Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:54, реферат
В большинстве существующих образовательных структур фактически отсутствует целенаправленная и систематическая работа по формированию здорового образа жизни студентов и культуре физических упражнений, занятий спортом. Кроме того, зачастую сами студенты не осознают необходимости здорового образа жизни, а также роли физической культуры в деле его формирования. Данная работа посвящена рассмотрению основ здорового жизни студентов, ее взаимосвязи с занятиями физической культурой, а также роль здорового образа жизни и занятий физкультурой в обеспечении здоровья студентов.
Введение
. Понятие здоровья и его функциональные проявления
. Образ жизни студента, его взаимосвязь с уровнем здоровья
. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
Заключение
Список литературы
В студенческий период наиболее активного овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Студенческому возрасту свойственна некоторая дисгармония, когда желания и стремления у молодых людей развиваются быстрее и раньше, чем воля и сила характера. Распорядок жизни студентов и, в частности, такие его элементы, как упорядоченность, организованность, систематичность, дисциплинированность, являются важным условием успешной учебной деятельности.
Бережное отношение к здоровью необходимо активно воспитывать именно в студенческие годы, когда устанавливаются основные привычки и организация трудовой деятельности в течение дня. Однако нередко молодые люди нарушают элементарные правила гигиены быта, питания и др. Так, согласно исследованиям до 27% студентов, проживающих в общежитиях, уходят на занятия не позавтракав. В этом случае учебные занятия проходят при снижении работоспособности на 9-21%. До 38% студентов принимают горячую пищу 2 раза в день, в то время как институт питания рекомендует студентам 4-разовое питание в день, имея ввиду организацию второго завтрака после 11 часов. Отход ко сну у 87% студентов, проживающих в общежитиях, затягивается до 1-2 часов ночи, вследствие чего они не высыпаются, что сказывается на снижении умственной работоспособности в течение учебного дня на 7-18% по сравнению с тем, когда сон организован нормально. Кроме того, часть студентов (34%) из-за хронического недосыпания прибегают к дневному сну по 1-3 часа.
До 59% студентов начинает самоподготовку в период от 20 до 24 часов. Ее продолжительность составляет в среднем 2,5-3,4 часа, таким образом значительная част студентов выполняет ее заполночь. Учебный труд в столь позднее время требует повышенных затрат нервной энергии, отражаясь на качестве сна. Около 36% студентов занимается самоподготовкой и в выходные дни, предназначенные для отдыха, восстановления сил. До 62% студентов бывает на свежем воздухе менее 30 минут в день, а 29% - до 1 часа, при гигиенической норме, составляющей 2 часа в день. При этом, к разнообразным закаливающим процедурам прибегает менее 2% студентов, следствием чего становятся вспышки простудных заболеваний в осенне-зимний и зимне-весенний периоды, охватывающие до 80% студентов.
Вместе с тем, научно обоснованный режим дня должен быть основан на анализе затрат учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиенически допустимыми нормами. В результате становится понятно, что суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 часов учебных занятий (аудиторных и самостоятельных) и 12 часов, отведенных на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). При этом выходные, не учебные дни содержат в себе 12 резервных часов. Таким образом, при выработке оптимального режима дня следует учитывать указанное распределение различного рода деятельности в течение суток, правильно распределить и установить верную последовательность чередования труда и отдыха.
Таким образом, в основе рационального суточного режима лежит ритмическое правильное чередование труда и отдыха, а также других видов деятельности, и должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего человек в определенное время может наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.
Нельзя также забывать о том, что культура питания играет значительную роль в деле формирования здорового образа жизни студентов. Каждому студенту следует знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу собственного тела. Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. При этом, помимо прочего, важным аспектом культуры питания является режим питания и распределение калорийности пищи в течение суток. К выработке режима питания стоит подходить сугубо индивидуально, но соблюдать главное правило его организации - полноценно питаться не менее 3-4 раз вдень. Стоит также помнить, что выбрав тот или иной пищевой режим необходимо строго его соблюдать, поскольку резкие перемены в питании, пищевые стрессы могут довольно отрицательно повлиять на организм человека.
Рациональное питание является фактором, во многом определяющим здоровье. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи, при этом часть необходимых витаминов образуется в кишечнике.
В современном направлении медицины - естественной гигиены, натурпатии - большое значение придается естественному оздоровительному питанию. Как правило, все сторонники натурпатического питания являются проповедниками ограниченности приема калорийной пищи за счет отказа от продуктов животного происхождения, основных источников белка и жира. При этом, большое внимание уделяется ими также системе голодания, которая способствует очищению организма.
Вредные привычки не совместимы с занятиями физической культурой и спортом. Курение, употребление алкоголя и наркотиков оказывают пагубное воздействие на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Таким образом, для организации здорового образа жизни и улучшения собственного физического состояния и здоровья, необходимо отказаться от вредных привычек и не возвращаться к ним.
Закаливание - это система
мероприятий, направленных на повышение
устойчивости организма к различным
воздействиям окружающей среды (холода,
тепла, солнечной радиации, пониженного
атмосферного давления). Особое значение
имеет закаливание в
Различные виды рефлексии, употребление пищи, процедуры, связанные с личной гигиеной - все это, безусловно, поглощает часть нашего времени, но в основном же жизнь человека уходит на труд и отдых. При этом, их разумный режим - еще один фактор здорового образа жизни.
В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Так, например, к 18-10 годам завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействия. К этому времени выносливость, одно из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств, составляет 85% от величины этого показателя у взрослых лиц. В 20-29 лет ее развитие достигает наивысшего уровня. В этом возрастном диапазоне организм сохраняет высокую работоспособность, общий высокий уровень функциональной активности.
Говоря об основных составляющих здорового образа жизни, стоит еще раз сказать, что среди них принято выделять:
режим труда и отдыха;
организация сна
режим дня;
организация двигательной активности;
выполнение требований санитарии, гигиены и закаливания;
профилактику вредных привычек;
культуру межличностного общения;
психофизическую регуляцию организма;
культуру сексуального поведения.
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежду и обуви. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, поскольку их строгое соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности.
Помимо прочего, немаловажным фактором формирования здорового образа жизни студентов является культура сексуального поведения. Говоря об этом факторе, в первую очередь необходимо сказать, что сексуальное поведение является одним из важных аспектов социального поведения любого человека. Общий уровень сексуальной культуры любого человека формирует эротический ритуал ухаживания и сексуальной техники. Регламентируя наиболее важные аспекты сексуального поведения, культура оставляет место для индивидуальных или вариативных вариаций, содержание которых сожжет существенно варьироваться.
При этом, 17-15 лет является возрастом максимальной активности половых гормонов, а в основе полового внимания (красивая фигура, осанка и т.п.) лежит физическая привлекательность, в силу чего необходимо особое внимание уделять культуре физической и телесной, формировать и улучшать собственное телосложение в необходимом направлении, особенно в студенческие годы. В этом смысле занятия физической культурой и спортом играют, центральную роль, а значит - в значительной степени могут помочь в данном направлении формирования здорового образа жизни студентов.
3. Роль физической
культуры в обеспечении
Следует помнить, что одним из обязательных факторов здорового образа жизни студентов является использование систематических, соответствующих полу и возрасту, состоянию здоровья физических нагрузок. Указанные нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».
У большинства людей, занятых
в сфере интеллектуального
Учебные занятия по физической культуре, предусмотренные в рамках обязательной программы учебных заведений, составляющие 2 раза в неделю, в среднем обеспечивают возможность движений в объеме 4000-7300 шагов, что не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. При этом, в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов, а двигательный компонент составляет менее 2% бюджета свободного времени.
Тем не менее, у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус.
Таким студентам в большей степени коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственны оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, им легче удается самоконтроль.
При этом, говоря о мотивациях в области сохранения здоровья и поддержания организма в тонусе, стоит отметить, что на первом месте среди них находится желание уверенно чувствовать себя среди других людей, больше им нравится и получить уважение; затем - получать удовольствие от двигательной активности, ощущать радость и красоту собственного тела, испытывать радость от мышечного тонуса и т.д. При этом стремление к достижению высоких спортивных результатов престижно лишь для весьма ограниченного круга сегодняшних студентов (только 2,5 % женщин и 6% мужчин).
Стоит отметить, что возможности
физической культуры как средства поддержания
работоспособности пока не получили
должной оценки среди студентов.
Такое положение вещей, во многом
связано с недостатком
Путь к общекультурному развитию, а следовательно, к здоровью, начинается именно с овладения знаниями, которые опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая ее в убеждения. При этом, убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, а, в гораздо большей степени - на практическом смысле этих знаний.
Недостаточность мышечных движений на производстве и в быту, а также при передвижениях, отрицательным образом сказывается на физиологических функциях организма современного человека. Человек, в принципе, может жить при полном отсутствии движений, но это приводит к атрофии мышц, ухудшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем.
Таким образом, преодолеть двигательное
голодание организма или
В современных условиях, когда подвижность ограничена условиями труда и быта, регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека, исправить в физическом развитии и его подготовленности упущенные в детстве моменты.
Стоит заметить, что в детском, и в юношеском возрасте, и в других возрастных группах вплоть до пожилого возраста, возникает проблема выбора упражнений и вида спорта для укрепления здоровья, для физического развития, для повышения и поддерживания высокого уровня общей и профессиональной работоспособности.
При этом очень многие молодые люди в силу разных причин вообще прошли мимо такого выбора, мимо спортивной подготовки в школьные годы. Как ни странно, но чаще всего это случается как раз с теми молодыми людьми, для которых в силу их недостаточного физического развития, функциональной подготовленности дополнительные спортивные тренировки были бы просто необходимы.
В высшем учебном заведении,
где образовательно-
Наряду разделом теоретических
и методико-практических занятий
этой учебной дисциплиной
Информация о работе Организация здорового образа жизни студента