Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 21:55, реферат

Краткое описание

Существует различные виды спорта, начиная заниматься ими, многие забывают, какое влияние оказывает то, как правильно выбрать нужный вид для каждого, какие упражнения подобрать для развития той или иной группы мышц, также все забывают и о систематичности. Например, восстановлением и поддержанием формы молодые люди занимаются в основном перед летом, сезоном отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто знает о том, какие нагрузки испытывает организм и как подобрать такую систему тренировок, нагрузок, чтобы добиться высших достижений.

Содержание

Введение
1. Средства и методы физического воспитания
2. Методические принципы физического воспитания
3. Воспитание физических качеств
4. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи
5. Специальная физическая подготовка, ее цели и задачи
6. Основные принципы определения и увеличения нагрузки и интенсивности
7. Продолжительность и интенсивность занятий
8. Значение мышечной релаксации
9. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте
10. Формы занятий физическими упражнениями
11. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия
12. Спортивная подготовка ее цели и задачи
13. Структура подготовленности спортсмена
Заключение
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

referat_Tatyane физ-ра.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Под влиянием тренировки в тесной связи с функцией дыхания меняется и функция кровообращения. Усиленная мышечная работа приводит к гипертрофии сердечной мышцы - увеличению ее массы, утолщению мышечных волокон, а также функциональным изменениям. У спортсменов увеличение размеров сердца обнаруживалось при рентгенографическом исследовании, а часто и при определении границ сердца с помощью выстукивания. Вес сердца у тренированных людей доходит до 400-500 г, а у нетренированных он составляет всего 200-300 г. Экспериментами доказано, что под влиянием упражнений возрастает интенсивность окислительных процессов в сердечной мышце и оказывается выше ее рабочий потенциал. Растет количество гемоглобина и богатых энергией фосфорных соединений. Вместе с тем, по - сравнению с сердцем нетренированного человека сердце спортсмена работает экономичнее, затрачивая меньше энергии на одну единицу объема выбрасываемой крови. Одновременно с ростом массы сердечной мышцы изменяется ее кровеносная сеть. Тренировки увеличивают количество капилляров сердца. Для суждения о функции кровообращения важно учитывать данные о работе сердца и об основных показателях гемодинамики (частота сердечных сокращений и уровень артериального давления). У спортсменов в состоянии покоя она составляет 50 - 60 ударов в минуту. Особенно это выражено у бегунов на длинные дистанции, велосипедистов, лыжников и пловцов. В процессе занятий физическими упражнениями меняется ряд электрографических показателей, что является признаком хорошего снабжения сердечной мышцы кислородом. Давление в пределах 100 - 110 мм свидетельствует о таких изменениях сосудистого русла, которые создают условия для экономной работы сердца, так как кровь поступает в сосуды при уменьшенном сопротивлении.

 

 

    1. Формы занятий физическими упражнениями

 

На основе государственных стандартов учреждения самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.

Учебные занятия - основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах (учебная дисциплина "Физическая Культура").

Учебные занятия могут быть:

-теоретические, практические, контрольные;

-элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

-индивидуальные и индивидуально-групповые  дополнительные занятия (консультации);

-самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

Обязательный теоретический раздел программы излагается ученикам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении - на учебно-тренировочных занятиях.

Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию, не справляющихся с определенными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя как в учебное, так и во внеучебное время. Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса - экзамен.

Внеучебные занятия организуются в форме:

-физических упражнений и рекреационных  мероприятий в режиме учебного  дня (утренней зарядки);

-занятий в секциях, организованных профсоюзом, спортивным клубом или другими внутришкольными, внутривузовскими организациями;

-самодеятельных занятий физическими  упражнениями, спортом, туризмом;

-массовых оздоровительных, физкультурных  и спортивных мероприятий (спортивные  соревнования, физкультурные праздники).

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие ученикам, студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста.

 

11. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия

 

При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки - активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для этого применяется медленный бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Специальная разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 3000-5000 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

Основная трудность при проведении сложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление. При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.

 

 

12. Спортивная подготовка  ее цели и задачи

 

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

 

13. Структура подготовленности спортсмена

 

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов. В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

- устойчивость к стрессовым  ситуациям тренировочной и соревновательной  деятельности;

- кинестетические и визуальные  восприятия двигательных действий  и окружающей среды;

- способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

- способность воспринимать, организовывать  и перерабатывать информацию  в условиях дефицита времени;

- способность к формированию  в структурах головного мозга  опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

 

Общая физическая и специальная подготовка в системе                                          физического воспитания

 

Заключение

 

Изложенные понятия дают общее представление о физическом воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности.

Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека. Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физической работоспособности.

В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.

Заниматься спортом необходимо систематизировано, причём надо выбирать как саму систему тренировок, так и питание, для восстановления затраченной на упражнения энергии. Необходимо также учитывать и такой метод тренировок как мышечная релаксация, который является сильнейшим инструментом в движении к поставленным целям. Нагрузки разделяются на несколько типов. В основном деление идёт по количеству затраченной энергии на совершение упражнения и по интенсивности нагрузки. В различных соревнованиях, на разных дистанциях стоит применять разные мощности нагрузок для достижения высоких спортивных результатов.

Информация о работе Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания