Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:21, контрольная работа
1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах
Взаимоотношения детей ярко
проявляются в игровой
В младшем дошкольном возрасте
можно наблюдать соподчинение мотивов
поведения в относительно простых
ситуациях. Сознательное управление поведением
только начинает складываться; во многом
поведение ребенка еще
Примерный режим дня для детей, не посещающих детский сад (по В.Е. Васильевой и А.Ф. Каптелину)
1 |
Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание |
7–8.00 |
2 |
Завтрак |
8.40 |
3 |
Игры и занятия дома |
9.10 -10.00 |
4 |
Прогулка и игры на свежем воздухе |
10.10 |
5 |
Обед |
12.30–13.20 |
6 |
Дневной сон (при открытых фрамуге, окне или на веранде) |
13.30–15.30 |
7 |
Свободное время для спокойных игр и приготовления к полднику |
15 -16.00 |
8 |
Полдник |
16.00 |
9 |
Прогулка и игры на свежем воздухе |
16.30 |
10 |
Ужин |
18.30 |
11 |
Свободное время, спокойные игры |
19 -20.00 |
12 |
Ночной сон |
Режим в выходные и праздничные дни
Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более.
Четкость выполнения режима
дня во многом зависит от того, как
сам малыш регулирует свое поведение
на основе выработанных привычек и
навыков самообслуживания. Опыт показывает,
что неуклонное соблюдение установленного
распорядка изо дня в день постепенно
вырабатывает активное стремление ребенка
выполнять режим
Большинство дошкольников посещают
детский сад, где получают четыре
раза в день необходимое по возрасту
питание. Домашний рацион питания такого
«организованного» ребенка
Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку.
По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.
Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.
В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность. В эти 40–60 минут также входит и время для компьютерных игр.
В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.
В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом – отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10–15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению
от игры ко сну способствует привычка
ребенка раздеваться
Лучшая одежда на время сна – пижама, которая в зависимости от сезона может быть байковой, трикотажной или ситцевой. В жаркие дни дети могут спать в трусиках (но не в тех, в которых они играли).
Напомним: во все сезоны года
днем ребенок по возможности должен
спать на воздухе. Если такой возможности
нет, то его надо одеть и укрыть
таким образом, чтобы в течение
всего времени сна окно, фрамуга
или форточка могли оставаться открытыми.
(Температура воздуха в
В часы ночного сна также очень важно обеспечить доступ свежего воздуха. Если же зимой при этом комната чрезмерно охлаждается, ее следует хорошо проветрить перед тем, как ребенка укладывают спать.
Желательно, чтобы после
пробуждения ребенок сразу
Самостоятельно одеться,
застегнуть все пуговицы ребенку
несколько труднее, чем раздеться.
В течение всего дошкольного
возраста у детей следует закреплять
навык одеваться самостоятельно
и аккуратно умываться и
Прогулки.
Прогулка, достаточно длительная,
проводимая ежедневно, – важнейшее
средство оздоровления ребенка, его
полноценного и физического развития.
В холодное время года ребенок
должен гулять не менее 3–4 часов в
день. Если погода неблагоприятная, то
прогулку можно сократить, но не отменять.
В холодное время года подвижность
иных детей ограничивают тем, что
неправильно одевают их, слишком
кутают. громоздкая одежда мешает играть
со сверстниками, перебрасываться снежками,
лепить снежных «баб», кататься на санках
с горки, ребенок не только лишается
радости этих забав, но начинает существенно
отставать в физическом развитии.
У таких детей снижается
Нередко прогулки сокращаются, так как замерз взрослый, который гуляет вместе с детьми, ведь он двигается значительно меньше их. Поэтому очень важно, чтобы и взрослый был одет и обут соответствующим образом.
Комплексное воздействие
прохладного воздуха и
С наступлением теплых весенних дней дети почти целые дни проводят на свежем воздухе. Весной также очень важно следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Если родители не спешат облегчить одежду ребенка, то в зимней он перегревается. Ему тяжело, он расстегивает, а иногда и снимает пальто – а вот это уже может привести к заболеванию. Одежду надо облегчать постепенно: вначале сменить шубу или теплое пальто на весеннее пальто с вязаной кофточкой или фуфайкой, потом освободить ребенка от рейтуз, теплых носков и т.д. Позднее, в еще более теплые дни можно разрешить ребенку ходить с открытыми руками и ногами и, наконец, в трусах. Летом, когда у детей создается привычка ходить легко одетыми, можно и в прохладные дни оставлять их в более легкой одежде.
Таким образом, необходима серьезная
организационная и
Формирование культурно-
План деятельности по воспитанию
культурно-гигиенических
Режимный процесс |
Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков |
Содержание культурно- |
Приемы воспитания |
Прием детей |
Воспитывать бережное отношение к своим вещам и своему внешнему виду. |
Снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Наличие носового платка. |
Показ и объяснение, упражнение и контроль, оценка, создание ситуации успеха. |
Умывание |
Формировать навык пользования мылом и личным полотенцем. |
Правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания личным полотенцем, вешать полотенце на место. |
Показ и объяснение, упражнение и контроль, оценка, использование художественного слова, музыкальных произведений. |
Кормление |
Формировать элементарные навыки поведения за столом. |
Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. |
Показ и объяснение, упражнение и контроль, игровые ситуации, использование художественного слова, иллюстраций. |
Одевание |
Обучать детей порядку одевания. |
Правильно надевать одежду и обувь застегивать пуговицы, надевать колготки и т.д. |
Показ и объяснение, упражнение и контроль, оценка, создание ситуации успеха, использование алгоритмов одевания. |
Укладывание спать |
Воспитывать бережное отношение к своим вещам. |
Аккуратно складывать одежду на стульчик. Самостоятельно одеваться после сна. |
Показ и объяснение, упражнение и контроль. |
Пути формирования
культурно-гигиенических
Формирование КГН совпадает
с основной линией психического развития
в раннем возрасте – становлением
орудийных и соотносящих
По мере освоения КГН обобщаются,
отрываются от соответствующего им предмета
и переносятся в игровую, воображаемую
ситуацию, тем самым влияя на становление
нового вида деятельности – игры. В
играх ребёнок отражает (особенно
поначалу) бытовые действия, прежде
всего потому, что они ему хорошо
знакомы и неоднократно совершались
по отношению к нему самому. Игровые
действия детей этого возраста максимально
развёрнуты. Так, если в пять-семь лет
ребенок может заменить действие
словом, например, «уже поели», то в
раннем возрасте он старательно кормит
мишку первым, вторым и третьим
блюдом. Чтобы ускорить формирование
КГН необходимо в процессе игр
напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь
руки перед едой. Не забыл ли ты помыть
руки своей дочке?». Таким образом,
усвоенные КГН обогащают
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
Информация о работе Организация режима дня, его значение в воспитании детей