Национальные виды спорта в истории народо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:28, реферат

Краткое описание

В этом реферате мы рассмотрим основные виды подобных игр – от нехитрых развлечений простолюдинов, до царских забав, от забытых потех – до дисциплин, ставших спортивными в настоящее время и перешагнувшими границы России, Украины и Белоруссии. Древность была не особо богата развлечениями, но зато они носили поистине массовый характер – все, от мала до велика, принимали участие в празднествах и торжествах. В празднество, редкий свободный от работы день, люди стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда, играя, состязаясь или просто участвуя в забавах в качестве зрителей. Но не только забавами и развлечениями служили нашим предкам игры, а еще и воинской тренировкой перед боями с противниками, коих у славян всегда было великое множество.

Содержание

Введение
1. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта
2. Русские национальные виды спорта
2.1 Единоборства
2.2 Пляски и танцы
2.3 Массовые игры
2.4 Спортивные игры
2.5 Царские забавы
Заключение
Список источников литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физ кльтура 1.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине физическая культура

на тему: «Национальные виды спорта в истории народов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

заочного отделения

инженерно-технологического факультета

направления «Агроинженерия»

Рудой Д.В.

 

Содержание

 

Введение

1. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта

2. Русские национальные виды спорта

2.1 Единоборства

2.2 Пляски и танцы

2.3 Массовые игры

2.4 Спортивные игры

2.5 Царские забавы

Заключение

Список источников литературы

 

 

Введение

Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.

Спортивные игры произошли из народных, культивируемых в разных странах на протяжении тысячелетий.

Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.

В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.

Цитата: "Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать".

А.А. Таран, "Русские народные игры и их классификация"

В этом реферате мы рассмотрим основные виды подобных игр – от нехитрых развлечений простолюдинов, до царских забав, от забытых потех – до дисциплин, ставших спортивными в настоящее время и перешагнувшими границы России, Украины и Белоруссии.

Древность была не особо богата развлечениями, но зато они носили поистине массовый характер – все, от мала до велика, принимали участие в празднествах и торжествах. В празднество, редкий свободный от работы день, люди стремились отдохнуть от тяжелого каждодневного труда, играя, состязаясь или просто участвуя в забавах в качестве зрителей. Но не только забавами и развлечениями служили нашим предкам игры, а еще и воинской тренировкой перед боями с противниками, коих у славян всегда было великое множество.

 

 

1. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта

Влияние национальных видов спорта на духовные и физические качества молодежи

Любое исследование требует четкого определения отдельных исходных понятий. Речь идет в данном случае о понятиях, непосредственно связанных с национальным и интернациональным в сфере физической культуры и спорта, но, к сожалению, еще слабо разработанных.

Для периода донациональных отношений в физической культуре характерны такие понятия, как первобытная физическая культура, физическая культура родовой общины. В процессе разложения первобытнообщинного строя происходило образование родовых союзов, из которых, в свою очередь, складывались племена. Здесь уместно говорить уже о физической культуре племен и племенных союзов. С появлением классового общества возникла такая социально-этническая общность людей, как народность, и с этого времени следует говорить о народной физической культуре.

Для периода зарождения и развития наций правомерно употребление термина "национальная физическая культура". Как известно, одной из отличительных черт нации является общность духовной жизни, возникающая на основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, а значит и культурой. Однако предыдущими исследователями понятие "национальная физическая культура" не употреблялось, а заменялось термином "национальные формы физической культуры". Между тем эти понятия не равнозначны.

Изучение диалектики понятий и сферы действий физической культуры привело нас к употреблению термина "межнациональное" в данной области. Известно, что многие народы издревле живут по соседству, имеют много общего в жизненном укладе, обычаях, традициях и в культуре в целом. Много общего и в сфере национальных форм и средств физической культуры. Важно в данном случае отметить, что межнациональное в физической культуре, спорте проявляется более ярко. Это связано, прежде всего, не столько с их формой, сколько с их содержанием, внутренней структурой.

В современной спортивной литературе встречаются термины "народные виды спорта", "народные формы физической культуры". Под этими терминами, как правило, подразумеваются национальные виды и национальные формы.

2. Русские национальные виды спорта

Само слово "забава" у славян носило не совсем "развлекательный" смысл, а более широкий: "массовое событие". Чаще всего массовым событием и была какая-нибудь из перечисленных здесь игр.

2.1 Единоборства

Кулачный бой. На протяжении всей Истории славяне вели постоянные войны, и воинские упражнения и игры сделались неотъемлемой частью древнеславянской культуры, прочно войдя в быт и отразившись в традиционных "потехах". Русский кулачный бой ("кулачная потеха"), – яркий тому пример.

Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII в. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими. И получил ответ: "мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках".

На первый взгляд, кулачный бой может показаться достаточно варварским развлечением. Но, памятуя, что на Руси редкий год обходился без войны, вполне закономерно, что для простого люда (который в любой момент мог быть востребован, как ополчение) он стал исторической традицией. А для государства в целом – полезной школой, в которой население обучалось воинскому искусству "без отрыва от производства". Обычно плохо вооруженные ополченцы стремились компенсировать данный недостаток быстрой реакцией и умелым, неожиданным использованием ситуации, и этому их учил кулачный бой.

Кулачные бои проводились один на один или "стенка на стенку" (групповой бой). Кулачные поединки всегда собирали множество зрителей, жадных до зрелища бескомпромиссной борьбы.

Бои один на один ("сам на сам") в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров, а так же в судебной практике. В последнем случае подобный поединок назывался "поле" и применялся как судебное доказательство: он служил для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле.

Самые выдающиеся одиночные бойцы охотно брались боярами "под свое крыло" – они кормились с барского стола и осыпались всяческими милостями, а бояре бились об заклад, сводя их в поединках для своей потехи.

Местами проведения боев в летнее время выбирались "обширные" места – городские площади, поляны. Зимой "потеха" происходила чаще всего на льду рек или озер. Бои проводились во время русских народных праздников, большинство из которых на Руси проходятся на зиму. На поединки выходили в валенках и полушубках, что накладывало определенный отпечаток на технику боя. Удары наносились так, чтобы пробить теплую одежду – с использованием веса всего тела.

Большинство кулачных боев были "правильными", т.е. проводившимися по правилам. Вот основные их положения:

  • биться "по любви" – то есть не иметь на противника злобы,
  • не бить лежачего противника,
  • не бить сзади,
  • не таить в кулаке тяжелых предметов,
  • не ставить подножек и не захватывать одежды противника,
  • не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).

В боях "стенка на стенку" принимало участие почти все мужское население от мальчишек (!) до взрослых. Подростки "зачинали" бой, потом сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы-"надёжи". Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу.

Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия. Развивались чувство локтя и взаимовыручка – умения незаменимые в битве. Продолжался кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство.

По окончанию "потехи" чествовали наиболее отличившихся бойцов – их поили вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги. Однако единых правил все же не использовалось и нередко бои ограничивались только неизменными – "лежачего не бить" и "досмерти не убивать".

Существовал и очень жесткий тип боя, "свалка-сцеплялка" больше напоминающий побоище – в нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые.

Из того, что до кулачных боев допускались даже дети, ясно отношение, которое имелось у славян к воспитанию силы тела и духа сызмальства. Современному человеку дико представить, как мать отпустит ребенка в драку 50 на 50 человек, бессмысленную и все же довольно жестокую.

Однако для наших предков это было совершенно осмысленным и приемлемым уроком, некоей школой для мужчины, максимально конкретно, "на живом материале" обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам – а гораздо более важному духу совместного соперничества, взаимной поддержки и единства. Закалкой с детства на всю жизнь.

Оглядываясь на традиции русского кулачного боя, становится легче понять ту невиданную стойкость и самопожертвование, которое славяне испокон веку проявляли в войнах за свою родину.

С развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства свое прикладное значение (не малую роль тут сыграло христианство, стремившееся искоренить языческие обычаи) и оно объявило их "вредной забавой". В 1274 году митрополит Кирилл собрал во Владимире собор, на котором между иными правилами постановлено было: "отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать".

Запрещали кулачные бои с завидным постоянством, но даже после указа Николая I (в 1832 г) "О повсеместном и полном запрещении кулачных боев" ("Кулачные бои, как забава вредная, вовсе запрещаются") – они не прекратили своего существования и продолжали сохраняться в народном быту:

"В Москве фабричный был Семен, силач-боец

Зараз из печи изразец

Своею вышибал железной пятернею,

Когда же на бою являлся пред стеною

Все опрокидывал и гнал перед собою.

Страх, ужас перед ним,

А клики радости и похвала за ним…".

А.Е. Измайлов

После 1917 года, кулачный бой был зачислен в "прогнившее наследие проклятого царизма" и не нашел своего места среди спортивных видов борьбы. Идеология кулачного боя, основанная на религиозности и сплоченности общины, шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей совсем иные ценности, и кулачный бой за годы Советской Власти не получает никакого развития. Все попытки внедрить приемы народного боя в программу подготовки пограничников и милиции успехом не увенчались.

Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.

 

2.2 Пляски и танцы

Нам сейчас трудно разглядеть и осознать корни современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору или на гуляниях и праздниках в исполнении фольклорных коллективов. А создавалась она совсем не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.

Гопак, трепак, "казачок", "барыня", матросское "яблочко" и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.

Например, суть известнейшего русского танца "Барыня" заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством!

Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая "Барыня" очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство!

На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником. Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов "спорили" и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино.

Информация о работе Национальные виды спорта в истории народо