Организация и руководство физическим воспитанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 22:22, реферат

Краткое описание

Цель физической культуры – реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личности.
Специальные исследования показывают, что в ВУЗах страны обучается некоторая часть студентов с ослабленным здоровьем, имеющих различные хронические заболевания сердечнососудистой, дыхательной и других систем, нарушением опорно-двигательного аппарата2. Эти студенты по состоянию здоровья и физической подготовленности относятся к специальной медицинской группе.

Содержание

Введение 3
1.Организация и руководство физическим воспитанием 4
2.Формы физического воспитания студентов 7
3.Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы 9
4.Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в вузе 13
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

физическое воспитание.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

Учебные группы спортивных секций организуются по тем видам спорта, для которых в вузе имеется материальная спортивная база и возможность обеспечить занятия квалифицированным тренерским составом. Число занимающихся в группе и количество часов учебных занятий в неделю на одну группу зависят от спортивной подготовленности занимающихся и регламентируются постановлениями вышестоящих спортивных и профсоюзных организаций.

Занятия проводят специалисты по физическому воспитанию, имеющие высшее или среднее физкультурное образование. Для проведения занятий с группами новичков, III и II спортивных разрядов допускаются тренеры спортивного клуба, имеющие специальную курсовую подготовку и являющиеся квалифицированными спортсменами по данному виду спорта не ниже I спортивного разряда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в вузе

 

Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания. Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы.

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи. Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы11.

Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности, на подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам12.

В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:

    • укрепление здоровья;
    • закаливание организма;
    • повышение уровня физической работоспособности;
    • возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
    • ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;
    • приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков13.

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов.

Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно подвести итог, что целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. Оно направлено на укрепление здоровья студентов, повышение их работоспособности и необходимо для того, чтобы готовить специалистов, которые по своим морально-волевым и физическим качествам соответствовали бы требованиям соц. заказа государства. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

  • воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
  • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
  • всесторонняя физическая подготовка студентов;
  • профессионально – прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
  • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
  • совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;
  • воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом14.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений.

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Барчуков И. С., Назаров Ю.Н.  Физическая культура и физическая подготовка: учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008. – 430 с.
  2. Бароненко В. А.  Здоровье и физическая культура студента. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.
  3. Виленский М.Я.  Физическая культура и здоровый образ жизни студента. – М.: Гардарики, 2007. – 217 с.
  4. Решетников Н.В. Физическая культура. – Спб.: Академия, 2007. – 125 с.
  5. Электронная библиотека [Электронный ресурс].  – http://do.gendocs.ru/docs/index-849.html
  6. Электронная библиотека [Электронный ресурс].  – http://www.studzona.com/
  7. Электронная библиотека [Электронный ресурс].  – http://gotted.3dn.ru/news/fizicheskaja_kultura_v_vuze/

 

1 Бароненко В. А.  Здоровье и физическая культура студента. – М.: Инфра-М, 2009. – с. 5

2 http://gotted.3dn.ru/news/fizicheskaja_kultura_v_vuze/2013-09-12-122

3 Барчуков И. С., Назаров Ю.Н.  Физическая культура и физическая подготовка: учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008. –с.8

4 http://gotted.3dn.ru/news/fizicheskaja_kultura_v_vuze/2013-09-12-122

5 http://do.gendocs.ru/docs/index-849.html?page=14

6 Барчуков И. С., Назаров Ю.Н.  Физическая культура и физическая подготовка: учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008. –с.14

7 Барчуков И. С., Назаров Ю.Н.  Физическая культура и физическая подготовка: учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008. –с 37

8 Барчуков И. С., Назаров Ю.Н.  Физическая культура и физическая подготовка: учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008. –с.38

9 http://do.gendocs.ru/docs/index-849.html?page=14

10 http://do.gendocs.ru/docs/index-849.html?page=14

11 http://do.gendocs.ru/docs/index-849.html?page=14

12 http://do.gendocs.ru/docs/index-849.html?page=14

13 http://www.studzona.com/referats/view/13022

14 http://www.studzona.com/referats/view/13022

 

 


Информация о работе Организация и руководство физическим воспитанием