Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:27, контрольная работа
Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. В программу включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. Широкое использование музыкальных произведений, игровых приемов (построение сценария в сюжетной форме) делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.
Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Структура, виды физкультурных досугов и праздников
Организация и методика проведения физкультурного досуга с детьми дошкольного возраста
Составление сценариев досугов и программы физкультурного праздника для детей дошкольного возраста
Составление сценариев досугов и программы физкультурного праздника для детей дошкольного возраста
Вывод
Список литературы
План
Вывод
Список литературы
Приложения.
В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания.
Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. В программу включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. Широкое использование музыкальных произведений, игровых приемов (построение сценария в сюжетной форме) делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.
На праздник к детям приглашаются школьники - бывшие воспитанники дошкольного учреждения, спортсмены, активными его участниками являются родители. Не остаются безучастными и дети - болельщики, для них проводятся конкурсы и аттракционы. Интересно проходят летние и зимние физкультурные праздники, под девизами: «Будем спортом заниматься», «Зимушка - зима», «Зимние забавы», «Праздник Нептуна». В форе занимательного сюжета с детьми проводятся разнообразные упражнения и игры в воде.
Физкультурные праздники
являются важной организационной формой
работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации
широкого круга оздоровительных и воспитательных
задач. В рациональном сочетании с другими
видами работы по физическому воспитанию,
они помогают создать целесообразный
двигательный режим, который служит повышению
функциональных возможностей, улучшению
работоспособности и закаленности детей.
Физкультурные
праздники значимы для всестороннего
развития и воспитания ребят. Во время
праздника они принимают заинтересованное
участие в разнообразной двигательной
деятельности - упражнениях, подвижных
и спортивных играх, эстафетах, танцах,
аттракционах. Действуя с большим эмоциональным
подъемом, стремясь к достижению лучших
результатов в условиях соревнования,
дети совершенствуются физически. Проявление
самостоятельности и инициативы в коллективе
сверстников способствуют активному применению
дошкольниками приобретенных ранее двигательных
умений и навыков, развитию ловкости, быстроты,
силы, выносливости, ориентировки в пространстве
и др. полезных качеств и способностей.
Участие в
праздниках и подготовка к ним приносят
большое эмоциональное и эстетическое
удовлетворение, объединяет детей и взрослых
общими радостными переживаниями, надолго
остаются в памяти как яркое событие. Совместная
с товарищами деятельность, игры, красочное
оформление места проведения праздника
и отдельных видов соревнований, оригинальные
костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание
музыки, торжественное открытие и закрытие
праздника влияют на развитие у ребят
чувства красоты, хорошего вкуса, воображения.
Все это стимулирует их творчество. Воспитатели
привлекают детей к изготовлению различных
поделок, для украшения спортивной площадки
и гимнастического зала, расчистки катка,
прокладывания лыжни, разметки беговых
и велосипедных дорожек, мест для игр,
а также подбору и размещению физкультурного
оборудования и инвентаря, подготовки
костюмов, атрибутов праздника. Даже самые
маленькие, не только участники, но и болельщики,
получают задания, соответствующие их
подготовленности.
Вследствие такой разносторонней творческой
деятельности решаются многие задачи
трудового воспитания. Дети обогащаются
новыми представлениями и знаниями, у
них пробуждается интерес к окружающему,
понимании идейной направленности физкультурного
праздника определенной тематики. Праздники
помогают донести до осознания маленьких
граждан представления о явлениях общественной
жизни. Воспитывать уважение к людям разных
профессий, привлекать внимание к выдающимся
спортивным достижениям. Пробуждать чувство
любви к родному краю и дружба к
Физкультурные
праздники оказывают действенное влияние
на формирование детской личности. Совместная
деятельность, достижение хороших результатов
командой, преодоление трудностей сплачивает
коллектив, вызывает чувство ответственности
(индивидуальной и коллективной). Дети
приучаются сопереживать успехам и неудачам
товарищей, уметь радоваться их достижениям,
поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения
между собой, быть предупредительными
и заботливыми к младшим по возрасту. У
них воспитывается стремление добиваться
не только высоких индивидуальных, но
и командных успехов. При этом развивается
уважение к партнерам по игре, команде
соперников. Соревновательный характер
проведения игр и упражнений на празднике
способствует воспитанию целеустремленности,
настойчивости и находчивости, смелости,
решительности и других морально волевых
качеств.
Участие в физкультурных праздниках
помогает детям глубже осознать значение
систематических упражнений в двигательных
действиях, достижении желаемых результатов,
пробуждает интерес к регулярным занятиям физической
Большое
значение имеет слаженное действие взрослых
- сотрудников дошкольного учреждения,
родителей, представителей шефствующих
предприятий и спортивных организаций,
их совместное участие в подготовке к
программе праздника (веселых играх, плясках,
соревнованиях, аттракционах, песнях и т.п.)
Положительный
пример взрослых служит повышению родительского
авторитета. Привлечение их к участию
в детских физкультурных праздниках содействует
пропаганде физической культуре и спорта
среди широких слоев населения и является
одной из форм работы коллектива дошкольного
учреждения с родителями по физическому
воспитанию. Кроме того, физкультурные
праздники содействуют улучшению физкультурно-массовой
работы среди детей и взрослых.
Анализ научно-методической литературы по организации физкультурных праздников с дошкольниками позволяют сформулировать основные подходы к их классификации.
В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирается тематика и содержание, определяются методы и приемы работы.
1. По доминирующей задаче считаю целесообразным выделить следующие праздники.
Формировать здоровый образ жизни. Это тематические праздники типа «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «День здоровья» (приложение 4), «Праздник чистюль», «Приключения Неболейки», «В гостях у Айболита» и т.п. Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т.п.) позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.
Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями этих праздников является включение в их программу игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Немаловажная роль отводится также подбору познавательного материала, направленного на систематизацию знаний детей о видах спорта, олимпийском движении, российских спортсменах и т.п. Тематика таких праздников разнообразна: «Олимпийцы среди нас», «Путешествие в Спортландию», «Веселые старты».
Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов и т.п.
Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способности. Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск клада, демонстрация своей удали и закалки), взаимосвязанные задания-испытания делают этот праздник весьма привлекательным для детей 6-7 лет. Их деятельность в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрпризами погоды. Тематика определяется интересами детей и возможностями взрослых. Это «Юные Робинзоны», «Космические приключения», «В подводном царстве», «Спасатели», «Сигнал SOS принят».
Демонстрировать спортивные достижения. Такой праздник обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей: окончание учебного года, выпуск из детского сада («Какими мы стали», «Вырастайка») - или сезонными изменениями: конец зимы, лета («Лыжные соревнования», «Велосипедные гонки», «Праздник русалок»).
Воспитывать интерес к народным традициям. Эти фольклорные по тематике и содержанию праздники проводятся в соответствии с христианским календарем (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.
Формировать познавательную активность. Цель - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т.д. В такие праздники включаются соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т.п.): викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок и т.п. Знания и умения детей проверяются при решении социально значимых проблемных задач: как спасти Землю от экологической катастрофы; как наладить контакт с внеземными цивилизациями; как освоить правила безопасной жизнедеятельности. Путешествуя из эпохи в эпоху, по разным континентам, дети получают элементарные представления в области географии, истории, естествознания и других наук.
Воспитывать нравственные качества. Такие праздники особенно значимы для разновозрастных и разнополых коллективов, в которых создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуации, является непременным компонентом содержания этих праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, все дети объединяются одной целью (помочь попавшему в беду герою-персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой - дети делятся обычно на две и более команд (моряки-путешественники и аборигены, земляне и пришельцы, люди, животные и птицы) и включаются в совместную борьбу с общими врагами (зло, страхи, жестокость, зависть).
2. По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом:
- Комбинированный. Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.
- На основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.). Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности детей недостаточно высок, то праздник может принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать теннисный мяч на ракетке; забить волан ракеткой в круг и т.п.). Можно также включить в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.
- На основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание).
- На основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.
- Интегрированные. В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и т.п.
3. По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности:
• Игровые (проводятся с детьми всех возрастов).
• Соревновательные (проводятся с детьми 5-7 лет). Участники двух и более команд соревнуются между собой, или все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем.
• Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей.
• Творческие. Их цель - формирование творческой активности, умения самостоятельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.). Проведение таких праздников требует от взрослого высокого профессионализма, так как неожиданные для него решения детей могут изменить ход сценария. Поэтому в сценарий закладывают разные варианты выхода из предлагаемой ситуации, чтобы дети почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий.
Примечание. Классификация праздников в соответствии с методом достаточно условна: в любом из них используется широкий арсенал методов и приемов обучения и воспитания детей. Поэтому речь идет о преимущественном использовании какого-либо метода.
4. По месту проведения праздники делятся так
• на спортивной площадке или стадионе;
• в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке);
• в спортивном зале;
• в бассейне.
5. По составу детей целесообразней всего праздники классифицировать следующим образом.
• Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как правило, строится на подвижных играх, аттракционах и забавах, в которых (поочередно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массовых играх, хороводах и танцах одновременно принимают участие все желающие.
Информация о работе Организация активного отдыха дошкольников