Оздоравливающие свойства природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 10:25, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение результатов воздействия естественных сил природы на человеческий организм.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретная задача:
Изучить свойства природной среды, положительно влияющих на здоровье человека.

Содержание

Введение 3
Глава 1 4-7
Глава 2 8-15
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Валя.docx

— 39.91 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение                                                                                                          3

Глава 1                                                                                                             4-7

Глава 2                                                                                                            8-15

Заключение                                                                                                    16

Список литературы                                                                                       17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физическое воспитание - неотъемлемая часть общего воспитания личности. Физическая культура не исчерпывается упражнениями, спортом, гимнастикой, играми и туризмом, она заключает в себе общественную и личную гигиену труда, быта, использование естественных сил природы для закаливания, правильный режим труда, отдыха и питания. Формирование физической культуры осуществляется при участии средств физической культуры: физических упражнений (основные средства), гигиенических факторов, режима труда и отдыха, естественных сил природы (вспомогательные средства), которые влияют на организм человека комплексно.

Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта. То же самое относится и к используемым в оздоровительных целях естественным факторам природы (солнечной радиации, водной и воздушной средам) и оптимальным гигиеническим условиям.

Целью данной работы является изучение результатов воздействия естественных сил природы на человеческий организм.

В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретная задача:

Изучить свойства природной среды, положительно влияющих на здоровье человека.

Таким образом, объектом исследования в данной работе является экология физической культуры, а предметом исследования - оздоравливающие свойства природной среды.

 

 

 

 

Глава 1

Оздоравливающие свойства природной среды

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В наше время использование естественных сил природы в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям:

1. Сопутствующие факторы: создают  при грамотном учете их действия  наиболее благоприятные условия  для анализа физическими упражнениями. Они дополняют и усиливают  эффективность воздействия движений  на организм человека.

2. Относительно самостоятельные: относительно  самостоятельные средства оздоровления  и закаливания в виде специальных  процедур, солнечных, воздушных и  водных ванн. При оптимальном  воздействии эти процедуры, включенные  в режим трудовой и учебной  деятельности, становятся формой  активного отдыха, повышает эффект  восстановления, и создают положительные  эмоции.

1.1 Метеорологические факторы

Метеорологические факторы составляют ту группу факторов, познав закономерности воздействия которых можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспосабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излучение, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохимические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, работоспособности человека и эффективности физических упражнений. Все это сказывается на технике и тактике физических упражнений и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов при выполнении им физических упражнений.

Использование естественных сил природы в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям:

1. Естественные силы природы как  сопутствующие факторы, создающие  при грамотном учете их действия  наиболее благоприятные условия  для физических упражнений. Они  дополняют и усиливают эффективность  воздействия движений на организм  человека.

2. Естественные силы природы как  относительно самостоятельные средства  оздоровления и закаливания в  виде солнечных, воздушных и водных  ванн. При оптимальном воздействии  эти процедуры, включенные в режим  трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного  отдыха и повышают эффект восстановления.

Для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом применяют основные гигиенические средства:

· оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

· рациональное питание;

· оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;

· закаливание.

1.2 Гигиенические факторы

Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания. Их задача -- сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. С другой стороны, эффективность самих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходимых гигиенических норм. Будучи неспецифическими средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для полноценного решения задач физического воспитания. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима питания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных условиях. Вот почему в программе по физическому воспитанию имеется теоретический материал, определяющий объем гигиенических знаний.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:

1. Средства, которые обеспечивают  жизнедеятельность человека вне  процесса физического воспитания: нормы личной и общественной  гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает  предпосылки для полноценных  занятий физическими упражнениями.

2. Средства, непосредственно включаемые  в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок  и отдыха в соответствии с  гигиеническими нормами, специальное  питание на дистанции, создание  внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность, искусственная  ионизация воздуха, исправность  инвентаря, удобство одежды и  т.п.) и активизация восстановления  организма (массаж, баня, ультрафиолетовое  облучение и т.п.).

1.3 Питание

Питание -- один из основных гигиенических факторов внешней среды, непрерывно воздействующих на организм. Именно через питание человек вступает в самый тесный контакт со всеми химическими веществами растительного и животного происхождения, входящими в биосферу земного шара. 
Посредством питания обеспечивается непрерывность хода двух взаимно противоположных и взаимно связанных процессов ассимиляции и диссимиляции.

Питание служит одним из средств активного целенаправленного воздействия на организм, сохранения, формирования и укрепления здоровья человека.

Полноценность пищевого рациона во многом определяет состояние здоровья населения, оказывая влияние на рост и физическое развитие, трудоспособность, адаптационные возможности, заболеваемость и продолжительность жизни.

Термин «рациональное питание» означает питание, построенное на научных основах, способное полностью обеспечить потребность в пище в количественном и качественном отношениях.

Обеспечение нормальной жизнедеятельности возможно при условии снабжения организма необходимым количеством энергии, белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных веществ, воды в нужных для организма соотношениях.

Сбалансированное питание - это питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами в строго определенных соотношениях, корреляционные зависимости между усвоением пищи и степенью сбалансированности ее химического состава.

Питание принято считать нормальным тогда, когда пища покрывает потребности взрослого человека. В результате масса тела постоянна, организм функционирует нормально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Природные средства оздоровления

"Лечит природа, а врач только помогает" - основная идея естественного принципа оздоровления. Но чтобы природа могла лечить, нужно создать все условия: дать иммунитету вступить в битву с болезнью, не бояться  очиститься от болезнетворных бактерий и вирусов путем их сжигания при резком повышении температуры. Иногда сложно принять решение не "сбивать" высокую температуру, но при этом надо помнить, что температура тела до 38,4-38,5 считается "рабочей", то есть целительной. Чем сильнее естественный иммунитет, тем быстрее поднимается температура, тем более выражены признаки болезни. Надо доверять собственному организму, и, как пишет доктор Залманов, "уважать мудрость тела, уважать его естественную защиту". 
 
А теперь поговорим о самых распространенных, доступных и эффективных методах оздоровления естественными, природными средствами и методами. Все, приведенные далее методы просты в применении и с успехом апробированы: 
 
1. очищение организма 
 
2. водные и воздушные процедуры 
 
3. общие советы по укреплению иммунитета 
 
4. питание 
 
5. природные антибиотики 
 
1. Очищение организма 
 
Во многих книгах, посвященных естественному оздоровлению и лечению природными средствами, вы встретите настоятельные советы очистить организм при помощи клизмы, провести детоксикацию и пр. Многие  знают, как нелегко решиться на эту процедуру самому или подвергнуть ей крохотного малыша. Разумный совет - не мучиться сомнениями и отложить детоксикацию до лучших времен. Будет вполне достаточно, если вы прислушаетесь к своему ребенку и перестанете скармливать ему тяжелую, богатую белками, жирами и трудно усвояемыми углеводами пищу. Последите, например, за больным малышом - он ничего не хочет есть, потому что его организм более чуток к самому себе, чем организм взрослого человека, привыкшего доверять таблеткам и ложному чувству голода. Пускай он ест то, что хочет - фрукты, фруктовые и овощные соки, кисломолочные продукты, побольше пьет и отдыхает. 

 
2. Водные и воздушные процедуры. 
 
Самой спорной, радикальной, но и одной из самых эффективных методик оздоровления является применение различных водных процедур для закаливания организма. Самые активные последователи русского народного целителя Порфирия Иванова практикуют обливания на снегу, купание в проруби и прочие, весьма действенные методы, но есть и а более простые, легко применимые способы, практически не имеющие противопоказаний. Еще раз нужно напомнить, что именно все естественные методы оздоровления, а водные процедуры в особенности, требуют последовательности (сегодня, завтра и всегда, даже если вы себя плохо чувствуете и нет "настроения"), постепенности (не стремитесь сразу влезть в прорубь, начните с малого), гибкости (если не нравится одно, попробуйте другое, не ставьте "крест" на всей системе сразу) и терпения - результаты придут далеко не сразу. 
 
Обливание холодной водой - чрезвычайно эффективная процедура. Назначение процедуры очень простое - тренировка организма в условиях адаптивного стресса, то есть такого состояния, когда стресс не разрушает, а лишь приучает к быстрой смене температуры и среды обитания. Обливание холодной водой (вода из крана, летом - вода из колодца) очень эффективно и в качестве профилактики простуды после купания, когда после нахождения в воде 36-37 градусов кровеносные сосуды расширены, и ребенок наиболее восприимчив к простуде. Вспомните русскую баню, купание в проруби - оно преследует те же цели: сузить сосуды, провести их тренировку на быстрое сужение в условиях холодной окружающей среды с целью уменьшить потери тепла. Очень полезны контрастные процедуры - контрастный душ с чередованием горячей и холодной воды, заканчивающийся холодной водой. Совет: не пользуйтесь каждый день контрастным душем, оставьте его на момент пограничного состояния между здоровьем и болезнью, поскольку это довольно сильнодействующая процедура. Маленьким детишкам можно чередовать горячую и холодную струю из-под крана. 
 
Применение контрастного душа является одной из лечебных высокоэффективных процедур, также идеальных для регулярных тренировок организма. Дело в том, что привыкание неизбежно, и требуется сменить вид закаливания, чтобы добиться повышения естественного иммунитета. Начинайте с теплого душа, чередуя его с холодным, соответственно повышая и понижая температуру контрастных частей душа. Чередуйте воду 7-9 раз, заканчивайте процедуру холодной водой, дайте воде стечь по телу, вытритесь насухо и оденьтесь. Если вы заболеваете или уже больны, лучше лечь, накрывшись теплым одеялом, выпить потогонного чая и как следует пропотеть. 
 
Водные процедуры помогают снижать и легче переносить высокую температуру. Можно обтираться водой с уксусом (на 1 литра воды - столовая ложка уксуса, обычного или яблочного, не эссенции!). Тем, кто практикует водные процедуры, можно принять ванну на 1-2 градуса ниже температуры тела. 
 
3. Общие советы по укреплению иммунитета 
 
 
Здесь мы расскажем о таких важных для укрепления здоровья вещах, как повышение адаптивности организма, или, иными словами, его возможности приспосабливаться к различным условиям существования, в том числе и довольно жестким изменениям, происходящим в последнее время. 
 
Сначала поговорим о пресловутых простудах. Стоит ребенку или взрослому человеку чуть переохладиться, и результат налицо - простуда со всеми, в буквальном смысле этого слова, вытекающими отсюда последствиями. Иммунитет в результате переохлаждения падает, и бактерии и вирусы начинают свою атаку на ослабленный организм. Необходимо с самого раннего детства тренировать приспособляемость к охлаждению. Давно известно, что перегрев гораздо опаснее, чем переохлаждение: в случае последнего организм сжигает лишние калории, чтобы получить тепло, в случае перегрева - отдает тепло через кожу в окружающую среду в виде пота, что вызывает резкое переохлаждение и, как следствие, простуду. Поэтому не следует перекутывать малышей, опасаясь того, что они замерзнут и простудятся. Лучше время от времени трогайте грудку или спинку малыша, и если они теплые, значит, все в порядке. Нос или ручки- не показатель, поскольку система терморегуляции у новорожденного ребенка еще весьма несовершенна и частенько может сбить с толку. Следите за тем, чтобы ребенок ни в коем случае не потел. Если вы носите малыша в "кенгуру" или другом приспособлении на себе, одевайте его легче - он будет получать тепло от вашего тела. Все время, пока ребенок не спит, старайтесь проводить без памперсов. Дайте телу малыша подышать без помощи "дышащих подгузников" (очередной рекламный трюк), пускай он полежит легко одетым при комнатной температуре, ведь он непрерывно двигается - перебирает ножками, ручками, пытается перекатиться с боку на бок. Не тревожьтесь понапрасну, что он замерзнет - вы выдохнетесь через 5 минут после того, как попробуете повторять за ним все движения. Если вы не будете приучать ребенка к слишком комфортному режиму, он не будет представлять себе иной жизни, и его организм привыкнет четко регулировать теплоотдачу в любых условиях. Прислушайтесь к собственным детям, когда они уверяют вас, что им не холодно, в то время как вы с боем пытаетесь надеть на них еще один свитер или теплые штаны - они интуитивно ощущают возможности собственной терморегуляции, в то время как вы слепо следуете общим рекомендациям. Еще один совет - не одевайте детей теплее, чем одеваетесь сами - их система, возможно, еще не совсем совершенна, но она в состоянии справиться с легким переохлаждением, при условии, что вы вовремя скорректируете положение, тогда как перегрев может иметь более далекие последствия. Не оказывайте формирующейся системе саморегуляции малыша медвежьей услуги, приучая ее к безделью и тепловому комфорту. Мои знакомые утверждают, что активно двигающихся детей нужно одевать на порядок легче, чем одеваются взрослые, и они правы - пока мамы стоят у песочницы, дети успевают преодолевать марафонские дистанции. Малыши постарше и сами в состоянии сказать, холодно им или нет. 
 
Однако будьте благоразумны - не превращайте свою жизнь и жизнь детей в сплошное испытание холодом, голодом и экстремальными условиями. Здесь, как впрочем, и во всем, важна мера - не заставляйте ребенка ходить голым, когда в апреле выключили отопление, но и не мешайте ему бегать босиком, если сами не одеваете теплые носки. Не пытайтесь воспитать "моржей", если сами как черт от ладана шарахаетесь от холодной воды. Положитесь на собственную силу, мудрость и интуицию - определите для себя, при каком тепловом режиме вы чувствуете себя в хорошей физической форме, и следуйте собственным ощущениям в отношении ребенка. 
 
Не менее важным фактором реактивности организма является его способность своевременно и правильно реагировать на чужеродные бактерии и вирусы. Ребенок, как известно, рождается на свет стерильным и с первым вздохом впускает в себя мириады микроорганизмов из окружающей среды. Пока малыш получает материнское молоко, он пользуется достижениями материнской иммунной системы, которой зачастую вполне хватает, чтобы противостоять атаке вирусов и бактерий. В это время активно формируется полноценная иммунная система ребенка, наибольший ее рост приходится на возраст до 3 лет. Важно помнить, что маленький человечек уже рождается с зачатками иммунной системы, впоследствии получает антитела с молоком матери и сам формирует иммунитет под воздействием окружающей среды. Не случайно грудные малыши в семье гораздо реже болеют простудами и острыми вирусными заболеваниями, чем старшие дети. Таким образом, малыш далеко не так беспомощен, как может показаться на первый взгляд. Ведь его еще далеко не совершенная иммунная система справляется практически со всеми микробами и бактериями, которые встречаются в роддоме, а потом дома, на улице, при общении с мамой и родственниками. И тут возникает щекотливый и тонкий вопрос - а стоит ли пытаться обеспечить новорожденному практическую стерильность и полную чистоту, за которую так неустанно борется официальная детская медицина? Приведу спорный пример - в многодетной семье нет времени стерилизовать все соски, ложки и бутылки и проглаживать с двух сторон детское белье, и дети в такой семье гораздо менее восприимчивы к простудным и кишечным заболеваниям. Имея работающего мужа и маму, я стерилизовала бутылочки и соски один-единственный раз - сразу после покупки, и больше не забивала себе голову страхами за бедного малыша. Пеленки и детское белье не проглаживались в нашей семье с двух сторон горячим утюгом, поскольку современная стиральная машина позволяет стирать при температуре 90 градусов и даже выше. Я не протирала грудь стерильными салфетками, не кипятила упавшие на пол игрушки, не мыла с мылом и хлоркой комнату, где находилась с малышом. Впоследствии наша дочь свободно ползала по полу и тащила в рот все, что успевала найти под нашим не слишком бдительным присмотром, летом она играла на садовой дорожке, ела с грядки и с ветки то, что там росло, и за все 2,5 года ее жизни мы не пережили ни единого расстройства желудка на почве безалаберности родителей в деле обеспечения полной и безоговорочной стерильности. Если разумно подытожить все вышесказанное, то окажется, что здоровому, я подчеркиваю, речь идет о практически здоровом ребенке, вовсе не так уж и полезна полная защита от окружающей среды. Организм должен приучаться сам справляться с несложными инфекциями, иначе потом он не сможет ответить адекватной реакцией на серьезную опасность. Все это, конечно, не означает, что нужно перестать мыть овощи и фрукты, убираться в квартире, мыть руки перед едой и пр. Нужно соблюдать чувство меры и давать малышу по мере роста самому выходить победителем во встрече с микробами. Помните, что те бактерии и микроорганизмы, которые живут у вас дома, воспринимаются ребенком как "свои", то есть неопасные, и вряд ли вызовут у него тяжелую реакцию, поэтому не стоит так беспокоиться по поводу "нестерильного" пола или пустышки. Будьте в меру бдительны, но и в меру благоразумны. 
 
4. Питание 
 
 
В нашу задачу не входит рассмотреть все возможные виды питания, приводящие к оздоровлению организма, поскольку этой непосильной задаче можно было бы посвятить всю жизнь. Целью в данном случае будут самые общие рекомендации, приемлемые для всех людей с самыми различными взглядами, установками, вкусами и вероисповеданием. 
 
5. Природные антибиотики 
 
 
Мы привыкли чуть что хвататься за современные лекарственные лекарства, принимать по любому поводу антибиотики, стреляя тем самым зачастую из пушек по воробьям. Выход один - начать небыстрый процесс оздоровления. Однако следует помнить, что закаливание, хотя и укрепляет иммунитет, но не может полностью исключить заболевания. В том случае, если вы или ваш ребенок заболели, понадобятся более эффективные меры, и тут следует обратиться к природным, натуральным сильнодействующим лекарствам. Они помогут во время острого состояния, но помните, что и эти средства нельзя бездумно принимать каждый день - произойдет привыкание, и лечебный эффект будет снижен, а то и вовсе окажется нулевым. С другой стороны, ни одно из этих средств не является панацеей от всех бед и способно помочь лишь при умелом и последовательном сочетании всей гаммы нелекарственных методов лечения и оздоровления. Вот некоторые легкодоступные, недорогие и сильнодействующие природные биостимуляторы. 
 
Лук, чеснок, редька. 
 
Не буду много говорить об известных свойствах этих овощей, посоветую следующее: если в доме больной, ставьте у постели здоровых разрезанные пополам луковицы. При насморке поможет следующий рецепт: алейте мелко порубленный лук и чеснок кипятком, дайте настояться, разведите настой водой таким образом, чтобы он не обжигал слизистую носа, и влейте в него нерафинированное растительное масло (для маленьких детей можно простерилизовать масло в водяной бане), добавьте 2-3 капли свежевыжатого сока алоэ или каланхоэ (если есть), и капли в нос готовы. Совсем маленьким деткам можно дать подышать чесночно-луковой кашицей, подогретой в водяной бане. 
 
После года можно приготовить луковый сок с медом или сахаром и дать выпить при кашле. Исключительно хороши при кашле корень солодки и сок черной редьки. 
 
Прополис. 
 
Этот препарат продается в аптеках, магазинах пчеловодства, лавках жизни. Можно пользоваться раствором прополиса на воде или на спирту (не подходит при лечении маленьких детей и при применении на слизистых оболочках). При простудных заболеваниях прополис принимают внутрь (взрослые - 15-20 капель, дети - 5-10 капель на рюмочку воды или сока), курс приема - не более 10 дней. Если развести капли в воде, получится полоскание для горла и полости рта. 
 
До 10 месяцев не рекомендуется давать ребенку прополис, поэтому если заболел малыш, лекарство пьет кормящая мама. Позже можно давать настойку прополиса в качестве профилактики при эпидемии гриппа (из расчета 1 капля на каждый год жизни, разводить в воде или молоке). 
 
Настойкой прополиса на спирту (1 часть настойка + 2 части растительного масла) можно воспользоваться для компресса при отите. Настойка в сильном разведении поможет и в качестве капель в ухо, и в качестве турундочек при сильном воспалении. 
 
Мумие. 
 
В принципе, мумие так же применимо в вышеперечисленных случаях, как и прополис. Мумие - хороший стимулятор регенеративных (восстановительных) процессов, мумие можно употреблять как в виде раствора, так и в сухом виде. При этом следует помнить, что мумие - сильный биостимулятор, и курс приема не должен превышать 7-10 дней. 
 
Калина. 
 
Калина - мощный природный антибиотик. Ее можно добавлять в чай (настаивать на ягодах или в виде сока), можно варить варенье и использовать его для профилактики во время пандемии гриппа. Как и в отношении вышеупомянутых средств, нужно иметь в виду, что нельзя принимать калину в качестве каждодневного средства оздоровления. 
 
Хлорфиллипт. 
 
Используют настойку хлорфиллипта на спирту или на воде. Настойку на спирту разводят так же, как настойку прополиса, и пьют при простуде, при кишечном расстройстве (дисбактериозе, стафилококке), применяют наружно при трещинах на сосках, застойных явлениях в груди, в обработке ран, настойку на воде можно применять и на слизистых оболочках.

Информация о работе Оздоравливающие свойства природной среды