Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 23:27, реферат
Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения.
высшего профессионального образования
«Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина»
Омский аграрный техникум
РЕФЕРАТ
Тема: «Основы лечебной физкультуры»
Дисциплина: Физическая культура
Исполнитель:
группа
Руководитель:
Оценка__________________
Дата «06» мая 2013г.
Омск
2013
Введение
Лечебная физическая культура (ЛФК) —
метод лечения, состоящий в применении
физических упражнений и естественных
факторов природы к больному человеку
с лечебно-профилактическими целями. В
основе этого метода лежит использование
основной биологической функции организма
— движения. Метод строго дозированных
упражнений на фоне постановки правильного
дыхания.
Термином лечебная физическая культура
(или ЛФК) обозначают самые различные понятия.
Это и дыхательная гимнастика после тяжелой
операции, и обучение ходьбе после травмы,
и разработка движений в суставе после
снятия гипсовой повязки. Это и название
кабинета в поликлинике, и кафедры в институте
физкультуры, и кафедры в медицинском
институте. Термин «лечебная физкультура»
применяется в самых различных аспектах,
обозначая и метод лечения, и медицинскую
или педагогическую специальность, и раздел
медицины или физкультуры, и структуру
здравоохранения.
ЛФК в России
Уклад жизни и мировоззрение русского
народа создали своеобразную систему
физической культуры, оптимальную для
данного антропогенного типа и климатических
условий. Русская физическая культура
(спортивные игры и состязания, такие,
городки, чиж, лапта), русская борьба, кулачные
и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски,
метание бревна или копья) была, как и у
других народов, средством поддержания
и совершенствования физической подготовки
к предстоящим походам и сражениям. В древней
русской культуре физическое здоровье
считалось основой внешней красоты.Наука
о лечебном применении физических упражнений
стала развиваться в России со второй
половины XVIII века после создания в 1755
году Михаилом Васильевичем Ломоносовым
Московского университета, в составе которого
был и медицинский факультет. Теперь —
это Московская медицинская академия.
Первые профессора медицины Московского
университета были активными сторонниками
физических упражнений и природных факторов
для лечения и профилактики болезней.
Прямым наследником традиций Мудрова
стал Григорий Антонович Захарьин (1829—1897).
Он одним из первых стал обучать студентов-медиков
практическим навыкам водолечения (среди
этих студентов был и Антон Павлович Чехов),
подчеркивая, что, куда бы они ни приехали
после окончания университета, в любую
глухую деревушку, везде есть вода, и простые
способы её применения могут дать для
здоровья больше, чем самые модные лекарства.
Выдающийся врач ценил русскую баню и
говорил, что при разумном применении
эта «народная лечебница» помогает избавиться
от недугов.
Нельзя не упомянуть известных медиков,
профессоров Медико-хирургической академии
в Петербурге Пирогова, Боткина, Павлова
и Сеченова. Профессор Медико-хирургической
академии, знаменитый хирург Пирогов Николай
Иванович (1810—1881) сформулировал основные
принципы военной медицины: война — это
травматическая эпидемия, а главной целью
хирургической и административной деятельности
на театре войны являются не спешные операции,
а правильно организованный уход за ранеными
и консервативное лечение. Он указывал
на необходимость применения специальных
упражнений для борьбы с атрофией мышц
конечностей при ранениях.
Следует отметить, что в больших городах
России в XIX веке существовали частные
гимнастические заведения, исключительно
для обслуживания немногочисленного образованного
класса, в большинстве случаев с лечебной
целью.
Один из владельцев такого заведения,
доктор Берглинд, шведский терапевт, внёс
существенный вклад в развитие лечебной
гимнастики в России. Он делал многократные
попытки привлечь внимание общества к
гимнастике, — издавал популярные брошюры,
например, «О применении врачебной гимнастики
к различным болезням» (1876). Частное врачебно-
гимнастическое заведение доктора Берглинда было одним из немногих, где
на гимнастику
смотрели как на отрасль врачебной науки
и для правильного ее проведения считали
необходимым знание анатомии и физиологии
человека. Берглинд считался опытным кинезотерапевтом,
то есть врачом, который лечил движениями,
и его врачебно-гимнастическое заведение
пользовалось широкой популярностью.
Большой вклад в создание лечебной физкультуры
внесли советские учёные Н. А. Семашко,
В. В. Гориневский, Валентин Николаевич
Мошков, В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф.
Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.
До революции 1917 года медицина России
была неэффективной и речи не могло быть
о массовом применении лечебной гимнастики,
о научных разработках в этой области.
Развитие системы здравоохранения, доступной
медицины, так же, как и массового физического
воспитания населения России, происходило
в первые годы революции. Строительство
советского здравоохранения осуществлялось
под руководством Николая Александровича
Семашко, наркома здравоохранения РСФСР.
Уже в 1923—1924 гг. были видны успехи этой
реформы, целью которой декларировалось
оздоровление нации и массовая физкультура.
Николай Семашко на 1-м всесоюзном совещании
профсоюзов в октябре 1925 года впервые
поставил вопрос о лечебной физкультуре,
для того, чтобы бороться с профзаболеваниями,
повышать работоспособность трудящихся.
Быстро развивается курортное дело и физическая
культура как важная составная часть санаторно-курортного
лечения. В 1925 году была создана комиссия
по проведению физической культуры на
курортах, которую возглавил профессор
В. В. Гориневская, в то время первый руководитель
кафедры врачебного контроля в Московском
институте физкультуры. Комиссией было
разработано положение, в котором впервые
были указаны показания и противопоказания
к применению физических упражнений у
больных; средства, необходимые для использования
в курортно-санаторной обстановке и в
лечебных учреждениях (гимнастические
упражнения, отдельные виды спорта, игры,
терренкур, экскурсии и прогулки, естественные
факторы природы, отдельные лечебные гимнастические
системы и пр.).
В том же году при участии Н. А. Семашко
начал издаваться журнал «Теория и практика
физической культуры», на страницах которого
большое внимание уделялось и уделяется
сейчас медицинским проблемам физического
воспитания.
В 1923 г. в Государственном институте физкультуры
в Москве была открыта первая кафедра
лечебной физкультуры и врачебного контроля,
которой с 1926 по 1964 г. руководил известный
профессор И. М. Саркизов-Серазини. Студентам
читали лекции и проводили практические
занятия по общей и частной патологии,
по лечебной физкультуре, по спортивному
массажу, по физиотерапии и спортивной
травматологии[3].
В 1929 г. вышла в свет книга В. Н. Мошкова
«Лечебная физкультура», после чего утвердилось
название лечебного метода применения
физических упражнений для лечения больных.
В 1928 году был принят термин «ЛЕЧЕБНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» взамен терминов,
употреблявшихся в то время: «кинезитерапия»,
«мототерапия», «врачебная гимнастика».
В том же 1928 году в Государственном центральном
институте физической культуры (ГЦИФК)
начинают читать первые лекции по врачебной
гимнастике, массажу, физиотерапии.
В 1931 году Наркомздравом РСФСР был впервые
определён профиль врача — специалиста
по лечебной физкультуре. В 1935 г. было издано
первое руководство по ЛФК (коллектив
авторов), которое затем неоднократно
переиздавалось (1937, 1947, 1957 и 1963).
В годы Великой Отечественной войны лечебная
физкультура быстро развивалась. Перед
медиками встала проблема быстрого
восстановления
бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела
особое значение как один из мощных факторов
восстановления труда и боеспособности
раненых и больных. Знания и практический
опыт, приобретённый в те годы, не потеряли
своего значения до настоящего времени.
Особенно широко лечебная физическая
культура применялась при ранениях опорно-двигательного
аппарата, грудной клетки, черепа, брюшной
полости. Перед лечебной физической культурой
ставилась задача не только восстановление
нарушенных функций органов и систем,
но и приобретения ими общей тренированности
и выносливости.
Большую помощь в организации лечения
легкораненых на научной основе оказала
профессор, полковник медицинской службы
Валентина Валентиновна Гориневская (1882—1953),
входившая во время Отечественной войны
в группу учёных-специалистов советской
армии. С настойчивостью и энергией эта
обаятельная уже пожилая женщина во время
приездов на фронт обучала кадры врачей.
С помощью В. В. Гориневской и её учеников
были выявлены работавшие в различных
госпиталях фронта специалисты по лечебной
физкультуре, физио-механо- и трудотерапии,
а также средний медицинский персонал,
имевший опыт в этой области. В зависимости
от характера ранения был подготовлен
комплекс групповых упражнений, после
которого раненые направлялись в процедурные
кабинеты, где применялись кварц, свет,
диатермия, водные процедуры, грязевые
и парафиновые аппликации. После групповых
процедур проводилось индивидуальное
лечение в кабинетах лечебной физкультуры.
Уже в 1942 году лечебной физкультурой было
охвачено более половины раненых и больных.
Большой вклад в современную лечебную
физкультуру внес Валентин Иванович Дикуль.
Одним из главных достижений Дикуля стала
его собственная методика реабилитации,
защищённая авторскими свидетельствами
и патентами. В 1988 году был открыт «Российский
центр реабилитации больных со спинномозговыми
травмами и последствиями детского церебрального
паралича» — центр Дикуля. В последующие
годы в одной только Москве открылось
ещё 3 центра В. И. Дикуля. Затем под научным
руководством Валентина Ивановича появился
ряд реабилитационных клиник по всей России,
в Израиле, Германии, Польше, Америке и
т.д.
В настоящее время можно выделить современный этап развития ЛФК. Отчасти это негативный процесс — копирование западных систем реабилитации, отчасти — это естественный процесс, связанный с повышением роли средств физической культуры и с достижениями современной медицины.
Средства, формы и методики ЛФК
Основной метод ЛФК — это лечебная гимнастика,
то есть специально подобранные для лечения
физические упражнения. Основное средство
ЛФК — физические упражнения, применяемые
в соответствии с задачами лечения, с учетом
этиологии, патогенеза, клинических особенностей,
функционального состояния организма,
общей физической работоспособности.
1. Методы (методики) ЛФК по сути, являются
задачами ЛФК. В наименовании методики
ЛФК указывают то заболевание или патологической
состояние, при котором этот метод применяется
-при заболеваниях опорно-двигательной
системы (ЛФК при коксартрозе, при нарушении
осанки, при остеохондрозе, сколиозе…)
-при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
-при заболеваниях дыхательной системы;при заболеваниях пищеварительной системы
-при нарушении осанки
-при травмах
-при операциях на грудной клетке
-при беременности
-обучение ходьбе с опорой на трость
2 . Форма лечебной физической культуры
— это та организационная форма, в рамках
которой применяются средства лечебной
физкультуры
-Утренняя гимнастика
-Лечебная гимнастика
-Дозированная ходьба
-Производственная гимнастика
-Лечебное плавание.
-Гидрокинезотерапия,
- обучение бытовым навыкам и ходьбе.
-Игры, спортивные игры.
-Туризм
3. Средства ЛФК — это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах…
-Физические упражнения
-Физические упражнения в воде
-Ходьба
-Восхождения
-Занятия на тренажерах
-Плавание
Классификация физических упражнений
Физические упражнения в ЛФК делят на
две группы:
-гимнастические
-спортивно-прикладные
Состоят из сочетанных движений. С их помощью
можно воздействовать на различные системы
организма и на отдельные мышечные группы,
суставы, развивая и восстанавливая силу
мышц, быстроту, координацию и т. д. Все
упражнения подразделяются на общеразвивающие
(общеукрепляющие), специальные и дыхательные
(статические и динамические).
Гимнастические упражнения
Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д.
упражнения подразделяют
-в метании
-на координацию
-на равновесие
-в сопротивлении
-висы и упоры
-лазание
-корригирующие
-дыхательные
-подготовительные
-порядковые
Спортивно-прикладные упражнения
К спортивно-прикладным упражнениям относятся:
-Ходьба
-бег
-ползание и лазание
-бросание и ловля мяча
-гребля, ходьба на лыжах
-коньках
-езда на велосипеде
-терренкур (дозированное восхождение)
-пешеходный
туризм. Наиболее широко используется
ходьба — при самых различных
заболеваниях и почти всех
видах и формах занятий. Величина
физической нагрузки при
Дозировка физической нагрузки
Дозировка в ЛФК — это суммарная величина
физической нагрузки, которую больной
получает на занятии процедуре).
Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать
функциональным возможностям больного.
Для дозировки нагрузки, следует принимать
во внимание ряд факторов, которые влияют
на величину нагрузки, увеличивая или
уменьшая ее:
1. Исходные положения лежа, сидя — облегчают
нагрузку, стоя — увеличивают.
2. Величина и число мышечных групп. Включение
небольших групп (стопы, кисти) — уменьшает
нагрузку; упражнения для крупных мышц
— увеличивают.
3. Амплитуда движения: чем больше, тем
больше нагрузка.
4. Число повторений одного и того же упражнения:
увеличение его повышает нагрузку.
5. Темп выполнения: медленный, средний,
быстрый.
6. Ритмичное выполнение упражнений облегчает
нагрузку.
7. Требование точности выполнения упражнений:
вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем
при выработке автоматизма — уменьшает.
8. Упражнения сложные на координацию —
увеличивают нагрузку, поэтому их не включают
в первые дни.
9. Упражнения на расслабление и статические
дыхательные упражнения — снижают нагрузку:
чем больше дыхательных упражнений, тем
меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим
и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.
10. Положительные эмоции на занятиях в
игровой форме помогают легче переносить
нагрузку.
11. Различная степень усилий больного
при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.
12. Принцип рассеивания нагрузки с чередованием
различных мышечных групп: позволяет подобрать
оптимальную нагрузку.
13. Использование предметов и снарядов
влияет не только на повышение, но и на
уменьшение нагрузки.
Общая физическая нагрузка на занятии
зависит, от интенсивности, длительности,
плотности и объема ее. Интенсивность
соответствует определенному уровню ее
пороговой величины: от 30-40 % в начале и
80-90 % в конце лечения. Для определения
порога интенсивности применяют выполнение
нагрузок на велоэргометре с возрастающей
мощностью от 50 до 500 кгм/м и более до предела
переносимости. Длительность нагрузки
соответствует времени занятий. Понятие
плотности нагрузки обозначает время,
затраченное на фактическое выполнение
упражнений, и выражается в процентах
к общему времени занятия. Объем нагрузки
— это общая работа, которая выполнена
на занятии. Равномерное без перерывов
выполнение упражнений на занятии обозначают
как поточный метод, общая физическая
нагрузка при этом определяется интенсивностью
и длительностью занятий. При интервальном
(раздельном) методе с паузами между упражнениями
нагрузка зависит от плотности занятий.