Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 19:28, контрольная работа
Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип. Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие общее, что делает человека человеком, и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
В суровых условиях среды
обитания акклиматизация как активный
внутренний процесс организма может продолжаться
в течение всей жизни человека. Морфологические
признаки акклиматизации проявляются
изменением пропорций тела (удлинение
конечностей, увеличение общей и относительной
поверхности тела в условиях жаркого климата),
пигментации структуры кожи, подкожной
клетчатки. У жителей Заполярья обнаружена
перестройка трахеобронхиального дерева
и тканей легких, сосудистого русла малого
круга кровообращения, увеличение
содержания в крови фетального гемоглобина.
Изменения функционального состояния
различных систем организма определяются
главным образом физическими параметрами
окружающей среды. Так, у людей, длительно
живущих на Крайнем Севере, последовательные
морфофункциональные приспособления
особенно интенсивно протекают в малом
круге кровообращения. Если резервных
возможностей в организме недостаточно,
то эти изменения могут смениться сердечной
недостаточностью и склерозом легочных
артерий. Развиваются тяжелые хронические
неспецифические заболевания легких.
Поэтому необходим постоянный врачебный
контроль и специальный отбор людей для
работы на Крайнем Севере, а также в других
климатических условиях с экстремально
действующими факторами.
Психология физического воспитания и спорта - это область психологической науки, изучающая закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания под влиянием учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Психология - наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности. В соответствии с этим определением основное предназначение психологии физического воспитания - оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры с учетом закономерностей и особенностей психического развития в процессе формирования личности человека. Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Психология спорта - это наука о человеке в сфере спорта.
Психология физического воспитания способствует рациональному решению практических задач обще оздоровительного, образовательного и воспитательного характера с учетом анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваются двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие человека. Физическое воспитание имеет образовательные, воспитательные и оздоровительные цели, оно направлено на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничное развитие личности, подготовку ее к труду, жизни в обществе, к занятиям физической культурой. Физическое воспитание необходимо и доступно практически каждому человеку. Без физического воспитания трудно представить себе гармонично развитую личность, поэтому физическая культура - обязательная учебная дисциплина в каждом общеобразовательном учреждении (от детских садов до вузов).
2. Педагогическая направленность физического воспитания
Психология физического воспитания тесно связана с педагогикой, а ее содержание включает в себя изучение психологических особенностей, как учителя физической культуры, так и учащихся, а также организацию педагогического процесса.
Система занятий в физической культуре соответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако она имеет и свои специфические особенности. Во - первых, физическое воспитание - это непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Во - вторых, содержание и формы этого процесса находятся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Формы и функции организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и массы тела, расширение функциональных возможностей и т.д.). Однако этот процесс зависит и от конкретных условий жизни и деятельности человека, а также в значительной степени от физической активности. Зная и умело используя объективные закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия, позволяющие оптимизировать развитие жизненно важных физических качеств, двигательных умений, предпочтительных для формирования личности, как отдельного человека, так и общества в целом.
3. Развитие физических и психических качеств в результате спортивной деятельности
Цель тренировки заключается в подготовке к высоким спортивным результатам, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и готовности к достижениям. Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. Подготовка к спортивным достижениям - сложный педагогический процесс, который включает в себя образование и воспитание спортсмена.
Выделим основные компоненты единого тренировочного процесса:
В теории физического воспитания рассматриваются пять основных физических качеств: быстрота, сила, ловкость, выносливость и гибкость. Развитие физических качеств неразрывно связано с психическими изменениями в организме человека.
Один из основоположников теории физического воспитания профессор А.Д. Новиков сформулировал важное методологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности: «Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества».
В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха) воспитывают волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в коллективе.
Естественно, что различные физические упражнения и виды спорта в разной степени воспитывают и формируют психические качества занимающихся. Известный спортивный психолог, профессор А. Ц. Пуни наглядно представил различия в структуре основных волевых качеств у спортсменов отдельных специализаций. На рис. 5.10 показана значимость отдельных качеств в подготовке спортсменов (в центре наиболее значимые качества). В числе основных волевых качеств спортсмена, обычно выделяют целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость и стойкость.
Проявление воли носит импульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательных упражнениях.
Рис. 5.10. Структура волевых качеств у спортсменов разных видов спорта (по А.Ц. Пуни)
4. Развитие мотивации и спортивной этики
Индивидуальные потребности и мотивы, которые приводят к занятиям спортом, разнообразны. С общественно-педагогической точки зрения нередко, особенно у детей, первоначальные мотивы приобщения к спорту случайны или малосущественны. Первая воспитательная задача тренера в том и состоит, чтобы, опираясь на исходные мотивы, интересы и потребности спортсмена, развить их в глубоко осознанную устремленность, основанную на высокой цели и твердых нравственных принципах.
Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с установкой на спортивное достижение. Факт достижения намеченного результата становится для спортсмена подтверждением реальности поставленной задачи и одновременно источником его ориентации на очередные результаты. Одна из самых важных задач тренера – воспитания «спортивного» характера, то есть преодоление трудностей на пути достижения цели, а также воспитания спортивно-этических качеств спортсмена.
Существует понятие «спортивная этика» - совокупность норм поведения, регулирующая отношения людей в сфере спортивной деятельности. Задачи спортивно этического воспитания заключаются в соблюдении этических норм которые формируются всей системой воспитания в обществе. Дело в том, что формирующее влияние спорта на личность реализуется в условиях особых межличностных отношений выходящих далеко за рамки чисто педагогических. Являясь воспитателем в полном и точном смысле слова, тренер не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во время тренировки и соревнований. Он становится одним из основных духовных наставников спортсмена, во многом формирует образ его мыслей и поведения, оказывает существенное влияние на весь процесс его становления как личности.
Список используемых источников:
Информация о работе Наследственность и ее влияние на здоровье человека