
тип социальной практики физического
воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную
совокупность ее исходных основ и форм
организации, зависящих от условий конкретной
общественной формации.
Литература:
1. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная
направленность физического воспитания
студентов педагогических специальностей.
- М.:Высшая школа, 2005;
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической
культуры. - М.: ФиС, 2001;
3. Теория и методика физического воспитания.
Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общ.
ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: Физкультура
и спорт, 1996.
|
Информация о работе Методические принципы и методы физического воспитания