Организм человека как единая биологическая система. Воздействие средств физической культуры и спорта, природных, социальных и экологиче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:51, реферат

Краткое описание

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность - специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека - необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры - это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система ………………………………………………..4
2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека …………………………………………7
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности ………………….......8
Заключение …………………………………………………………...11
Список литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физ-ре.docx

— 30.11 Кб (Скачать файл)

 

                                                                                                                                          

.

 

                                      Заключение

     В заключении подведем основные итоги. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

      Формирование и совершенствование различных морфофизиологических функций и организма в целом зависят от их способности к дальнейшему развитию, что имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной работоспособности. При этом следует знать, что способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем развитии. Каждый организм обладает определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их использовать. Так, в результате целенаправленных систематических занятий физическими упражнениями объем сердца может увеличиваться в 2 - 3 раза, легочная вентиляция - в 20 - 30 раз, максимальное потребление кислорода возрастает на порядок, устойчивость к гипоксии значительно повышается. Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки. Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, в том числе и предельных. Одни физиологические показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося.

     Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения. Во многих учебниках физиологии приводятся данные о том, что процесс упражнения стал предметом научного исследования под влиянием эволюционного учения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина только в "1" в. В 1809 г. Ламарк опубликовал материал, где отметил, что у животных, обладающих нервной системой, развиваются органы, которые упражняются, а органы, которые не упражняются - слабеют и уменьшаются. Заслугой П.Ф. Лесгафта, известного анатома и отечественного общественного деятеля 19 - начала 20 в., было то, что он показал конкретную морфологическую перестройку организма и отдельных органов человека в процессе упражнений и тренировки.

    Известные российские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов показали роль центральной нервной системы в развитии тренированности на всех стадиях упражнения при формировании приспособительных процессов организма. В дальнейшем многие исследователи доказали, что упражнение вызывает глубокую перестройку во всех органах, и системах организма человека. Сущность упражнения (а следовательно, и тренировки) составляют физиологические, биохимические, морфологические изменения, возникающие под воздействием многократно повторяющейся работы или других видов активности и при изменяющейся нагрузке и отражающие единство расхода и восстановления функциональных и структурных ресурсов в организме.

    В ходе тренировки развитие работоспособности организма имеет разную динамику, но оно характеризует изменения, происходящие в организме в процессе упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и. методы их развития и совершенствования, Таким образом, эффективность упражнения, находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения - сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов.

     В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы их нейрогуморального регулирования. Так, к числу показателей тренированности в покое можно отнести:

1) изменения в состоянии  центральной нервной системы,  увеличение подвижности нервных  процессов, укорочение скрытого  периода двигательных реакций; 

2) изменения опорно-двигательного  аппарата (увеличенная масса и  возросший объем скелетных мышц, гипертрофия мышц, сопровождаемая  улучшением их кровоснабжения, положительные  биохимические сдвиги, повышенная  возбудимость и лабильность нервно-мышечной  системы);

3) изменения функции органов  дыхания (частота дыхания у  тренированных в покое меньше, чем у нетренированных); кровообращения (частота сердечных сокращений в покое также меньше, чем у нетренированных); состава крови и т.п.

 

                                   Список литературы

 

 

1. Бальсевич В.К. Физическая  культура для всех и для  каждого.

2. Воробьев В.И. "Слагаемые  здоровья". М., Интел, 2002.

3. Дергачев Ю.В. Школа  здоровья. - СПб, 2001.

4. Здоровье без лекарств - Популярная энциклопедия Минск, 1994г.

5. Коростелев Н.Б. "От  А до Я". М., Издательство «Физкультура  и спорт», 2002.

6. Куценко Г.И., Ю.В. Новиков  "Книга о здоровом образе  жизни". М., Приор, 2000.

7. Лещинский Л.А. "Берегите  здоровье". М., ИНФРА-М, 2001.

 


Информация о работе Организм человека как единая биологическая система. Воздействие средств физической культуры и спорта, природных, социальных и экологиче